Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
21 октября 2022 г. Будь в курсеПрочитаете за 2 мин

Одно-три слова: учёные выяснили, как часто студенты отвечают на онлайн-семинарах

Исследователи из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина выяснили, что на онлайн-семинарах студенты ведут себя не очень активно. В основном они обмениваются короткими репликами в одно-три слова, развёрнутых предложений в их речи практически нет, такие выводы учёные озвучили на конференции «Современная (цифровая) дидактика».

Ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований вуза Мария Лебедева рассказала, что у неё с коллегами есть гипотеза о том, что на онлайн-занятиях студенты менее активны, чем на очных. Чтобы выяснить, как всё же строится коммуникация между студентами и преподавателями во время дистанционного обучения, учёные провели исследование.

Как проходило исследование

Учёные использовали методы лингвистического анализа педагогического корпуса — это образовательные данные, представленные в текстах и речевых материалах (отдельных словах, выражениях).

Эксперты решили проанализировать онлайн-семинары, которые предполагают активные дискуссии, обсуждения, выступления, обмен мнениями студентов, в отличие от лекций, где в основном говорит преподаватель.

Исследователи выбрали транскрипции более 40 онлайн-семинаров русского языка как иностранного общей продолжительностью около 3,5 тысячи минут. Причём это были разные занятия: с подготовительного факультета и курсов, из программ бакалавриата и магистратуры.

Всего в транскрипции было около 250 тысячи слов. У каждой реплики стояла отметка — кто её произнёс (студент или преподаватель), возраст, пол говорящего, носителем какого языка он является и т.д.

Какие результаты получили

Поскольку проанализировать коммуникативные фрагменты количественными методами невозможно, учёные оценили метрику — интерактивность. То есть они подсчитали, сколько раз студенты брали слово, произносили фразу, высказывали своё мнение. Потом получившееся число поделили на общий объём речи онлайн-урока.

Выяснились следующие показатели интерактивности: на занятиях на подготовительном факультете — 92, на бакалавриате — 85, в магистратуре — 98, на курсах — 48. По словам Лебедевой, показатель выше 85 говорит о том, что участники довольно активно общаются на занятиях.

Также учёные использовали ещё две метрики — объём речи преподавателя и объём речи студентов. Оказалось, что первый показатель намного выше второго в среднем на 48%. Например, на подготовительном факультете 79% урока занимает речь преподавателя, 21% — студента; на бакалавриате: 71% — речь преподавателя, 29% — студента; в магистратуре: 67% — речь преподавателя, 33% — студента.

Лебедева отметила, что в основном студенты обмениваются короткими фразами, причём за одну реплику они произносят всего одно-три слова, реже — от четырёх до десяти.

Учащиеся отвечают развёрнуто, полными предложениями очень мало.

К каким выводам пришли

Исследователи пришли к выводу, что аффективный аспект (эмоции, юмор, общение на отвлечённые темы) практически отсутствует, он появляется редко, например, когда в объектив камеры попадает домашний питомец. Учащиеся между собой практически не взаимодействуют, то есть общение в основном происходит между преподавателем и группой в целом.

В 2020 году, когда только начали вводить дистант, групповые и парные формы работы на онлайн-занятиях применялись редко, к 2022 году их стало больше. К тому же после такой работы студенты стали охотнее включать камеры и активнее взаимодействовать на уроках.

«Я сдавала экзамен прямо в поезде» — история студентки, которая учится на дистанте

Читать подробнее
#учёные #исследование #студенты #онлайн-обучение #дистанционное образование #новости