Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
28 ноября 2024 г. Переключись

«Некоторые истории просто не могут хорошо закончиться»: писатель Роман Давыдов — о фобиях, хэппи-эндах и особенностях современного жанра ужасов

«Некоторые истории просто не могут хорошо закончиться»: писатель Роман Давыдов — о фобиях, хэппи-эндах и особенностях современного жанра ужасов

Чем удивить читателя в век Интернета и с чего начать знакомство с книжными хоррорами, рассказал писатель, составитель сборника «Твои личные страхи», экс-организатор крупнейшего литературного конкурса рассказов в жанре ужасов и мистики «Чёртова дюжина» Роман Давыдов.

Самые популярные сюжеты для ужасов сегодня - какие они и почему они так впечатляют?

Всё больше произведений посвящены психологическим проблемам самого разного толка: детские травмы, моральное насилие и давление со стороны окружающих, потеря рассудка и т.д. Тут всё просто — сегодня эта тема популярна и интересна многим, поэтому и авторам интересно писать про всё это. К тому же времена сейчас неспокойные, потому и психологические проблемы у людей обостряются, что делает тему актуальной.

Современного человека сложно напугать? Или всё дело в правильно выбранном моменте или повороте сюжета?

Печатным словом в принципе сложно напугать. И да, из-за обилия и доступности контента современного человека сложно удивить, сложно напугать книгой и даже фильмом. Но всё же некоторым писателям это удаётся. Тут должны совпасть несколько факторов: фантазия автора, его умение выстроить сюжет, выявить в нём страшное в нужный момент и, конечно же, попадание в личный страх определённого читателя. Если все три пункта выполнены — страшно будет точно.

f7cb04c6-3614-4a06-a285-69d5769adc02.jpg

Хэппи-энд, трагическая развязка или открытый финал - что вы выберете и почему?

Финал — это важнейшая часть истории; точка, в которую всё должно прийти. Слабым и нелогичным финалом можно загубить даже самый интересный сюжет, полностью его обесценив. Многие опытные сценаристы и писатели советуют не начинать свою историю, пока не определишься с финалом. Я с ними согласен. Предпочту я в любом случае такой финал, который будет логичным, ярким и в меру неожиданным.

Если же выбирать из трёх предложенных, то на первом месте лично для меня будет открытый финал. Опять же, с оговоркой, что он сделан таким осознано и только усиливает эмоции, вызванные всей историей, а не просто потому, что автор сам не придумал, чем всё закончить. Люблю открытые финалы в историях, где герой в конце остаётся перед выбором, в котором варианты, что называется, «оба хуже». Так читатель невольно задумается о том, как бы он поступил в этой ситуации, чем бы пожертвовал.

На втором месте, пожалуй, хэппи-энд. Мы, хоть и любим ужасы, но это не мешает нам тянуться к свету и окончательной победе добра. Да и вообще из тьмы свет видно гораздо лучше.

И пусть трагическая развязка в этом списке оказалась последней, против подобных концовок тоже ничего не имею, есть истории, которые просто не могут закончиться хорошо, и это нормально.

Помогают ли читателю хорроры бороться со страхами, и если да, то как?

Как многолетний читатель ужасов могу сказать, что помогают. Не возьмусь утверждать, что это работает именно так, но предположу, что, читая страшные истории, учишься отличать иллюзорные страхи от настоящих. Понимаешь, что ужасные монстры и злобные призраки существуют только в книгах и фильмах, и что, например, темнота и замкнутое пространство в реальной жизни ничем тебе навредить не могут.

98aa7d8b-1089-4ee5-a4c5-9aecf6cba1af.jpg

Какие книги впечатлили лично вас? Что порекомендуете нашим читателям?

Для начала не буду оригинальничать и посоветую два романа общепризнанного короля ужасов Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» (одно из немногих произведений, которое действительно страшно было читать) и «Жребий» (Salem's Lot в оригинале), а ещё его повесть «Библиотечная полиция» из сборника «Четыре после полуночи». Из чуть менее известных могу порекомендовать романы «Усмешка тьмы» Рэмси Кэмпбелла, «Жертвоприношение» Грэма Мастертона и «Ритуал» Адама Нэвилла. Все три выходили на русском в серии «Мастера ужасов».

Но что я порекомендую особенно, так это познакомиться с отечественным хоррором. Жанр в России сейчас бурно развивается, я слежу и по мере сил участвую в этом процессе уже около пятнадцати лет, и путь, который проделал хоррор в нашей стране за это время, впечатляет. Тут есть флагманская серия «Самая страшная книга», внутри которой вышло уже несколько десятков книг от различных авторов. Среди этих авторов я бы особенно выделил и крайне рекомендовал Александра Подольского, Александра Матюхина, Олега Кожина и Дмитрия Тихонова. И это далеко не все интересные авторы, пишущие отличные ужасы.

Ну и не могу не воспользоваться положением и не порекомендовать совсем новый сборник, к которому лично приложил руку в качестве одного из составителей. Это книга «Твои личные страхи» — антология, которую выделяет уникальная система отбора: при том, что у неё есть вполне конкретные составители, окончательный список рассказов формировался открытым народным голосованием. Внутри там есть рассказы уже названных Александра Подольского и Александра Матюхина, а также рассказ Дмитрия Мордаса, автора нашумевшего «Зайчика», по мотивом которого сейчас разрабатывается невероятно популярная визуальная новелла.

Читайте также: