Учёные выяснили, какие игры помогут повысить IQ, или на какой приставке играть полезнее
Изображение с freepik.com
Мозг человека способен подстроиться под многие ситуации. Он сотрясался, но развивался, когда древний человек гнался за мамонтом, познавал искусство во всём многообразии, оказавшись в эпохе Возрождения, а в XX-м веке улетел с Земли в космос и тоже выдержал этот челлендж.
Но как реагирует мозг на компьютерные игры?
Есть родители, которые интуитивно относятся к появлению планшетов, смартфонов, компьютеров, а главное, приставок, в жизни любимых чад с осторожностью. Но многие, если присмотреться к семьям в ресторанах, магазинах, транспорте…, используют гаджеты как «технологические соски и погремушки».
В поисках ответа любознательный Synergy Times обратился к Елене Скаржинской, заведующей кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия».
— Сказать однозначно, что происходит с человеком под влиянием компьютерных игр, довольно сложно, — начала беседу эксперт, — поскольку видеоигры имеют разное содержание и разные организационные формы реализации.
Елена Скаржинская уверена, что следует различать развивающие видеоигры (зачастую разработчик изначально понимает, какое свойство развивает), досуговые и найти отдельное место в этом разговоре для киберспорта.
— Киберспорт, — уточнила эксперт, — в качестве специально организованной социальной среды на основе видеоигр привносит иной психологический контекст и, соответственно, оказывает иное воздействие на мозг.
Кто исправил «ошибку тысячелетия» и при чём здесь ИИ
Читать подробнееГеймеры и киберспортсмены при прохождении компьютерных игр задействуют разные зоны головного мозга.
— Также важно подчеркнуть, — продолжила Елена, — что коммуникация в играх способствует быстрому обмену информацией. Поэтому в информационном обществе когниции человека формируются гораздо интенсивнее.
Современные дети уже в 5-6 лет соответствуют развитию 7-9-летних детей, живших полвека назад. — Даже если сравнить современных детей с теми, кто рос в 1960-70 гг. без компьютеров, видны существенные различия в речи, работе мозга, реакциях, — заметила Елена.
У подрастающего поколения появилось важное новое свойство: умение уклониться от излишней информации. Раньше люди испытывали информационный голод, дефицит — требовалось приложить немало усилий, чтобы найти нужные данные: записаться в библиотеку, запросить нужные книги, журналы, газеты, прочитать их от корки до корки…
Теперь информация подстерегает человека на каждом углу — разве что утюг пока сводки с полей не передаёт. Следовательно, важный навык — это не суметь добыть, а умудриться отсеять, сохранив бесценное.
И всё-таки хотим вердикт: компьютерные игры вредны для мозга ребёнка?
— Мозгу ребёнка могут навредить видеоигры, не соответствующие его возрасту, — поделилась мнением эксперт. — А также ненормированное время перед монитором или невовлечённость в спортизированные игры.
При этом Елена предлагает не обесценивать компьютерные игры как инструмент развития, а рассматривать их как уникальную площадку для межличностных коммуникаций и возможность развития психомоторных реакций и когнитивный способностей.
Не так давно в журнале «Физиология спорта» вышла статья, рассказывающая о проведённом исследовании на тему «Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах».
Исследователи МГАФК и практики из спортивной школы олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу Федерального автономного учреждения Министерства обороны РФ «ЦСКА» поставили перед собой задачу оценить когнитивные функции мозга киберспортсменов в процессе игры. В качестве тестируемой игровой территории взяли «боевую арену» (вид программы Dota 2) и «тактический трёхмерный бой» (вид программы The World of Tanks). Учёные отслеживали время простой и сложной зрительно-моторных реакций, а также отклик игрока на движущийся объект. Диагностировали показатели с помощью таких программ, как «НейроЛаб», «Биомышь», «Прогрессивные матрицы Равена» и краткого ориентировочного теста.
