Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
4 августа 2023 г. РазвивайсяПрочитаете за 5 мин

Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

Материал обновлен: 4 августа 2023

Художники-аниматоры трудятся годами, чтобы мы провели за мультсериалом один вечер. Что создатели фильмов делают в студии, почему процесс такой трудоёмкий и каких специалистов не хватает индустрии, редакции Synergy Times рассказал директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев и карьерный консультант Центра карьеры корпорации «Синергия» Ольга Савенко.

Анимация вручную и на компьютере

Разделяют аналоговые и компьютерные техники анимации . Первые — исключительно ручной покадровый труд. Это может быть рисованная на кальке анимация или анимация, выполненная в технике перекладки деталей — элементов фона, персонажа, разных объектов. Перемещая их, можно создать движущиеся картинки.

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

Существуют кукольная и пластилиновая техники, когда на сцене-макете покадрово перемещаются и фиксируются на камеру объекты, персонажи.

Анимация — искусство, не знающее границ. Есть, например, такие необычные его виды,  как игольчатый экран Александра Алексеева. В раме расположены тысячи тонких игл, если надавить на них каким-либо предметом, они повторят его очертания. Используя при этом приёмы светотени, можно добиться интересной картинки. Есть также мультфильмы из песка, лоскутков, нитей.

Борис Машковцев

Традиционные техники сейчас задействуют в основном в авторской анимации, которая выступает полем для экспериментов. Её можно отнести скорее к фестивальному кино. Сделать с помощью традиционных техник массовый продукт (полнометражный фильм, сериал) — крайне трудоёмкий процесс. Сравните: в 1970-е годы студия производила 30 короткометражных мультфильмов в год, а теперь — 300 серий в год. Создавать нужно много и быстро, поэтому на передовой — компьютерные техники.

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

К ним относится, например, тоже рисованная анимация, но созданная с помощью стилуса и тачпада. Также есть анимация с применением компьютерной перекладки. Это тоже ручная покадровая работа, но с помощью современных технологий. Существует электронная библиотека деталей, из которых авторы конструируют персонажей. Аниматоры заставляют их двигаться, меняя положение заранее заготовленных элементов.

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

Анимация одинаково массово производится в 2D- и 3D-техниках. Это позволяет создавать разнообразный контент для ТВ-каналов, обычных и онлайн-кинотеатров, стриминговых платформ, соцсетей в больших объёмах.

Некорректно говорить, что какие-то виды анимации устаревают. Иногда традиционное искусство возрождается в массовых продуктах. Например, кукольная анимация выстрелила в мультфильмах «Труп невесты» (2005) режиссёра Тима Бёртона, «Коралина в стране кошмаров» (2008) режиссёра Генри Селика, в российском мультфильме «Гофманиада» (2018) режиссёра Станислава Соколова.

Часто компьютерные техники совмещают друг с другом, с традиционными техниками или интегрируют их в художественные фильмы. Например, в октябре 2022 года вышел трейлер фильма «Чебурашка», в котором наряду с актёрами Сергеем Гармашом и Фёдором Добронравовым действует анимированный персонаж. Чтобы наделить его движениями и мимикой, использовали технологию Motion Capture, позволяющую оцифровать игру реального актёра. Созданного с помощью техники 3D CGI героя интегрировали в снятый на натуре фильм. Для этого сейчас есть десятки специальных программ.

«Мы танцуем и занимаемся пантомимой» – история студентки, которая учится на мультипликатора

Читать подробнее

Как создают мультфильмы

В зависимости от техники создания мультфильма у каждого этапа производства будут свои особенности. Например, процесс создания короткометражного мультфильма в технике 3D CGI выглядит таким образом:

Pre-production

Это подготовительный период, в котором задействованы продюсер, сценарист, режиссёр, художник-постановщик, 3D-моделлер. Pre-production включает следующие направления работы:

  • Разработка концепции и сценария проекта.

  • Всё начинается с идеи для истории. Обязательно определяют возрастную аудиторию. Если фильм детский, то вместе с педагогом-психологом решают, какие детали сюжета и художественной концепции возможны.

    Например, детям дошкольного возраста принято показывать истории про добро в пастельных тонах и в исполнении округлых персонажей. Младшим школьникам предлагают конфликт добра и зла, более яркие краски и сложные формы. Подростки могут воспринимать разные детали жизнеустройства, а не делить мир на чёрное и белое.

    Над сюжетом работает сценарист. Художественной концепцией фильма от начала до конца производства занимается художник-постановщик, согласовывая её на каждом этапе с продюсером. Разработка концепции начинается с создания мудборда.

    Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

    Это могут быть изображения из интернета, стоп-кадры из других мультфильмов, передающие общую атмосферу, стилистику, цветовую схему, свет и глубину кадра, возможную графику фоновых изображений, примерный вид персонажей.

    На начальном этапе создатели также выбирают, в какой технике будут делать мультфильм (это может зависеть от стиля фильма, технологического уклада студии, моды или бюджета).

  • Раскадровка сценария (иллюстрация истории, похожая на комикс).

  • Она помогает разбить действие на монтажные планы, отшлифовать идею, более детально проработать содержание сцен. Раскадровку делает режиссёр. Параллельно идёт работа над образами персонажей и местами действия (локациями).

  • Разработка персонажей и локаций.

  • Это продолжение работы над художественной концепцией. Художник-постановщик прорисовывает эскизы персонажей и примеряет к ним фоны будущего фильма. Далее для каждого героя создаются модельные листы, которые представляют различные характерные варианты его мимики, эмоций, движений. Это нужно, чтобы в процессе анимации художники не «потеряли» образ героя. Режиссёр контролирует творческий процесс.

    Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
  • Риггинг и создание персонажей в трёхмерном пространстве.

  • 3D-моделлер создает виртуальную куклу (модель персонажа) по модельным листам и осуществляет риггинг — начиняет персонажа скелетом, который позволяет управлять движением частей его тела. Затем проводится тестовая анимация в 3D. Это ещё не окончательный вариант, а эксперимент.

  • Озвучка.

  • Актёры озвучивают героев ещё до того, как те начнут действовать в кадре. Это нужно, чтобы образы персонажей окончательно сложились, а создатели мультфильма лучше понимали хронометраж и манеру диалогов, а также могли попасть в артикуляцию персонажей.

  • Сборка аниматика.

Аниматик — черновик будущего мультфильма, смонтированный из картинок раскадровки и записи актёрских реплик. Иногда в него добавляют примеры музыки, шумов.

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

Изображения персонажей и окружающего мира здесь условны, но они дают возможность прочувствовать течение времени в фильме, обозначить характер и скорость передвижения героев, наглядно увидеть художественную концепцию. Аниматик состоит из так называемых сцен, монтажных планов. Для удобства дальнейшая работа над фильмом ведётся посценово.

Производство

Созданием мультфильма занимается множество разных отделов: анимации, спецэффектов, монтажа, звука. Всеми руководит режиссёр. Производство включает:

  • Моделинг: художники на основе исходных эскизов воссоздают в 3D локации, персонажи и реквизит. На этом этапе все элементы похожи на серые скульптуры.

  • Текстуринг и шейдинг: каждый объект получает свою фактуру, цвет, рельеф, блики, физические свойства (металлические доспехи и ткань будут выглядеть на экране по-разному).

  • Анимация, «одушевление» персонажей. На этом этапе создаются движения и мимика героев, они приобретают характер и детализацию. Отдельные специалисты создают визуальные эффекты, которые потом добавляются в финальную картинку.

  • Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
  • Постановка виртуального света: художник-постановщик рисует эскизы, где показаны направление, яркость и контрастность света и тени, а специалист по свету расставляет необходимые источники освещения в локации и делает картинку более художественной.

  • Рендеринг (преобразование трёхмерной сцены в плоское растровое изображение или в последовательность кадров): специалисты по рендерингу на основе 3D-данных от предыдущих этапов производства просчитывают финальную картинку с помощью компьютерных программ. По современным стандартам это изображение в формате 2К (2048×1080 пикселей) или 4К (3840×2160 пикселей). Процесс может занять несколько секунд или часов — в зависимости от детализации моделей, их количества, сложности освещения.

  • Композитинг/компоузинг: специалисты по компоузингу объединяют все графические объекты (персонажей, локации, спецэффекты), прошедшие по отдельности рендеринг, в единое целое. Материал ещё можно отредактировать, сделать цветокоррекцию, добавить глубину резкости (это финальные штрихи воплощения художественной концепции).

