Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
7 июня 2024 г. Учись

"Каждый выпускник - это лицо ректора, а я люблю улыбаться"

"Каждый выпускник - это лицо ректора, а я люблю улыбаться"

Ректор Университета "Синергия" Артём Васильев дал большое интервью студентам 1-го курса факультета медиа. Для нас это был вызов: первая настоящая студийная работа, три профессиональные камеры, а напротив - самый главный человек в вузе. Врать не будем, боялись. Но, как оказалось, совершенно напрасно. И дело, конечно, не только в харизме Артёма Игоревича, но и в том, что он сам задал непринуждённый тон. Разговор шёл легко, спросить успели, кажется, обо всём: и о том, что ждёт студентов уже в новом учебном году, и о том, что выбрал бы сам ректор, окажись он сейчас выпускником 11-го класса. А ещё теперь мы точно знаем (и вам расскажем), на каком факультете учатся самые отъявленные драчуны! Впрочем, довольно спойлеров: читаем и смотрим. Да, версия нашей беседы доступна и на YouTube, ссылку найдёте ниже.

- Артём Игоревич, что для Вас означает «Синергия»?

- Университет «Синергия» для меня, наверно, на сегодняшний день это моя жизнь. Которой я живу, потому что на Университет уходит, ну пожалуй, 90 процентов всего моего времени. 7 дней в неделю, 24 часа в сутки надо что-то делать, помогать, решать какие-то вопросы, организовывать образовательный процесс, научную деятельность, молодёжную деятельность… Поэтому Университет – это моя жизнь. Основной такой ребёнок мой, которым я болею и живу. Для того, чтобы он существовал, развивался, поднимал студентов.

 - А Вы не жалеете, что так много времени уходит на работу? Или она для Вас уже как хобби?

- Иногда, конечно, жалею. У меня ведь трое детей: 14, 12 и 3 года. И, к сожалению, они не получают все того, что должны получить от папы. Старшему сыну 14 лет, и какие-то вещи мне пришлось пропустить из-за работы в период его взросления. Мало времени уделяю маленькому сыну. Приходишь с работы, а он хочет погулять. А ты просто уже не можешь, ни гулять, ни ходить, ни говорить. Вот так, знаете: до кровати дойти, упасть и лечь. Поэтому иногда жалею, а иногда ну нет. Ну как... это жизнь, это жизнь такая. У всех ректоров такая.

- Можете описать университет 5-ю словами?

- Востребованный, креативный, технологичный, крутой, молодёжный.

- Здание, в котором мы сейчас находимся, украшает Ваш портрет, а под ним есть устрашающая надпись. Часто отчисляете?

- Да, часто отчисляю. Потому что считаю, что в Университет студент приходит учиться. 

  • Как устроен наш Университет «Синергия»? По такой же системе, как старые-старые университеты-монстры, типа Сорбонны во Франции. А это значит, что вход открыт для любых студентов. Возможность Университет даёт любому, кто хочет получить высшее образование, средние-профессиональное или какое-то ещё. Надо обладать необходимым минимальным набором компетенций, которое требует законодательство: минимальный балл ЕГЭ, паспорт, аттестат и так далее. Воспользуется ли студент этой возможностью? Вот это – большой вопрос. 

1717694792931.jpg

И как раз здесь происходит ситуация: на первый курс поступают все, кто захотел. Понятное дело, в рамках тех мест, которые мы можем принять. Мы же не можем всех, кто хочет принять, потому что у нас просто площадей не хватит, чтобы всех посадить. А дальше начинается история. Они начинают учиться, и кто-то не выдерживает темп, кто-то не выдерживает нагрузку, кто-то не выдерживает требований, которые выставляют преподаватели. И получается, что кто-то попадает под отчисление. Ведь факультет факультету рознь, и везде абсолютно разная история. Например, возьмём медицинский факультет. Там очень много надо учить. Или юридический факультет, где надо много учить законодательство. Это огромный труд: надо учить, учить и учить. Выдерживают ли такой темп все студенты? Не всегда. Берём там более творческий факультет: факультет медиа, факультет рекламы, дизайна. Там наоборот: меньше, наверно, надо учить, но там надо больше творческих способностей. И либо ты их развиваешь, либо не развиваешь. И если ты не хочешь их развивать, у тебя не получается, то, понятное дело, мы не будем дальше играть с тобой в эти игры.

  • Каждый выпускник – это лицо ректора. А я люблю улыбаться, мне нравится посмеяться, пошутить! А когда лицо кислое – ну, как-то несолидно. Поэтому мой выпускник должен быть хорошим и востребованным на рынке труда. А чтобы он был востребован, я должен его научить. У меня для это есть все ресурсы: есть материально-техническая база, хороший преподавательский состав, идеальные деканы и директора. Огромная команда работает на то, чтобы студент стал востребованным на рынке. 

И когда студент этим не пользуется – мы с ним прощаемся. И поэтому да: отчисляем мы часто. Обычно это происходи после сессии. Есть законодательные нормы: у студента есть год для пересдачи академической задолженности. В течении года он может её сдать, но не более 3-х раз. И если студент не сдаёт, он отчисляется. И таких, увы, много. За 2023 год, мы отчислили порядка 5 тысяч студентов! Поэтому лозунг в действии, который там висит. Я расскажу вам историю, откуда этот портрет появился. Когда пять лет назад меня назначили ректором, я подписал приказ и ушёл домой. А утром прихожу – висит этот плакат. Это собственники Университета сделали мне такой подарок. И вот я 5 лет вишу на этой стене. Не знаю – хорошо это или плохо, но вот, вишу.


IMG_20240606_203323_058.jpg


- Вы упомянули минимальный балл ЕГЭ. Часто можно услышать, что к нам поступают ученики с очень низкими баллами, и это ставится «Синергии» в упрёк. Как Вы можете это прокомментировать?

- Ещё раз подчеркну: мы работаем по системе успешных университетов, типа Сорбонны. Мы даём возможность получить образование каждому, кто его хочет получить. Если он воспользуется этой возможностью, значит он его получит. Если нет, значит он будет отчислен. А что касается низких баллов… Знаете, у меня огромное количество выпускников, которые пришли с минимальным ЕГЭ, а сейчас возглавляют крупные корпорации и компании. Маленький балл ЕГЭ (да и вообще ЕГЭ, по моему мнению) – это ведь не показатель знаний. Показатель знаний, умений, владений у студента – это немножко другое. Да, для получения аттестата о среднем образовании нужно показать определённый набор знаний, которые на ЕГЭ как раз и проверяются. И это необходимо сдать, такие правила в Российской Федерации – согласны мы с ними или нет. Но ведь это не панацея! У Вани 26 баллов по русскому языку, а у Пети 100. Это же не значит, что один из них не имеет права получить высшее образование? И не значит, что тот, у кого эти 26 баллов, будет в жизни менее успешным. Поверьте мне: иногда бывает так, что он более успешен! Он более компанейский, он умеет общаться с людьми, он умеет организовать команду, и у него прекрасные предпринимательские навыки. 

  • Вот моё мнение: балл ЕГЭ – это не показатель успешности выпускника школы.

 - То есть, в первую очередь, Вы смотрите именно на желание учиться и способности самого учащегося?

- Именно. На желание учиться, на то, насколько он мотивирован к обучению. Вот он приходит учиться на первый курс. Мы смотрим внимательно первый семестр, наблюдаем за студентом. Что? Как? Не только деканат наблюдает. Там наблюдает огромное количество людей. Там молодёжная политика выходит со своими проектами, там предлагают стать волонтёром, принять участие в КВН... И каждый этап развития студента на первом курсе мониторят и мне докладываются. И мы чётко понимаем: кто мотивирован, а кто нет. Кому интересно, а кому не очень. Например, на факультете бизнеса они все должны на первом курсе открыть свой бизнес. Мы смотрим: кто открыл, а кто не открыл? С чем связано? Захотел – не захотел. Испугался – не испугался. Есть лаборатория предпринимательства, которая всё это отслеживает, отсматривает и помогает. И по итогу тому, кто не хочет раскрываться, несмотря на все наши усилия, мы говорим: «всё, дружок, пока»!


1717694549034.jpg

- А всем ли вообще нужно высшее образование? От родителей и преподавателей мы часто слышим: учитесь, без образования нельзя! Но ведь многие выпускники потому идут работать в магазины продавцами, курьерами… Стоит ли тратить драгоценное время на высшее образование?

- Ну нет, смотрите. Высшее образование – всегда давало фундаментальность, давало особое мировоззрение, оно давало успешность. Любое образование – это инвестиция в себя. И они всегда окупаются. И я не могу согласиться с тем, что в итоге получаются только продавцы и, кассиры, как вы сказали. Например, если брать по Университету: 

  • В 2023-ем году мы выпустили порядка 16 тысяч студентов по программам высшего образования. Это бакалавриат, магистратура, аспирантура. И уровень их трудоустройства составил 87 процентов! 87 процентов ребят работают! И из них почти 90 процентов остались работать в той отрасли, в которой они учились. 

Если учился на маркетолога – он маркетологом пошёл работать, если на дизайнера – дизайнером. Не меняется траектория, понимаете? Да, конечно, когда абитуриент выбирает на первом курсе свою специальность, он не всегда попадает в точку. Но у него есть возможность всё изменить в течении первых двух лет, потому что в этот период, более-менее, дисциплины одни и те же. И мы в Университете даём возможность такую. И ещё. Высшее образование необходимо не только для того, чтобы найти хорошую работы. В некоторых профессиях высшее образование действительно не требуется сейчас. Но высшее образование даёт любому человеку особый взгляд на мир, на ситуации. Учит критическому мышлению, учит оценивать то, что он видит, слышит, читает. Отбирать эти зёрна от плевел, понимать, где правда, а где ложь. Университет учит анализировать, аналитически мыслить, понимать сложные процессы. Поэтому высшее образование необходимо для любого человека. Это факт.


e762e1f8-bcde-460b-97b0-167ba9e8396d.jpg



 - А в чём принципиальное отличие частного образования от государственного?

- У нас нет бюрократии. Мы более гибкие. Мы умеем быстро меняться. У нас не так, как в государственных вузах: чтобы принять решение там нужно пройти ученые советы, комиссии, подкомиссии, подподкомиссии и так далее. А в частном секторе всё иначе. У нас и деканы, и директора факультетов, и коммерческие подразделения постоянно мониторят рынок. И если они видят, что формируется какой-то новый тренд, то сразу выходят с предложением. И для того, чтобы сформировать образовательную программу, им требуется, фактически, месяц-полтора. Программа готова, её выводят на рынок, начинают набирать студентов. Дают студентам то, что нужно здесь и сейчас. Вот это вот основное отличие. 

- А что ещё?

- Мы можем позволить, например, брать более высокооплачиваемых преподавателей. Именно поэтому, например, в Университете сегодня работают, - только вдумайтесь, - 3 тысячи практиков. Это не наши штатные преподаватели – это преподаватели-практики, которые непосредственно являются руководителями в своих отраслях. И вот они приходят и ведут занятия. Можем мы себе это позволить? Можем. Госинститут может это позволить? Увы, не всегда. Ещё нам доступны какие-то более дорогие закупки по технике. Нам не надо проводить бесконечные тендеры: сами заработали деньги, сами их и потратили. А самое главное отличие – это, конечно, отношение к студентам. Ведь частное образование устроено своеобразно. Это не бизнес, конечно, образование – некоммерческая организация. Но, всё-таки, Университет наш построен по бизнесовой модели. И для нас студент – своего рода клиент. Как в банке. Вот вы приходите, например, в «Сбербанк» или куда-нибудь ещё, и к вам относятся соответственным образом. И в частном образовании отношение к студенту гораздо лучше, чем в государственном секторе. Мы понимаем: он к нам пришёл, он принёс нам свои деньги. Мы должны его не просто научить, но мы должны удовлетворить все его желания. Оперативно выдать справку, не грубить студенту, понимать студента, входить в его положение, помогать ему учиться. Вот у нас есть тьюторы, например, которые помогают учиться студенту. Они его, если надо, буквально тащат по образовательной траектории. Они напоминают ему про академические задолжности, напоминают, что скоро сессия, спрашивают, как у него дела. Отношение к студенту в частном образовании стоит во главе угла.

  • В частном образовании главный не ректор, не проректор, не декан факультета, не преподаватель. В частном образовании самый главный – студент. 

Это – ядро университета. И вот вокруг этого студента все остальные крутятся. Не я самый главный здесь. Вы – самые главные здесь. И вокруг вас все мы крутимся, вращаемся.

 - Какой Ваш самый любимый факультет? И почему?

- У меня нет таких факультетов. Они все для меня абсолютно одинаковы, но они все разные. Нельзя поставить их в одну линейку. Да, есть какие-то общие регламенты, какие-то правила игры, но в остальном – индивидуальность. Они все у меня любимые. Да, где-то сильнее, где-то слабее. Есть маленькие факультеты, и мы переживаем, что набор на них не такой большой, как бы нам хотелось. Всячески пытаемся понять, что нам сделать, чтобы увеличить набор. Где-то наоборот: наблюдаем большие наборы, радуемся за факультеты. Но они все для нас абсолютно одинаковые. И все любимые!



a0a514a6_640f_46cf_bc48_f9d42302e29c_final.jpg


 - А с каким факультетом больше всего проблем возникает?

- О, больше всего с медицинским! Это самый «больной» мой факультет, потому что медицина — особая история, особые требования. Это студенты, которые не всегда хотят учиться, но часто «качают права.» Но и с ними мы справляемся, конечно.

- Почему проблемный? Что-то там происходит из ряда вон выходящее?

- Всё что происходит в Университете: драки, какое-то недопонимание, конфликты между студентами... Вот это всё – медфак. 92 процента – это медицинский факультет. Остальные более-менее как-то уживаются. А эти нет, эти прям бузят. Поэтому он для меня самый такой вот, непростой. Но я его тоже очень люблю.

1717694517344.jpg



- Неужели прям драки?

- Да. Вот я вам говорю, как есть. Я вам статистику говорю. Конечно, есть конфликты между студентами и преподавателями и на других факультетах, но там не так массово. А этим прям бойцы. И прогуливают больше всех, кстати говоря.

- Учебный год подходит к концу, мы уверены, что наш Университет может похвастаться многими достижениями. Это и новые партнёры, и открытие новых факультетов. А на Ваш взгляд: какое самое главное достижение за этот год стоит отметить?

- Ну, наверное, самое главное – это то, что мы начинаем реализовывать программу двойных дипломов. Это самое большое достижение, потому этого раньше такого в Университете не было. Запустили программу с китайским вузом, запустили программы с сербскими вузами. Но и других достижений в этом году хватает! 

  • Мы стали самым крупным университетом страны среди всех вузов, как государственных, так и негосударственных. По количеству студентов сегодня мы – номер один. Также мы номер один по количеству иностранных студентов. Больше нас в России нету вуза. Мы вошли в топ-3 рейтинга HH.RU. И мы единственный негосударственный вуз, который входит в топ-3 этого рейтинга. Это о чём говорит? О востребованности моих выпускников на рынке. 

Мы вошли в топ-100 национального рейтинга университетов, и мы там опять же единственный негосударственный вуз. Это очень большие достижения. Но основное, повторю, это международная деятельность. В числе прочего, прохождение процедуры лицензирования и аккредитации дубайского филиала, планируемый нами сейчас к открытию факультет БРИКС.

- Раз речь зашла о международной арене. В свете последних политических событий в мире многие российские компании, - не только государственные, но и частные, - за рубежом оказались в непростых условиях. Возникали ли какие-то проблемы у «Синергии»?

- Со странами, о которых мы говорим, нет. Это дружественные нам страны. Сербия вообще нас очень любит. Вот ваш декан факультета меня отправлял в командировку, очень сильно просил. И там вообще – с любовью и добром к России. Везде продают футболки с портретом нашего президента, Владимира Владимировича Путина. С Китаем тоже проблем не было. В странах Персидского Залива – аналогично, со странами БРИКС тоже всё хорошо. Да, в начале, в 2022 году – у нас тогда были программы студенческого обмена со странами, которые теперь принято называть недружественными, - было непросто. Студенты попали под раздачу, да. В Англии, например, у нас просто выгнали студентов. Мы их срочно возвращали в Россию. В Португалии выгнали студентов. Мы их тоже возвращали в Россию. Такое было. Но если говорить именно про вузы, то не всё так плохо. Сейчас, например, сотрудничаем с итальянцами и даже с рядом американских вузов. Учебные заведения не свернули сотрудничество. В области научных исследований, я имею в виду. Поэтому, на самом деле, всё относительно спокойно в этом плане. Да, конечно, какие-то вузы отказались, но это их решение. Пусть без нас, мы не против.


7vkK6dHklO8.jpg

- А как с бизнесом?

- Ну, смотрите: по компаниям международным, которые ушли из России… Ну, ушли и ушли. Мы особо не переживаем. Появились наши российские компании, которые теперь с нами сотрудничают. И даже появились в нашей орбите те компании, которых мы раньше не видели, не знали об их существовании, а сейчас мы с ними сотрудничаем и понимаем: они, как минимум, не хуже западных. Очень нравится нашим студентам там стажировки и практики проходить. А в странах, о которых мы говорим – вообще нет проблем. Наоборот, там всё развивается и развивается. Они очень этого хотят. Сейчас мы организовали ассоциацию негосударственного образования стран БРИКС, в которую уже подали заявки почти 40 вузов! Только представьте себе. Там весь спектр стран представлен. И Бразилия, и Саудовская Аравия, и ОАЭ. Даже эфиопские коллеги там есть.

- То есть, сейчас основное внимание на блок БРИКС?

- БРИКС – да, но есть и ещё один тренд, который мы сейчас наблюдаем. Это Юго-восточная Азия. Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Сингапур. И Университет будет смотреть туда. В ближайшие два-три года - точно. И второе направление, которое сейчас Университет начал прорабатывать и осваивать – это страны Африки. Страны Северной и Центральной Африки. Вот туда тоже. Там будут сейчас открываться представительства, наши филиалы. Будут российские программы там появляться.

- Мы уходим на каникулы, но ведь «Синергия» продолжит работу. Что будет происходить летом за закрытыми дверями? Помимо, конечно, приёмной кампании, которая уже идёт?

- Вы уйдёте отдыхать, а вместо вас придут абитуриенты. Здесь будут одни сплошные абитуриенты! Они будут смотреть, изучать, ходить. Им всё интересно: где будут учиться, как будут учиться. Параллельно с этим команда Университета начнёт подготовку к новому учебному году. Необходимо ввести новые корпуса в образовательный процесс, подготовить их. Где-то косметический ремонт сделать. Вот вам надо на факультете медиа сделать студию. Вот это всё как раз и будет делаться летом. Мы уже сейчас готовимся к первому сентября, чтобы открыть двери для наших новых студентов и для всех вас, кто уже учится. Мы хотим, чтобы вы пришли в хорошие, чистые, красивые, оборудованные аудитории. А если говорить о других событиях этого лета, то вот ближайшее: мы проводим в июне месяце большое мероприятие совместно с Третьяковской галереей. Называется «Стена и Слово». Это фотовыставка про русские монастыри. Она будет в Третьяковке проводиться. Потом мы будем проводить в июне месяце Пушкинский бал в Гостином Дворе. Это будет всё будет очень красиво, в костюмах 19 века, прямо как при жизни Александра Сергеевича.


XXL_height.jpeg


- Какие новшества планируются в будущем году? Откроются ли новые факультеты, появятся ли новые программы?

- Сейчас мы уже открыли ряд новых программ. Пока сложно сказать, что придумают деканы, но они могут, поверьте. Мы только в этом году открыли 6 новых факультетов. Вот сейчас ещё будет факультет логистики. А если говорить о том, что для студентов изменится… О, будет много всего! Прежде всего, это касается системы LMS. Она станет удобнее, визуально понятнее. Большому количеству студентов предстоит переезд в новые корпуса. Это что-то новое для них будет. Новый корпус, новая жизнь, новые аудитории. Надо будет обживать их. Вот они все будут это делать. Те факультеты, которые переезжают.

- Если бы Вы сейчас были одиннадцатиклассником, который заканчивает школу, куда бы Вы поступили? Или Вы бы сделали всё так, как сейчас у Вас в жизни?

 - Ну, смотрите. Если говорить, изменил бы я что-нибудь в своей жизни сейчас, то, наверно, нет. Вот всё, что в моей жизни произошло за мои 43 года… 42 пока…. 

  • Я ни о чём не жалею. Абсолютно ни о чём не жалею! И всё, что было – как бы «срослось». 

А если думать, куда бы я пошёл сейчас, будь я одиннадцатиклассником… Меня всегда тянуло к международным отношениям. Я и закончил мировую экономику в своё время, когда выпускался. Поэтому, наверно, я бы куда-то сюда и пошёл. Что-то связанное с языками, с международными отношениями, с мировой экономикой. Рассматривал бы программу двойных дипломов. Мне это интересно.

- А если не секрет: Сербия или Китай?

- Я бы Бразилию посмотрел бы. Вот сейчас я открою программу с Бразилией. Да, вот я бы – точно в Бразилию. Сербия сегодня – это окно в Европу. Те студенты, кто выберет это направление, получат дипломы, котирующиеся в Европе. А если кто больше любит Азию, то, конечно же, Китай. Ну а я бы в Бразилию. Там тепло, хорошо. Карнавал. Хотя вот у меня дочка очень хочет учиться в Китае. Она сейчас в шестом классе. Хочет быть медиком, но образование высшее получать планирует именно в Китае, в Шанхае. Не знаю почему. Уже учит китайский, очень хочет. Каждый день мне рассказывает, как она улетит от меня в Шанхай. А это же дочка! Как же её отпустить в Китай? Ну, наверно, придётся. С женой отправлю, а сам с парнями останусь. Тусить тут буду.

1717694535912.jpg

- Хотелось бы услышать от Вас напутствие нашим студентам. Что бы Вы им пожелали, конечно, помимо успешной сдачи сессии?

- Во-первых, я всем своим студентам всегда желаю одного: в любой ситуации оставаться человеком. Это очень важно. Бывает разное. Но всегда надо оставаться человеком. Понятное дело, что, помимо этого, как вы говорите, удачной сессии и так далее. Выпускникам желаю найти себя на рынке труда. Найти ту работу, которую они будут любить, на которую они с большой радостью будут с утра просыпаться и идти. Не с каким-то там «о, опять на работу», а чтобы шёл и радовался. Чтобы было комфортно и интересно. Студентам, которые сейчас заканчивают учебный год – желаю очень хорошего и продуктивного лета. Надо отдохнуть, набраться сил и с первого сентября снова в бой. А для абитуриентов, которые сейчас к нам идут, отдельное пожелание: не ошибиться с выбором. Выбрать свою будущую профессию очень сложно. Прямо сейчас этот выбор им предстоит сделать, поэтому желаю не ошибиться. И всем им желаю всегда оставаться людьми в любой ситуации.

Видеоверсию интервью смотрите по ссылке - в официальном канале факультета медиа Университета "Синергия". 

Читайте также: