«В России делают отличные игры, но они оставались незамеченными» – что ждёт наш рынок геймдева
warthunder.ru
Из-за событий на Украине крупнейшие зарубежные игровые компании ушли из России. Геймеры лишились доступа к видеоиграм и железу, тысячи разработчиков потеряли работу. Редакция Synergy Times узнала у руководителя направления геймдизайна и разработки игр университета «Синергия» Алины Павловой, в каком положении оказалась отечественная гейм-индустрия и что ждёт её дальше.
«Россия занимает золотую середину в индустрии геймдева»
В России никогда не было резкого роста геймдева, когда бы компании быстро открывались и развивались. Был подъём во время пандемии, но и тогда отечественный игровой рынок составлял только 1,5–2% от мирового.
В стране есть дефицит игровых студий и специалистов, многие разработчики работают уже десятилетиями. К примеру, в 2020 году в США эксперты насчитали более 1,1 тысячи компаний, в Европе – более 600, а у нас – только 200, да и те небольшие. А на Западе много весомых игроков. Там даже начинающий специалист может устроиться в крупную студию и получить ценный опыт.
Но у нас много инди-команд, к ним чаще всего и присоединяются начинающие гейм-дизайнеры. Это небольшие коллективы, которые работают без финансовой поддержки издателей компьютерных игр. Несмотря на это, они делают хорошие AAA-проекты.
Atomic Heart от российского разработчика Mundfish, mundfish.comНа международный уровень вышло много продуктов российских инди-студий: мобильные, компьютерные игры и игры для консолей. Например, «Мор», «Мор-2» и «Тургор» от Ice-Pick Lodge или Everlasting summer от Soviet Games. А в 2018 года Mundfish выпустила релиз шутера Atomic Heart (Атомное сердце), который получил высокую оценку во всём мире, и теперь вся индустрия ждёт игру.
Кто такой разработчик игр и как любовь к геймдеву превратить в профессию
Читать подробнее«Последние события на Украине сильно повлияли на игровую индустрию»
Очень сложным оказался март 2022 года, когда зарубежные компании отказывались от сотрудничества с Россией и с нашими специалистами. Тогда за один месяц с отечественного рынка ушло больше 20 крупных студий: Activision Blizzard, EA, Sony, Microsoft и др. Прокатилась большая волна увольнений. К примеру, в феврале-мае без работы остались 200 сотрудников из Playgendary и 600 человек из Game Insight. Какие-то студии вообще отказались комментировать ситуацию, так и не раскрыли число уволенных россиян.
Закрылись многие торговые площадки (Steam, Epic Games Store, GOG, Ubisoft Store и др.), куда ранее российские разработчики могли заливать свои продукты. Правда, некоторые всё же остались открытыми, но с них исчезли зарубежные продукты, на которые ориентировались наши программисты. Ведь чтобы сделать хороший проект, нужно расширять кругозор, изучать историю индустрии, представлять, каким продукт должен быть, понимать механику игры, принцип взаимодействия с юзером, его психологию. Из-за сокращения рынка сейчас сложнее тренировать насмотренность.
«Мор» от российского разработчика Ice-Pick Lodge, ice-pick.comВозникли проблемы с железом. AMD и NVIDIA приостановили поставки видеокарт, AMD и Intel – процессоров, Microsoft, Sony и Nintendo – консолей. Наши геймеры не могли предвидеть такую ситуацию и, конечно же, остались без комплектующих. Да, есть параллельный импорт, но он не решает вопрос полностью. К тому же цена на продукты, ввозимые в страну таким образом, очень высокая, не каждый может себе позволить.
Новые игры выходят с довольно высокими требованиями и просят в разы более мощное железо. Но из-за проблем с поставками популярность новинок снижается. Хотя с PlayStation в России всегда были сложности, NextGen консоль как неуловимый мститель – купить её просто нереально. Производители не успевают за ростом спроса геймеров, а перекупщики мгновенно скупают приставки у официальных дилеров и перепродают с двойной наценкой.
Гейм-дизайнер: человек, от которого зависит, сколько дней и ночей мы проведём за игрой
Читать подробнее«В начале кризиса все думали, что игровой рынок схлопнется»
Предполагали, что останется небольшая аудитория, на которую мы сможем работать. Но произошли положительные сдвиги. Россияне стали больше интересоваться отечественной индустрией и следить за тем, что выходит у нас.