Post-production

Этот этап актуален для всех фильмов, не только анимационных.

  • Финальный монтаж: специалисты объединяют разрозненные сцены, синхронизируют изображение с заранее записанными шумами и музыкой. На этом этапе окончательно определяется темп действия, система смысловых, звуковых и ритмических отношений между кадрами, их последовательность. В итоге получается готовое произведение.

  • Внутристудийный премьерный показ. Иногда после него возможны доработки, но чаще всего анимационный фильм после студийного показа отправляют в прокат.

Высшее образование

Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Узнать, как поступить

Сколько времени занимает создание мультфильма

Сроки производства зависят от технологии, формата проекта, масштаба команды.

3–6 месяцев активной работы без пауз уходит на создание одного эпизода мультсериала хронометражем 7–11 минут. В производстве одновременно находится 5–10 серий, каждая на своём этапе создания. Над проектом может работать творческая группа от 30 человек (как в мультсериале «Чуч-Мяуч») до 80 человек (как в «Ну, погоди! Каникулы»).

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

1 год может уйти на создание авторской короткометражки (видео до 15 минут), над которой работают несколько человек.

3,5 года — средний срок производства полнометражной картины (видео дольше 52 минут). Над ней обычно работают около 80 человек. До полугода уходит на разработку художественной концепции и сценария. Ещё три года — на реализацию.

Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает

Читать подробнее

Какими умениями должен обладать художник-аниматор


По словам карьерного консультанта Центра карьеры корпорации «Синергия» Ольги Савенко, такой специалист должен уметь создавать качественные рисунки и анимацию вручную или с помощью программ. Также он должен понимать основы пропорций и цвета, придумывать оригинальные идеи и переносить их в анимационные проекты, владеть техниками и методами создания двухмерной и трехмерной анимации. Ещё важно знать различные анимационные стили и налаживать сотрудничать с аудио-специалистами для звукового оформления. Также, важны soft skills — умение работать в команде, внимательность к деталям, усидчивость и обучаемость.

«Грамотный художник-аниматор имеет широкие карьерные перспективы в различных областях: анимационные студии, киноиндустрия, телевидение, игровая индустрия, рекламные агентства. Также он может работать как фрилансер, сотрудничая с разными заказчиками», — говорит Ольга Савенко.

Перспективы анимации в России

Отечественная анимация, в отличие от западной, развивалась вне мировой индустрии. В СССР она полностью находилась на госфинансировании, и это позволило авторам развить множество школ и техник. Такого разнообразия нет почти нигде в мире, что делает российскую анимацию феноменальной.

Но в начале 1990-х отрасль лишилась господдержки и почти перестала существовать. Только с начала 2000-х анимация в России стала развиваться как коммерческое направление, а не только как искусство. За последние 10 лет объём анимационного рынка в стране вырос в пять раз: в 2011 году он был чуть меньше 4 миллиардов рублей, а в 2021 году составил 20 миллиардов рублей. Увеличилось число игроков рынка: в 2011 году работало 30 компаний, сейчас — 80. Однако на международной арене российская анимация пока занимает 1%.

Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»

При этом она обладает колоссальным потенциалом, который можно раскрыть, если нарастить объёмы производства. Для этого нужно больше компетентных специалистов.

«Всегда в дефиците аниматоры, а сейчас также специфические технические специалисты — по рендерингу, компоузингу, лейауту. Без них невозможно массовое производство. Общемировая проблема — нехватка сценаристов, способных создавать вселенные, которые смогут годами жить своей жизнью и порождать сценарные ответвления», — отмечает Борис Машковцев.

Высшее образование

Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации

Вы научитесь создавать анимированные рекламные ролики и спецэффекты для фильмов, а также 2D- и 3D-моделированию и моушн-дизайну. Студенты проходят практику на ведущей анимационной киностудии страны «Союзмультфильм». К выпуску имеют собственное портфолио, которое помогает им трудоустроиться. Например, начинающие 3D-аниматоры получают от 160 тысяч рублей, а художники анимации – от 200 тысяч рублей.

#анимация #мультфильмы #профессии #абитуриенты #дети #искусство #дизайн #специальности #креативные индустрии

Читайте также: