«Нас считают коллекционерами дипломов»: люди с тремя высшими рассказали, зачем столько учились

Photo by Shopify Partners from Burst
Новизна информации в современном мире — вещь зыбкая и проходящая. Знания, полученные в университете много лет назад, теряют актуальность, а на пятки наступают не только конкуренты, но и искусственный интеллект. В этом случае постоянное обучение становится не роскошью, а необходимостью. Герои сегодняшней статьи уверены, что высшее образование не только помогает добраться до вершины карьерной лестницы, но и расширяет представления о мире. Редакция Synergy Times поговорила с пятью обладателями трёх высших образований о том, почему специалисту необходимо учиться всю жизнь, как применять знания из разных областей в повседневности и когда стоит снова садиться за парту.
Александра Жигунова, три высших образования (финансовый менеджмент, государственное и муниципальное управление, экономика и управление народным хозяйством)
Сейчас редко встретишь человека, который получил одно образование и всю жизнь проработал на одном месте. Специалисту требуется постоянное развитие, именно поэтому я училась в разных направлениях. Сперва я получила два средних профессиональных образования с отличием по менеджменту и правоведению в Курганском государственном колледже, а сейчас учусь реставрации памятников каменного и деревянного зодчества в Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.
Высших образований у меня несколько: «финансовый менеджмент» в Финансовом университете при Правительстве РФ, «государственное и муниципальное управление» в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан и «экономика и управление народным хозяйством» в Московском городском педагогическом университете.
Любое образование — это инвестиция, а чтобы инвестировать, должен быть доход. Во время обучения я работала в разных сферах: где-то по профессии, где-то ради опыта. Знания на то и нужны, чтобы применять их в работе. Сейчас я преподаю в нескольких университетах и занимаюсь исследованием в области интеграции образования для защиты кандидатской диссертации.
Одно образование дополняет другое, навыки из разных сфер помогают решать широкий спектр проблем: знание законов помогли в реальной жизни, когда я столкнулась с необходимостью урегулирования трудовых отношений и споров при ведении бизнеса; знания, полученные на финансовом менеджменте, помогают правильно обращаться с ресурсами и инвестировать; программа «государственное и муниципальное управление» научила взаимодействию с государственными органами, получению грантов и субсидий от государства.

Получение второго высшего или дополнительного образования — хорошая идея, если это сулит новую должность, хороший доход или доверие со стороны клиентов. Порой хочется сменить сферу: эмоциональное выгорание никто не отменял. Возможно, вы захотите попробовать что-то творческое, в таком случае образование — возможность заниматься любимым делом.
«Одно предназначение на всю жизнь – это миф»: психологи о том, как развивать себя
Читать подробнее
Нина Козловцева, три высших образования (преподаватель русского языка и литературы, государственное и муниципальное управление, теория и история культуры)
Первое филологическое образование, которое мы в кулуарах называем институтом благородных девиц, сделало из нас эрудированных людей. На гуманитарную базу наложился широкий геополитический контекст, сверху — менеджмент, понимание механизмов управления и работы государства. В рамках культурологии мне удалось научиться смотреть на мир с философско-теоретической точки зрения.
В моей нынешней деятельности объединены знания всех трёх направлений. Я работаю в департаменте иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ: преподаю русский язык иностранцам, то есть реализую первое образование, выполняю обязанности заместителя руководителя департамента по научной работе и международной деятельности — здесь пригодилось моё образование в сфере управления, а со следующего года я буду читать лекции по культурологии, то есть пригодится аспирантура.
Магистратура по государственному управлению открыла мне глаза. До этого я жила в маленькой скорлупе, ограниченной русским языком, и не видела ничего вокруг, но уже за первые пару месяцев я поняла, что мир огромный и в нём бесконечно много знаний. Я искренне считаю, что всё, что со мной произошло дальше — повышения, защита кандидатской диссертации — благодаря магистерскому образованию и конкретно научному руководителю Ольге Николаевне Астафьевой, которая за пять минут ответила на моё письмо о поступлении, пригласила на встречу и, поверив в меня, предложила авантюру — написать одновременно две работы, магистерскую и кандидатскую.