Спрос на игры вырос больше чем на 30%. Люди стали чаще играть и покупать игры для консолей и ПК. Например, за первые восемь месяцев 2022 года их продажи выросли на 10%.«Программисты стали понимать, что геймдев – прибыльный бизнес»
У нас в стране работают универсальные айтишники: они владеют несколькими языками, могут работать с игровым движком, заменить 3D-моделлера или каких-то других узких специалистов.
Программисты стали переходить в смежные специальности. Они осознали, что сейчас есть отличная возможность войти в игровую индустрию, создать свой продукт, который будет пользоваться спросом. К тому же в стране не так много игровых студий, и государство неплохо поддерживает отрасль.
Высшее образование
Научись создавать игры на факультете гейм-дизайна
Узнать, как поступить«Мы можем открывать собственные платформы, где российские разработчики и страны-партнёры будут размещать свои проекты»
Раньше мы были привязаны к определённым торговым платформам, и это не давало развиваться внутреннему бизнесу. Но в марте получили хороший пинок. Теперь многие площадки стали активно развивать свой маркет. Например, VK play начал предоставлять разработчикам возможность выставлять свои продукты, где геймеры могли бы их оценить и приобрести. Сейчас одна из самых нашумевших российских игр – Atomic Heart – доступна исключительно через эту платформу.
Каталог VK play, vkplay.ru«Не исключено, что в России возродится пиратский рынок»
Чтобы этого не произошло, нужно рассказывать о ценности игрового продукта: сколько времени и денег тратится на разработку, сколько человек над ней работают. Ведь игрой, которую геймер проходит всего за 30-70 часов, художники и программисты могут заниматься несколько лет, а иногда и десятилетий. Нужно донести это до пользователей.
Надо отдать должное, часто люди, которые спиратили какой-то продукт и он им понравился, потом возвращаются к разработчику и покупают официальную версию в качестве благодарности.
Геймдев в одиночку и в команде: какие специалисты создают игры
Читать подробнее«Не считаю, что сейчас нужно релоцироваться»
В России есть все условия, чтобы IT-специалисты и дизайнеры могли развиваться внутри страны. Для них открыто огромное количество перспектив.Каждая компания и каждый специалист сами решают, покидать им страну или нет. На это влияет, насколько комфортно человеку работать в конкретной локации.
«Российский геймдев найдёт выход на сторонние рынки»
На Европе и США мир не заканчивается. Есть ещё много стран, где живёт наша целевая аудитория: геймеры, блогеры, стримеры, которые готовы рассматривать наши продукты.
Релиз игры Atomic Heart компании Mundfish доказывает, что ничего не мешает глобализации даже в нынешних условиях, и продукт может стать популярным во всём мире. Конечно, если он действительно хороший: с интересным дизайном, лором, механиками, где всё качественно прописано, прорисовано.
Atomic Heart от российского разработчика Mundfish, mundfish.comОчень привлекательно сотрудничество с китайским рынком и с Азией в целом. К примеру, в Китае живёт 665,7 миллионов геймером. И все они – настоящие ценители игровой индустрии, не каждый продукт им придётся по вкусу. Там же находится огромное количество игровых компаний и гениальных разработчиков. Они помогут российской гейм-индустрии развиваться.
Мощный, но сложный: стоит ли изучать язык C++ в 2023 году
Читать подробнее«Сейчас мы можем быстро продвинуться в гейм-индустрии»
Наши разработчики делают отличные продукты, но часто те остаются незамеченными, и это очень обидно. А сейчас то время, когда проекты могут привлечь геймеров со всех уголков земли. Главное, не пытаться брать количеством, а больше внимания уделить качеству, создать красивые, прописанные игры с интересными историями и глубокими смыслами. И важно подготовить яркие презентации. От того, как мы расскажем о продукте, зависит, примет ли его аудитория.
Высшее образование
Научись создавать игры на факультете гейм-дизайна
- Выбери одну из двух программ высшего образования:
- «Гейм-дизайн и дизайн игр». Научись придумывать сценарии, идеи игровых механик, рисовать уровни, просчитывать игровой баланс и стратегию монетизации проекта.
- «Гейм-дизайн и разработка игр». Научись создавать «мозг» игры — писать коды и реализовывать механики, которые придумали дизайнеры.