Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
18 августа 2023 г. Развивайся

Учёные выяснили, какие игры помогут повысить IQ, или на какой приставке играть полезнее

Учёные выяснили, какие игры помогут повысить IQ, или на какой приставке играть полезнее

Изображение с freepik.com

Мозг человека способен подстроиться под многие ситуации. Он сотрясался, но развивался, когда древний человек гнался за мамонтом, познавал искусство во всём многообразии, оказавшись в эпохе Возрождения, а в XX-м веке улетел с Земли в космос и тоже выдержал этот челлендж. 

Но как реагирует мозг на компьютерные игры? 


Есть родители, которые интуитивно относятся к появлению планшетов, смартфонов, компьютеров, а главное, приставок, в жизни любимых чад с осторожностью. Но многие, если присмотреться к семьям в ресторанах, магазинах, транспорте…, используют гаджеты как «технологические соски и погремушки». 


В поисках ответа любознательный Synergy Times обратился к Елене Скаржинской, заведующей кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия».


— Сказать однозначно, что происходит с человеком под влиянием компьютерных игр, довольно сложно, — начала беседу эксперт, — поскольку видеоигры имеют разное содержание и разные организационные формы реализации. 


Елена Скаржинская уверена, что следует различать развивающие видеоигры (зачастую разработчик изначально понимает, какое свойство развивает), досуговые и найти отдельное место в этом разговоре для киберспорта.


— Киберспорт, — уточнила эксперт, — в качестве специально организованной социальной среды на основе видеоигр привносит иной психологический контекст и, соответственно, оказывает иное воздействие на мозг. 

Кто исправил «ошибку тысячелетия» и при чём здесь ИИ

Читать подробнее

Геймеры и киберспортсмены при прохождении компьютерных игр задействуют разные зоны головного мозга. 


— Также важно подчеркнуть, — продолжила Елена, — что коммуникация в играх способствует быстрому обмену информацией. Поэтому в информационном обществе когниции человека формируются гораздо интенсивнее. 


Современные дети уже в 5-6 лет соответствуют развитию 7-9-летних детей, живших полвека назад. — Даже если сравнить современных детей с теми, кто рос в 1960-70 гг. без компьютеров, видны существенные различия в речи, работе мозга, реакциях, — заметила Елена.

У подрастающего поколения появилось важное новое свойство: умение уклониться от излишней информации. Раньше люди испытывали информационный голод, дефицит — требовалось приложить немало усилий, чтобы найти нужные данные: записаться в библиотеку, запросить нужные книги, журналы, газеты, прочитать их от корки до корки…

Теперь информация подстерегает человека на каждом углу — разве что утюг пока сводки с полей не передаёт. Следовательно, важный навык — это не суметь добыть, а умудриться отсеять, сохранив бесценное.

Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна.

Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ


И всё-таки хотим вердикт: компьютерные игры вредны для мозга ребёнка?

— Мозгу ребёнка могут навредить видеоигры, не соответствующие его возрасту, — поделилась мнением эксперт. — А также ненормированное время перед монитором или невовлечённость в спортизированные игры.

При этом Елена предлагает не обесценивать компьютерные игры как инструмент развития, а рассматривать их как уникальную площадку для межличностных коммуникаций и возможность развития психомоторных реакций и когнитивный способностей.

Не так давно в журнале «Физиология спорта» вышла статья, рассказывающая о проведённом исследовании на тему «Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах».

Исследователи МГАФК и практики из спортивной школы олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу Федерального автономного учреждения Министерства обороны РФ «ЦСКА» поставили перед собой задачу оценить когнитивные функции мозга киберспортсменов в процессе игры. В качестве тестируемой игровой территории взяли «боевую арену» (вид программы Dota 2) и «тактический трёхмерный бой» (вид программы The World of Tanks). Учёные отслеживали время простой и сложной зрительно-моторных реакций, а также отклик игрока на движущийся объект. Диагностировали показатели с помощью таких программ, как «НейроЛаб», «Биомышь», «Прогрессивные матрицы Равена» и краткого ориентировочного теста.

— Учёные пришли к выводу, — продолжила эксперт, — что между группами спортсменов наблюдаются различия в когнитивном стиле, а также в показателях отдельных когнитивных функций. При этом различий в сенсомоторной сфере не наблюдается. Все киберспортсмены обладают высокой скоростью сложных реакций и совершают меньше ошибок при их реализации, чем люди, не имеющие спортивного опыта.

