Не голосовое, а подкаст: как появилось «новое радио» и почему оно популярно у российских слушателей
Иди и смотри? А может, лучше сиди и слушай? Почему войсы от друзей мы проматываем или игнорируем, а монологи незнакомых блогеров слушаем в машине или на работе? В чём сила аудионовостей и почему этот формат не только не умер, но и продолжает развиваться — в нашем материале.
«Сам себе радио»
Само слово «подкаст» произошло от модного тогда плеера iPod и термина broadcasting (радиовещание). Термин появился в 2004 году, и, хотя понятию всего 20 лет, по сути, подкаст – это форма непрофессионального радио.
В самом простом варианте подкаст — это записанный монолог или диалог автора, который смонтирован, в который добавлены музыка, рекламные отбивки-джинглы и который загружен на специальную подкаст-платформу.
Чтобы его слушать, достаточно мобильного интернета и скачанного приложения.
В России первые подкасты появились ближе к концу нулевых, однако популярность начали набирать только с 2017 года. По данным Tiburon Research, каждый четвёртый пользователь интернета в России слушает подкасты хотя бы раз в месяц. Однако активная аудитория подкастов составляет около 10 млн человек — в США, для сравнения, их более 100 миллионов. Основные слушатели сосредоточены в столице (42 % москвичей слушают подкасты, в то время как в регионах всего 23-27 %). Потенциально аудитория русскоязычных подкастов равна аудитории русского мира – около 300 млн человек, которые говорят и понимают русский язык.
Какие бывают подкасты
По тематике подкасты могут быть любыми: образовательные, дневниковые, про бизнес, расследования, медитации и другие.
Три главных типа подкастов – это нарративы, интервью и ток-шоу:
-
Нарратив – прямая речь автора, своего рода авторская программа. Как правило, здесь создатель подкаста высказывает свою точку зрения.
-
Интервью - создается по тем же канонам, как и в классической журналистике. Оно может быть информационным (когда надо оперативно узнать чье-то мнение по только что случившемуся событию, уточнить подробности и детали, выяснить подоплеку и возможные последствия). А может быть аналитическим.
-
Ток-шоу - это не диалог, а уже полилог, разговор многих. И здесь идея – развлечь слушателя, глубже раскрыть тему, докопаться до истины, а может быть, вовлечь слушателя в дискуссию.
Освободи руки и сэкономь время
В России 49% слушают подкасты дома — например, во время уборки.
22% слушают их в машине
11% - на работе
4% - на тренировках
4% - в транспорте
В мире четыре слушателя из пяти (79,8%) чаще всего включают их в дороге.
Кстати, именно поэтому средняя продолжительность одного подкаста – 30-40 минут. Это примерное время в пути на работу или одной тренировки. Подкасты экономят наше время - мы успеваем и послушать , и сделать дела. Дополнительный плюс для тех, кто больную часть жизни проводит за компьютером: когда вы слушаете подкаст, ваши глаза отдыхают.
Ощутимые минусы
Звук здесь - всё. Поэтому у ведущего должна быть идеальная дикция, без акцентов и говора. Интерес к тому, что говорится, падает гораздо быстрее, чем в случае с видео-форматами. Кстати, именно поэтому для подкастов так важна драматургия, программа должна держать слушателя в напряжении. Чтобы этого добиться, работа над подкастом начинается с подробного сценария.
Но, пожалуй, главный недостаток – это относительная сложность создания аудио по сравнению с обычным текстом. На запись подкаста придется потратиться. Нужно купить микрофон и установить программу для редактирования аудиофайла, оплатить хостинг на платформе, где будет выложен подкаст.
В более дорогом варианте придется оплатить аренду студии звукозаписи (чтобы у вашей программы был чистый звук, без посторонних шумов и эхо), заплатить монтажеру, сценаристу. Кроме того, придется потратиться на собственный логотип и музыку (оригинальный саундтрек или оплату авторских прав на чужой).
Кому нужны подкасты?
Это прекрасная площадка для самовыражения. Интонации голоса гораздо лучше передают эмоции, чем текст
Для бизнеса это - современная возможность донести полезную информацию, привлечь потенциальных потребителей своих товаров и услуг, сформировать костяк лояльных клиентов. Люди начинают чувствовать сопричастность бренду, ассоциируют себя с ним.
Ещё это инструмент для улучшения HR-бренда и позиционирования себя как эксперта. Коллеги по цеху начинают все чаще прислушиваться к вашему мнению, если вы делитесь своими знаниями и наработками.
Подкаст хорош как идея для стартапа - если вы молоды и у вас есть предпринимательская жилка. Главная прелесть в том, что основная аудитория подкастов – это молодежь с 12 до 34 лет. Это те, кто вскоре будут «править миром».
Стоит ли «овчинка» «выделки»?
В США все последние годы рынок подкастов рос на 20–30% в год.
В России, как говорят эксперты, этот сегмент еще только формируется, однако уже сегодня ежемесячно в iTunes закачивается около миллиона новых подкастов. В этом году прогнозируемые расходы бизнеса на подкасты будут около 1,6 млрд на коммерческую интеграцию и около 6 млрд на прямую аудиорекламу.
Создание подкастов – такой же труд, как выпуск газеты или радиопередачи. Этим надо заниматься ежедневно, и пройдет минимум полгода, прежде чем проект начнет приносить хоть какие-то доходы. Практика — лучшая учёба для журналиста. Умение монтировать звук, писать сценарии, брать интервью, в том числе и в прямом эфире, сделают из любителя ценного специалиста, который сможет на своём увлечении ещё и заработать.
Этому и многому другому учат на факультете «Медиакоммуникации» университета «Синергия». Здесь занятия ведут действующие сотрудники Первого канала, ВГТРК, ТВЦ, Bridgemedia и члены Союза журналистов России. В студиях, откуда новости вещают на всю страну, и узнаете всё о создании теле- и радиопрограмм. А самое приятное - телеканалы-партнёры берут лучших студентов "Медиакома" к себе на работу. Учебная программа постоянно обновляется, а ещё при факультете есть творческая мастерская «Дубль-редакция», где можно работать над ошибками и искать форматы и жанры, интересные именно вам.