Как и все студенты, я подрабатывала. Во время кризиса в 2008 году я писала тексты в PR-компании. Это были мои первые деньги. Полноценно работать я начала уже после филфака МГУ.
Второе высшее в сфере образования в РАНХиГС я получила осознанно, не сразу после первого специалитета. Я работала в Институте русского языка имени Пушкина в Центре тестирования по русскому языку для иностранцев. Там мы писали тесты, проводили экзамены в разных странах мира. Спустя четыре года мне предложили повышение, сделали замруководителя. Тогда я поняла: чтобы эффективно работать, необходимо понимать, как работать с людьми, выстраивать управленческий процесс.
Жизнь сама толкала на получение образования. Например, чтобы защитить диссертацию по культурологии на тему образа русского мира и русских людей за рубежом с помощью языка, культуры, образования и науки, я поняла, что не могу говорить об этом полноценно, если не буду преподавать. Тогда я приняла решение сменить работу и ушла в Финансовый университет, где стала преподавателем.
В аспирантуре я поняла: чтобы не растянуть защиту на 10 лет, как часто случается, необходимо взять перерыв на полгода.
Задача образования — дать кругозор и понимание, где можно найти новые, постоянно меняющиеся знания. Это про глобальную компетентность. Особенно круто получать образование в разных сферах, потому что тогда шире смотришь на мир. Современная концепция lifelong learning как раз об этом. Причём можно говорить как о формальном образовании в университетах, так и о неформальном образовании: онлайн-курсах, тренингах, марафонах, мастер-классах или просто чтении книг.
Высшее образование
Получи второе высшее и строй карьеру мечты
Узнать, как поступитьМаргарита Гендзелевская, три высших образования (техническое, экономическое, педагогическое)
На четвёртом курсе института у меня была возможность параллельно учиться по второй специальности. Тогда я подумала, что образование лишним не бывает, поэтому по окончании университета получила сразу два диплома: технический и экономический. Это было легко, занятия проходили в том же институте, предметы вели те же преподаватели. Пока училась, работала курьером, раздавала листовки. Это были временные незначительные работы, учёба для меня была основным занятием.
Получение третьего высшего образования было осознанным решением. После рождения ребёнка я размышляла, чем мне нравится заниматься, кем бы я хотела работать, чтобы получать удовольствие. Мне всегда нравилось работать с детьми, поэтому я выбрала педагогическое образование.

Сейчас я изучаю психологию, работаю телесным терапевтом и мастером массажа, ко мне приходит много женщин. Я поняла, что в возрасте 32—35 лет у человека наступает переломный момент, когда хочется заняться чем-то другим: дети вырастают, женщины выходят из декрета и понимают, что занимались не тем. Поэтому получить несколько образований — отличная идея. Причём не обязательно высших. Применяя себя в разных сферах, ты становишься более интересным и счастливым человеком.
Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале
Подписаться
Лариса Петрущенкова, три высших образования (лингвистика и межкультурная коммуникация, перевод и переводоведение, международные экономические отношения)
Первое высшее образование я получила в Московском государственном лингвистическом университете, где окончила факультет французского языка, получив квалификацию лингвиста, специалиста по межкультурной коммуникации. Поступая в лингвистический университет, я понимала, что буду получать и второе высшее, так как язык на профессиональном уровне — это всего лишь инструмент, и к нему должно быть приложение.
Учась на факультете французского языка, я пошла параллельно получать образование по переводу и переводоведению. Сейчас я лингвист и переводчик. Следующее образование я получила в Дипломатической академии при МИД на факультете мировой экономики, где изучала международные экономические отношения. В это время я уже совмещала учёбу и работу в крупной западной компании.

Сейчас я работаю в Московском государственном лингвистическом университете, являюсь доцентом кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области информационных наук, профессиональной коммуникации, преподаю информационную безопасность на французском языке, занимаюсь переводческой деятельностью и нахожусь в процессе создания онлайн-школы иностранных языков. Полученные знания я применяю ежедневно. Не только в преподавании, где веду разные курсы, но и в повседневной жизни. Например, знания в области финансовой грамотности, которые нужны всем.
Реакция людей на мои высшие образования бывает разная. Могу выделить три основные категории: одни изумляются и недоумевают, зачем столько образований, если можно набраться опыта и прекрасно себя чувствовать; другие считают, что несколько высших образований — это коллекционирование дипломов; третьи восхищаются тем, что человек смог столько всего выучить, вытерпеть, вынести, ведь защита диплома — это стресс.
Прежде чем получать очередное высшее образование, надо понимать, для чего это нужно. Должна быть цель, например, получение конкретных знаний и навыков. Проанализируйте, нужно ли для этого высшее образование. Это займёт время, отнимет много нервов и сил.
Я убеждена, что сейчас нельзя получить одно образование и работать всю жизнь по одной специальности, — нужно постоянно учиться. В наше время существует множество вариантов развития и построения карьеры.
Технари и гуманитарии: кому проще строить карьеру и надо ли переучиваться
Читать подробнее
Галина Хусаинова, три высших образования (провизор, маркетолог, ландшафтный дизайнер)
Высшее образование учит учиться. Оно даёт человеку навык эффективно и в короткие сроки запомнить огромный базис информации, организовать и систематизировать её. Занимаясь самообразованием, этого не достичь, потому что есть внешний фактор — экзаменационный период. Я всегда иду к сертифицированным специалистам, где обязательно получу диплом, где будет возможность публично выступить, ответить или защитить работу. Заблуждения очень опасны для знаний, важно представлять навыки внешнему миру и понимать, что ты в них не ошибаешься.
Первое образование — провизора — я получила в Медицинской академии имени Сеченова. Считаю, что мало получить знания, их тут же надо применять. Тогда они обтачиваются, запоминаются и действительно приносят пользу. Так человек растёт. Поэтому в студенчестве я работала в аптеке.
После получения медицинского образования я быстро поднялась по карьерной лестнице, стала заведующей, разработала сеть аптек, но в дальнейшем поняла, что мне не хватает знаний об управлении и рекламе. Поэтому я поступила в институт, где повысила свои компетенции и получила возможность возглавить департамент рекламы и PR в крупной компании биотехнологий. Благодаря уже двум образованиям я создала для себя уникальную позицию на рынке труда — фармацевтический маркетинг. Это было моим конкурентным преимуществом. Время, вложенное в обучение, в итоге принесло мне высокий доход.

Если второе образование было прагматичным решением для выхода на более высокий уровень заработка, то третье — поиск самореализации. Это был период, когда я не работала в найме, искала, где могу выразить себя и сделать собственный независимый бизнес. Надо сказать, что все три образования и нынешнее повышение по направлению «генетика» — это бесконечный процесс для ищущего человека, который хочет идти в ногу со временем. На смену людям приходят алгоритмы и искусственный интеллект, поэтому человек должен расширять свои компетенции настолько, насколько возможно. Важность состоит не в том, чтобы быть ходячей энциклопедией, а в том, чтобы знать, где лежит нужная информация и как ей пользоваться.
Все полученные знания применимы в работе. Биохакинг затрагивает области медицины и здоровья, продуктивности, формирования новой среды и даже озеленения рабочего пространства. Всё синтезировано, вплетено в единый узор под названием «интересная жизнь».
Несколько высших образований — это креативность мышления. В какой-то момент я не понимала, как все три направления будут сочетаться. Мне казалось, что меня разрывает на части, что невозможно совместить такие разные сферы. Но потом я наткнулась на иллюстрацию Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» и поняла, что каждый из нас сферичен. Чем больше граней личности мы открываем, тем более мы гармоничны.

Сейчас мне 46 лет, и я готова снова сесть за парту с восемнадцатилетними, если это будет необходимо для получения новых компетенций. Образование — не образ жизни, а образ мышления и технология самообновления.
«Я знаю их из прошлых жизней»: истории людей, которые разговаривают на 4+ иностранных языках
Истина в кофе: сколько чашек можно пить в день, чтобы оставаться продуктивным
Хорошая память, критическое мышление и словарный запас: 8 веских причин читать книги
Высшее образование
Получи второе высшее и строй карьеру мечты
Университет «Синергия» объединяет многолетние академические традиции и современные образовательные технологии. Выбирайте любую из 200 программ обучения. Учитесь, стажируйтесь в компаниях-партнёрах и трудоустраивайтесь ещё до выпуска.
Узнать, как поступить