Другое исследование, где в центре внимания оказался мозг любителя компьютерных игр, провели учёные в Российском университете спорта.

— Оно посвящено «влиянию стимуляционных воздействий компьютерных игровых программ на состояние биоэлектрической активности головного мозга». Учёные установили, — уточнила Елена, — что во время игровой соревновательной активности повышается электрическая активность, в частности бета-ритма, наиболее представленного в отделах головного мозга, ответственных за фокусировку внимания.

«Пробуйте! Это спринт-формат… и отличный способ хорошо провести время — тем, у кого крепкие нервы»

Читать подробнее


Скорость реакции повышается, внимание повышается. А что происходит с IQ игрока в компьютерные игры?

— Недавно канадская компания Royal Panda провела исследование, в котором сравнила средний уровень IQ игроков на разных платформах. Самыми интеллектуальными оказались игроки на персональных компьютерах (ПК) с IQ на уровне 112,3. У пользователей приставок Sony PlayStation IQ был 110,7. У владельцев Xbox — 103,8, а Nintendo — 101,3. Самым низким интеллектуальным коэффициентом, по данным исследования, обладают мобильные геймеры, у них всего 99,4 баллов. Это говорит не только о склонностях, но и о том, что сложные игры могут повышать IQ. Более того, развитые благодаря видеоиграм когнитивные способности киберспортсменов и геймеров позволяют им вдвое быстрее осваивать и иные высокие технологии, например, пилотирование дронов.

Цифры смотрятся убедительно. А как обстоит дело на практике? Synergy Times обратился за примерами к Анне Соколовой, руководителю методического отдела Synergy Kids.

Команда  проекта разработала бесплатное российское мобильное приложение для дополнительного обучения и подготовке к школе детей 3–8 лет. В копилке приложения представлены сотни развивающих игр, познавательных мультфильмов, обучающих видео и печатных заданий. Приложение доступно для скачивания.

synergy kids.jpgПредоставлено Synergy kids

— Мы не боимся гаджетов, — воодушевлённо отметила Анна в начале беседы с Synergy Times, —  используем их так, чтобы дети развивались гармонично, без вреда для здоровья. При создании данных игры мы ориентировались на государственные образовательные стандарты, — уточнила эксперт. — Например, если мы даём ребёнку задания по математике, то они точно ему по силам. Более того, он получает задания в определённой последовательности, чтобы создавалась полная научная картина. То же самое про окружающий мир: если мы рассказываем про такие сложные вещи, как экология, например, то только детским доступным языком. Если ребёнку в возрасте четырёх лет сказать, что динозавры жили 240 млн лет назад, он вряд ли сможет оценить, как давно это было.

Война с гаджетами проиграна — они везде. Вопрос лишь в том, как их использовать: не оставлять процесс без контроля и выбирать игры, которые прошли контроль у специалистов, где нет негативного контента.

Анна Соколова, руководитель методического отдела Synergy Kids


Также эксперт поделилась, что разработчиками игр стали в том числе методисты, специалисты дошкольной педагогики и психологии, а за визуал отвечали художники и дизайнеры, специализирующиеся на дошкольном направлении.

— Цель была одна: чтобы был образовательный результат без вреда здоровью. Поэтому вы не найдёте изображения страшных зверей, пугающих картинок, — продолжила она, — всё максимально дружелюбно и понятно для детей.

— Игровой подход — геймификация — нужен везде. Она облегчает процесс обучения и для детей, и взрослых. Главное, соблюсти баланс, который должны определить специалисты. Где-то больше сторителлинга, а где-то больше сложную задачу, которая нужна для прогресса учащегося. Анна Соколова

Совет от эксперта:


Искать те игры, которые находятся в  сторах в разделах «Образование».

Анна Соколова

Кто исправил «ошибку тысячелетия» и при чём здесь ИИ

О чём стоит задуматься, если решил открыть свой бизнес в ОАЭ?

Зачем ограничиваться одной специальностью, когда в сети доступно столько курсов и мастер-классов


Дошкольное образование

Открой для ребёнка мир Synergy Kids

Авторская методика SYNERGY KIDS предполагает фокус на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, формирование его интеллектуальных и творческих способностей, коммуникацию и социальную адаптацию к миру.

#дети #мозг #дошкольники #учёные #исследования #1 сентября

Читайте также: