Игра в кошмары: что такое маскот-хоррор, и почему детям так нравятся монстры?

Современные дети и подростки увлекаются странными персонажами. Если вы не знаете, кто такие Катнап, Догдей, и какими жуткими игрушками увлекается ваше чадо - читайте о «страшно красивых» мультгероях в нашем материале.
Всё началось в 2014 году. 8 августа Скотт Брэйден Коутон выпустил игру Five Nights at Freddy's, которая впоследствии и стала основой для каждого последующего маскот-хоррора. Изначально игра и не задумывалась как что-то серьёзное, а была просто ответом на критику прошлых игр разработчика - мол, персонажи в них выглядели страшно и неестественно.
Скотт решил сыграть на этом и выпустил настоящую хоррор-игру.
Суть была проста - игрок брал на себя роль ночного охранника пиццерии с аниматрониками. Именно роботы и являлись главными противниками, и именно с ними приходило бороться. Персонажи ФНАФа были запоминающимися, а у взрослых игроков с Запада вызывали ностальгию из-за сходства c маскотами реально существующей ещё с 70-х годов пиццерии Chuck E. Cheese. Но самый главный плюс был в том, что персонажей легко можно было превратить в игрушки. Продажи мерча шли прекрасно, успех заметили конкуренты и запустили собственные проекты.
Агрессивный маркетинг
Есть два способа оформить внешний облик игрового злодея.
Первый подразумевает простой и понятный дизайн, но при этом же любой игрок должен быть способен запомнить его и отличить от других. Иногда для этого хватает даже цвета, чтобы ребёнок мог точно опознать персонажа. - достаточно взглянуть на персонажей игры «Радужные друзья».
Второй способ - сделать героя стереотипно страшным: как можно больше зубов, странные или дополнительные конечности, большие глаза или огромные размеры персонажа.
Роль играют и имена маскотов: рифмующиеся (Хагги Вагги из Poppy Playtime), в честь их отличительной особенности (Синий из Raibow Friends) или характеристики (Зукипер или Владелец зоопарка из Zooanomaly), состоящие из простых слов или повторений (Чу-Чу Чарльз из одноимённой игры). «Вирусные» имена легко запоминают дети, чтобы затем просить у родителей нужную игрушку.
Крипота в Сети
В большинстве случаев главный монстр сначала кажется дружелюбным, а свою истинную суть демонстрирует после определённых действий игрока. Подобное часто нравится детям, особенно младшего школьного возраста. Почему?
Можно вспомнить и про другой популярный тренд из недавнего прошлого - крипипасту.
Это страшные истории, опубликованные в Сети в 2000-2010-е годы, либо о необычных явлениях, либо о психически больных людях. Тогда в жанре появилась своя подкатегория «проклятые кассеты/диски или утерянные эпизоды». Одними из самых известных являются «Суицид Сквидварта», «Бен Утопленник» и «Sonic.exe»
Как эти истории могут быть связанны с маскот-хоррорами?
Большинство детей, открывших для себя криипасту, в первую очередь старались писать именно что-то из категории «проклятых файлов», в которых любимые персонажи мультиков могли начинать кровавую резню, а иногда и разговаривать с рассказчиком или вредить ему. Таким образом, дети и подростки уже пробовали менять позитивный сюжет на что-то злое и страшное. Этим сейчас занимаются и игровые страшилки.
Взрослеющим детям и подросткам свойственно искать и создавать крипи-контент, ведь все то, чем они увлекались раньше, начинает казаться им скучным: они уже большие, а значит, могут увлекаться чем-то страшным. До таких фильмов, как «Чужой» или «Пила» (или игр вроде Sillent Hill и Resident Evil) дети ещё не доросли не только физически, но и ментально. Тут на помощь и приходят маскотные хорроры.
В блоге - значит, в тренде
Когда какой-либо новый маскот-хоррор выходит в свет, то сразу же хотя бы один контентмейкер делает видеообзор, а от него подхватывают и другие. Слыша похвалу и видя интерес (даже если он наигран) от своих кумиров, молодые зрители сразу же начинают думать все то же самое об игре, а потом начинают рассказывать своим сверстникам об этом, завлекая и их. Таким образом, каждый ребёнок в дворе уже знает обо всех игрушках-убийцах, популярных на данный период, и не иметь мерч с ними будет считаться «немодным».
Сравнить это можно с любовью к куклам Барби и Трансформерам - это было популярно, и практически каждый ребёнок хотел такую игрушку.
Не надо паники
По мнению клинического психолога Дарьи Родионовой, темы, связанные с ужасами, помогают детям исследовать границы дозволенного. Хоррор может помочь развить критическое мышление, дети учатся различать реальное и вымышленное.
Просмотр фильмов или чтение книг с элементами ужасов позволяет им испытывать эмоции, не подвергая себя реальной опасности.
- Но частое взаимодействие с пугающим контентом может привести к повышенному уровню страха и тревоги у детей. Дети, которые играют в игры со сценами жестокости, могут стать менее чувствительными к насилию в реальной жизни. Иногда дети могут не полностью осознавать, что происходящее в игре не является реальным, - предостерегает Дарья. - В некоторых случаях, особенно, если игры содержат элементы агрессии, это может повлиять на поведение детей, приводя к конфликтам с окружающими.
Эксперт напоминает, что важно говорить с ребёнком о его интересах и о том, почему он хочет играть в «страшилки» или смотреть хоррор-контент.
- Полный запрет может вызвать у ребёнка желание скрывать свои интересы, поэтому открытое общение и понимание будут ключевыми в этом процессе. Можно разрешить смотреть или играть в такие игры только в определённое время, или предложить другие игры или фильмы, менее пугающие, но все же интересные, - предложила Дарья Родионова.