Важна ли музыка в кино, или от какого инструмента у зрителя бегут мурашки по коже

Звуковое кино когда-то заменило немое. Изменилось восприятие кинокартинки зрителем. Музыкальное сопровождение стало неотъемлемой частью кинолент. Сегодня немое кино воспринимается, как аттракцион, а музыка для кино стала отдельным направлением в кинобизнесе. Корреспондент Synergy Times обсудил с Андреем Пономарёвым, руководителем продюсерского центра факультета кино и телевидения Университета «Синергия», важна ли музыка для кино.
Спор о том, важна ли музыка для кинокартины, раскрытия сюжета, влияния киноистории на зрителя, можно сказать, вечен. Точнее кипят эти страсти с того момента, когда зрители в кинотеатрах услышали звук, речь, музыку. Хотя музыка как раз была и при немом варианте: в кинозале работал тапёр, исполнявший под немой киноряд мелодии на рояле.
Андрей Пономарёв, руководителем продюсерского центра факультета кино и телевидения Университета «Синергия», с первых секунд разговора уточнил, что придерживается позиции, что музыка в кино играет важную роль.
— В создании атмосферы и настроения, — пояснил эксперт, — помогает подчеркнуть эмоции и действия персонажей, а также может вызывать у зрителей определенные эмоции или воспоминания. Она может усилить напряжение или драму, расслабить или создать комический эффект. Композиторы кино тщательно подбирают музыку, чтобы соответствовать конкретным сценам и контексту фильма. Хорошая музыка может сделать фильм более запоминающимся и привлекательным для зрителей, поэтому ее значение в кино нельзя недооценивать.
Подбор музыки для кинофильма довольно серьезная работа: осуществляется композитором или музыкальным продюсером совместно с режиссёром и сценаристом.
— Они выбирают музыку, которая соответствует атмосфере и настроению фильма, — продолжил он. — Подчеркивает эмоции и действия персонажей, создает необходимое настроение. Композитор пишет музыку специально для фильма, учитывая особенности сценария, жанра, стиля кинокартины, а также личные предпочтения режиссёра. Затем музыкальные треки записываются и сводятся, после чего добавляются в фильм. По итогу, песня, написанная или подобранная к определённому фильму, может стать настоящим самостоятельным хитом.
По мнению Андрея Пономарёва, есть несколько примеров песен, которые стали популярными после того, как были использованы в фильмах или телевизионных шоу.
-
«Звенит январская вьюга», фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
-
«Если у вас нету тети», фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
-
«Александра», фильм «Москва слезам не верит» (1979).
-
«I Will Always Love You», фильм «Телохранитель» (1992).
-
«You’ll Be in My Heart», мультфильм «Король Лев» (1994).
-
«Kiss from a Rose», фильм «Бэтмен навсегда» (1995).
— Перечисляя успешные песни кинофильмов, я не могу не упомянуть выдающийся фильм «Я шагаю по Москве» и песню к кинокартине «А я иду шагаю по Москве». Песня Андрея Петрова на стихи Геннадия Шпаликова, автора сценария фильма, стала настоящим символом советского кинематографа и «оттепельного романтизма».
Задача перед Шпаликовым стояла достаточно трудная: написать стихи уже к готовому фильму и музыке, которые бы отражали настроение, атмосферу фильма, и описывали бы чувства и мысли главного героя. Слова к песне были написаны Геннадием Шпаликовым в 1964 году, а строчки из песни знает уже не одно поколение.
По мнению критиков, именно Геннадий Шпаликов заложил новые принципы сюжетосложения в советской кинодраматургии.
В современном мировом кино роль музыки очень важна. Композиторы, такие как Ян Тирсен, Ханс Циммер, Джон Уильямс, Марсело Зарвос, создают запоминающиеся саундтреки, которые значительно влияют на восприятие фильмов.
Эннио Морриконе создал знаковые композиции для таких фильмов, как «Хороший, плохой, злой», «Нечто», «Однажды в Америке» и «Неприкасаемые».
Он также внёс значительный вклад в европейское кино, работая с режиссерами от Бертолуччи до Ардженто, и является любимцем Тарантино.
В 2011 году на экраны вышла стилизованная под немое кино мелодрама «Артист». В кинотеатры выстроились очереди желающих удивиться немому кинематографу. Изображение: kinopisk.ru
Рояль тапёра давно заменили компьютеры, имитирующие различные инструменты и звуки.
В ужастиках используются инструменты «яйбахар» и «вотерфон», чтобы создать страшную и тревожную атмосферу. Для достижения этого эффекта могут использоваться несозвучные ноты и особые звуковые эффекты, такие как эхо, которые вызывают чувство опасности и мурашки на коже.
В экшн-фильмах и боевиках применяются звуки электрогитар и ударных, а также мужской или женский вокал, чтобы подчеркнуть динамичность сюжета.
Комедии и семейные фильмы часто сопровождаются легкими и позитивными мелодиями, например, песня I'll be there for you группы The Rembrandts, известная по сериалу «Друзья». В мелодрамах преобладают неспешные мелодии со звуками скрипки и виолончели, чтобы вызвать чувство грусти и тоски у зрителя.
Как поступить на факультет продюсирования: экзамены, вузы, льготы
7 книг для тех, что хочет разбираться в кинорежиссуре
Власть, интриги и любовь: подборка исторических сериалов о правителях
Высшее образование
Факультет кино и телевидения
Получите качественную теоретическую подготовку в области кинопроизводства, пройдите практику на съемочных площадках кинокомпаний и продакшн-центрах партнеров и станьте высокооплачиваемым специалистом в индустрии.
Узнать подробнее