Work-life-study balance и краткосрочные курсы: какое образование выбирает поколение Z
У каждого поколения своё отношение к получению образования. В советское время люди считали, что вузы дают первоклассные компетенции, поэтому после получения диплома не стремились продолжать обучение. А миллениалы, родившиеся с 1984 по 2000 год, думают, что диплом сам по себе не гарантирует успех. По данным ВЦИОМ, так считают 74% представителей этого поколения. У зумеров – молодых людей в возрасте 16–25 лет – своя позиция. Редакция Synergy Times изучила ежегодный обзор трендов Trend Vision 2022, посвящённый образованию, и выяснила, почему поколение Z выбирает краткосрочные курсы вместо многолетней учёбы в вузе, правда ли, что через 10 лет искусственный интеллект будет отбирать для человека потенциальных работодателей уже со школы и как придерживаться концепции work-life-study balance.
Обзор Trend Vision 2022 подготовила компания Ipsos, в котором описала своё видение развития сферы образования в России в ближайшие 5-10 лет.
Как проводилось исследование
При составлении Trend Vision 2022 команда Ipsos использовала собственные исследования, официальную статистику и открытые данные. Эксперты опирались на следующие источники информации:
-
всероссийское исследование потребителей товаров, услуг и медиа РосИндекс;
-
исследование поведения россиян в интернете OnLife;
-
мониторинг New Reality, который проводится во время экономического кризиса и показывает, как на него реагирует население;
-
данные социальных медиа (более одного миллиона сообщений) и выводы, к которым пришло синдикативное онлайн-сообщество Ipsos во время обсуждения.
Над обзором работали более 30 молодых экспертов со всей России. В их числе – школьники 10-11 классов, которые вышли в финал конкурса проектов и исследований НИУ ВШЭ «Высший пилотаж» 2021-2022 учебного года по профилям: социология, психология, предпринимательство. Также экспертам помогали студенты-социологи, которые учились в летней школе Ipsos School. Таким образом, ребята на практике попробовали себя в профессии исследователя.
Учёба или работы
Эксперты выяснили, что, если другие поколения придерживаются work-life balance (баланс между работой и личной жизнью), то зумеры следуют work-life-study balance (баланс между работой, учёбой и личной жизнью).
То есть молодые люди хотят как можно скорее начать работать и одновременно получать образование, не отказываясь от удовольствий в жизни.Статистика РосИндекса показывает, что самую большую долю составляют зумеры, которые совмещают работу и учёбу. За год их стало больше (37% в I квартале 2022 года против 32% в I квартале 2021 года). А тех, кто только учится, стало меньше (16% в I квартале 2022 года против 20% в I квартале 2021 года). При этом увеличилась доля молодёжи, которая только работает (31% в I квартале 2022 года против 26% в I квартале 2021 года).
В образовании наблюдается тренд на life-long learning (непрерывное обучение).
«Но данные говорят о перегруженности информацией и избыточно высокой интенсивности появления нового – как следствие, наблюдается отрицательная динамика воспринимаемой важности непрерывного life-long обучения», – говорится в обзоре.
Вузы или ссузы
Больше половины школьников всё также поступают в вузы, но по сравнению с прошлым годом (69%) их доля уменьшилась (55%). Вместе с тем растёт количество желающих продолжить обучение в колледжах и техникумах (30% в 2022 году против 18% в 2021 году). Минпросвещения РФ считает, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы, и в 2024 году российские ссузы выпустят больше студентов, чем вузы.
Колледжи и техникумы становятся популярнее, потому что в школе увеличивается учебная нагрузка, поступить на бюджетные места в вузы становится сложнее, стоимость обучение в них растёт, к тому же выпускники не всегда понимают, куда идти работать после университета. Всё меньше людей считают, что в техникуме или колледже учатся только двоечники, поэтому среднее профессиональное образование непрестижное.
Продолжительное обучение или краткосрочные курсы
Зумеры, желающие как можно быстрее начать работать, проявляют интерес к краткосрочным курсам – буткемпам. Этот формат пришёл из Америки, в России пока он мало используется. Буткемп позволяет освоить цифровые профессии с нуля за четыре–шесть месяцев и гарантирует трудоустройство. Изначально университеты, колледжи и госструктуры проводили такое обучение офлайн, теперь переводят его в онлайн-формат.
«Отечественные предложения такого рода образовательных услуг с опорой на зарубежный опыт, обогащенный локальным, может эффективно удовлетворить запрос молодёжи на краткосрочные учебные программы, отвечающие актуальным требованиям работодателей и гарантирующий дальнейшее трудоустройство в максимально короткий срок после получения школьного аттестата», – пишут исследователи.
Каким образование будет в будущем
Эксперты предполагают, что цифровизация образования продолжится. Каждый россиянин будет иметь цифровой профиль с информацией о его знаниях, навыках, успехах, талантах и интересах. При переходе на очередную ступень образования человек получит на выбор предложения от образовательных организаций, где его будут готовы принять с учётом его пожеланий и возможностей. Вступительные экзамены больше не пригодятся. Их заменит технический сравнительный анализ образовательных профилей всех заявителей.
По прогнозам исследователей, у молодых людей будет востребовано краткосрочное обучение. Такие форматы университеты будут организовывать вместе с работодателями, которые готовы принять выпускников на работу с минимумом знаний и доучивать их на рабочем месте.
Ещё один прогноз связан со снижением стресса у учащихся во время обучения. Эксперты полагают, что изматывающих занятий больше не будет. Вузы и ссузы пересмотрят объём и нагрузку учебных программ и станут придерживаться life-study balance учащихся. Они сосредоточатся на раскрытии индивидуальных способностей и развитии soft skills студентов.
Исследователи думают, что ещё в школе искусственный интеллект будет распределять детей по работодателям. Машина будет оценивать, соответствует ли потенциал человека с требованием конкретного рабочего места. Если да, выпускник продолжит обучение в вузе по соответствующему профилю.
Также эксперты полагают, что появится формат прогрессирующего учебно-рабочего дня, который будет проходить на территории работодателя. Он начнётся с формата 4+4: половина дня – обучение, половина – работа. По мере получения знаний и опыта сотрудник постепенно перейдёт к формату 7+1: семь часов – работа, один час – образование. После получения диплома выпускник будет работать полный рабочий день.
Высшее образование
Поступи в университет и строй карьеру во время обучения
Университет «Синергия» объединяет многолетние академические традиции и современные образовательные технологии. Выбирайте любую из 200 программ обучения. Учитесь, стажируйтесь в компаниях-партнёрах и трудоустраивайтесь ещё до выпуска.
Узнать, как поступить