— Учёные пришли к выводу, — продолжила эксперт, — что между группами спортсменов наблюдаются различия в когнитивном стиле, а также в показателях отдельных когнитивных функций. При этом различий в сенсомоторной сфере не наблюдается. Все киберспортсмены обладают высокой скоростью сложных реакций и совершают меньше ошибок при их реализации, чем люди, не имеющие спортивного опыта.
Другое исследование, где в центре внимания оказался мозг любителя компьютерных игр, провели учёные в Российском университете спорта.
— Оно посвящено «влиянию стимуляционных воздействий компьютерных игровых программ на состояние биоэлектрической активности головного мозга». Учёные установили, — уточнила Елена, — что во время игровой соревновательной активности повышается электрическая активность, в частности бета-ритма, наиболее представленного в отделах головного мозга, ответственных за фокусировку внимания.
«Пробуйте! Это спринт-формат… и отличный способ хорошо провести время — тем, у кого крепкие нервы»
Читать подробнееСкорость реакции повышается, внимание повышается. А что происходит с IQ игрока в компьютерные игры?
— Недавно канадская компания Royal Panda провела исследование, в котором сравнила средний уровень IQ игроков на разных платформах. Самыми интеллектуальными оказались игроки на персональных компьютерах (ПК) с IQ на уровне 112,3. У пользователей приставок Sony PlayStation IQ был 110,7. У владельцев Xbox — 103,8, а Nintendo — 101,3. Самым низким интеллектуальным коэффициентом, по данным исследования, обладают мобильные геймеры, у них всего 99,4 баллов. Это говорит не только о склонностях, но и о том, что сложные игры могут повышать IQ. Более того, развитые благодаря видеоиграм когнитивные способности киберспортсменов и геймеров позволяют им вдвое быстрее осваивать и иные высокие технологии, например, пилотирование дронов.
Цифры смотрятся убедительно. А как обстоит дело на практике? Synergy Times обратился за примерами к Анне Соколовой, руководителю методического отдела Synergy Kids.
Команда проекта разработала бесплатное российское мобильное приложение для дополнительного обучения и подготовке к школе детей 3–8 лет. В копилке приложения представлены сотни развивающих игр, познавательных мультфильмов, обучающих видео и печатных заданий. Приложение доступно для скачивания.
Предоставлено Synergy kids
— Мы не боимся гаджетов, — воодушевлённо отметила Анна в начале беседы с Synergy Times, — используем их так, чтобы дети развивались гармонично, без вреда для здоровья. При создании данных игры мы ориентировались на государственные образовательные стандарты, — уточнила эксперт. — Например, если мы даём ребёнку задания по математике, то они точно ему по силам. Более того, он получает задания в определённой последовательности, чтобы создавалась полная научная картина. То же самое про окружающий мир: если мы рассказываем про такие сложные вещи, как экология, например, то только детским доступным языком. Если ребёнку в возрасте четырёх лет сказать, что динозавры жили 240 млн лет назад, он вряд ли сможет оценить, как давно это было.
Также эксперт поделилась, что разработчиками игр стали в том числе методисты, специалисты дошкольной педагогики и психологии, а за визуал отвечали художники и дизайнеры, специализирующиеся на дошкольном направлении.
— Цель была одна: чтобы был образовательный результат без вреда здоровью. Поэтому вы не найдёте изображения страшных зверей, пугающих картинок, — продолжила она, — всё максимально дружелюбно и понятно для детей.
— Игровой подход — геймификация — нужен везде. Она облегчает процесс обучения и для детей, и взрослых. Главное, соблюсти баланс, который должны определить специалисты. Где-то больше сторителлинга, а где-то больше сложную задачу, которая нужна для прогресса учащегося. Анна Соколова
Совет от эксперта:
О чём стоит задуматься, если решил открыть свой бизнес в ОАЭ?
Зачем ограничиваться одной специальностью, когда в сети доступно столько курсов и мастер-классов
Дошкольное образование
Открой для ребёнка мир Synergy Kids
Авторская методика SYNERGY KIDS предполагает фокус на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, формирование его интеллектуальных и творческих способностей, коммуникацию и социальную адаптацию к миру.
Узнать, как поступить