Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
16 января 2024 г. Переключись

Шаг в сторону от классики, или не пропустим спектакль от юриста

Шаг в сторону от классики, или не пропустим спектакль от юриста

Предоставлено пресс-службой театра «У Никитских ворот»

Автором постановки выступил Михаил Барщевский, известный юрист и участник интеллектуальной телевизионной передачи «Что? Где? Когда?». Только в телеигре Барщевский отвечал, как известно, за традиции, а на театральной сцене, видимо, решил их разрушить?

Начинается спектакль с обращения автора — но просит он не звук мобильных телефонов выключить, а интригующе подготавливает зрителя к тому, что, по его мнению, не вписалось в театральные рамки и стало неформатом. 

Очень не люблю эффект обманутых ожиданий. Хочу и вас предостеречь. То, что вы сегодня увидите, не есть спектакль в обычном значении этого слова. Все будет не так, все не по gравилам. От Марка Розовского как-то я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Я установил на сегодняшний вечер закон — НЕФОРМАТ». Михаил Барщевский

Свет гаснет. Прошедший краткий курс подготовки ко встрече с театральным неформатом, зритель в темноте замирает в ожидании, слегка опасаясь, что кресла взлетят или стены разъедутся. Но нет, спецэффекты ни в зале, ни на сцене в постановке не используются — всё по классике. 

image-29-11-23-09-40 (1).jpegМихаил Барщевский в спектакле «Неформат». Представлено пресс-службой театра «У Никитских ворот»

Несколько действий  — и вот уже зритель следит за диалогом молодого художника (Игорь Скрипко) и дамы (Ольга Лебедева), умудренный возрастом и положением. Затрагивают они разные темы: от зарплаты до инцеста… Но вдруг их прерывает автор, временно расположившись на первом ряду за режиссерским столиком, в зрительном зале. Перебивает, спешит на сцену — включается в диалог персонажей, а после резюмирует моральные и юридические размышления, обратившись в зрительный зал. За время спектакля трюк повторяется многократно. Зритель понимает, что оказался на «ложной» репетиции спектакля, а режиссёр, подкрепленный правом неформата, снёс «четвертую стену». Но технику «ломки четвертой стены» назвать новаторской не получится: режиссёры и зрители давно знакомы с этим приёмом. 

В театре «Модерн» представили спектакль о ключевом событии XX века

Читать подробнее
В чем же всё-таки неформат? 

В этот момент стоит вспомнить, что Михаил Барщевский не только практикующий адвокат, но и доктор юридических наук, профессор, ведущий просветительскую работу, читающий лекции студентам. И оказались мы не на спектакле или «ложной» репетиции, а лекции вне формата. Автор говорит не только об установленных законах, но и, стремительно перемещаясь из зрительного зала на сцену, делится собственными трактовками и позицией на тему института семьи, неизбежности войн, конфликта поколений… Секрет раскрыт — но он же и магнит, притягивающий разную аудиторию: не только театралов и любителей экспериментов, а студентов-юристов и всех, кто ищет ответы на насущные вопросы. 

image-29-11-23-09-40-2.jpegСпектакль «Неформат». Предоставлено пресс-службой театра «У Никитских ворот»

Премьеры в театрах столицы, или поскачем галопом по эпохам

Читать подробнее

Почему мы сдуваемся на пути к цели и о чём нам сигнализирует лень

Выбрали детективы Агаты Кристи, которые точно стоит пересмотреть

Важна ли музыка в кино, или от какого инструмента у зрителя бегут мурашки по коже

Высшее образование

Школа нового театра

«Школа нового театра» — пространство актуальных творческих профессий. Здесь воспитывается новое поколение театральных деятелей — арт-менеджеров, актёров театра, кино и телевидения.

Читайте также: