«Хочешь жить — пиши романы»: писатель из Санкт-Петербурга рассказал о плюсах и минусах своей работы
Быть странным, но при этом много работать, стать известным, но забыть об огромных гонорарах и стереотипах из кино - писатель, руководитель литературного сообщества «Большой проигрыватель», член «Ассоциации авторов хоррора» Александр Сордо рассказал, каково это — работать писателем в век IT.
Автор и соавтор книг Александр Сордо признаёт, что писательство как работа, то есть основной источник дохода, – непростой путь к стабильному заработку, чтобы обеспечить себя, а то и семью.
- Хотя вроде бы рынок завален книгами, не говоря уже об электронном самиздате. Значит, многие люди всё-таки этим живут, - отметил Александр.
На собственном опыте автор выделил основные плюсы и минусы профессии.
Почему хорошо быть писателем:
-
Любимое дело. В продажах, логистике, айти можно работать даже без интереса к делу, а с творчеством такое не прокатывает. Даже самые отточенные «формулы успеха» не спасут книжку, если в неё не верит сам автор. А значит, все сколько-нибудь успешные писатели любят то, чем занимаются.
-
Шанс войти в историю. И оставить в ней след более значимый, чем тире между двумя датами. Авторы как «большой», так и жанровой литературы имеют вполне реальный шанс остаться если не в школьных хрестоматиях, то хотя бы на Википедии.
-
Интерес к личности. Людей очень часто впечатляет знакомство с писателем - творцом и человеком искусства. Однажды мы обсуждали с коллегой рассказы, стоя на улице. К нам подошёл какой-то мужчина и спросил: «А вы что, прям писатели? Прям настоящие?! Вау, дайте я вам руку пожму!». Это бывает приятно.
-
Можно быть странным. Можно быть интровертом, можно похабно шутить и дико вращать глазами, можно мешать абсент с шампанским и фанту с «Бугульмой», можно гуглить «как спрятать труп» и какая гравитация на Венере, а потом рассказывать об этом друзьям в кафе. Писателю можно многое. И вообще, он личность творческая.
-
Если писать достаточно качественно и продуктивно (и выполнять ещё несколько требований, о которых ниже), то будет даже на что покушать. Самый простой (нет) способ для писателя разбогатеть и стать известным – написать бестселлер. Но как это сделать, никто никогда не расскажет.
Почему плохо быть писателем:
-
Важна регулярность. Картинка из кино со страдающим от творческого кризиса автором, пишущим по строчке в месяц, – это просто картинка из кино. Чтобы действительно зарабатывать писательством, нужно работать. Много и регулярно. Лениво стучать по клавишам, опустив ноги в тазик с шампанским, не получится – за этим, пожалуйста, в IT.
-
Востребована крупная форма. Век назад можно было заработать, продавая рассказы в журналы. Особенно на Западе. Тогда гонорары позволяли жить и писать новые рассказы. В наших реалиях это невозможно. Гонорары за рассказы в периодике – чисто символические. Хочешь жить – пиши романы.
-
Просто писать мало, нужно продвижение. Сейчас у нас каждый третий в Сети - писатель. Чтобы выделиться и этой массы, запомниться и читателям, и издателям, и вообще привлечь внимание к своим книгам, автор должен быть медийной личностью. Вести соцсети, устраивать розыгрыши, выступать, пиариться, знакомиться… В общем, на самом деле интровертам в писательстве сейчас тяжело.
- Нестабильный доход. Гонорары за рассказы небольшие. Роялти (процент от выручки — прим. ред.) за романы - уже лучше, но тиражи мизерные по сравнению с эпохой девяностых-нулевых, что сказывается на доходе. То есть, книжек нужно много. Чтобы зарабатывать действительно хорошо — надо либо идти в «электронку» и выдавать конвейер по популярным трендам, либо так нарабатывать критическую массу книг, что после энного по счёту бумажного романа с учётом всех допечаток доход становится достаточным для жизни (совмещать можно, даже рекомендуется). Ну, либо написать бестселлер.
- Вторая работа, за которую (пока) не платят. Пока ты не перешёл на доход от писательства полностью, приходится совмещать творчество с основной занятостью, и это тяжко. Пишешь урывками, по ночам, на коленке с телефона и так далее. Свободного времени остаётся очень мало, как и нервных клеток.