Россия выйдет из Болонского процесса и создаст собственную систему образования
pexels.com
В России могут отказаться от Болонской системы образования и перейти к собственной, сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил глава ведомства.
Эту инициативу уже поддержало министерство просвещения РФ, сообщив, что готово взаимодействовать с Минобрнауки по переходу на специалитет при подготовке педагогов в вузах.
«Министерство просвещения РФ считает, что отказ от Болонской системы и переход на программы специалитета способен усилить качество подготовки педагогов по всей стране. Минпросвещения готово взаимодействовать с Минобрнауки по переходу на специалитет как основой формат подготовки», — сообщили журналистам в пресс-службе ведомства.
Там пояснили, что долгое время учителей в стране готовили по программам специалитета, который «с одной стороны, давал будущим педагогам полноту предметных знаний, с другой - позволял наполнить программу теми навыками, которые актуальны и соответствуют вызовам времени».
«С переходом на Болонскую систему по модели "бакалавриат - магистратура" исчезли специальности и исчезло указание на конкретную квалификацию, что создало определенные трудности на рынке труда, так как квалификация "бакалавр / магистр педагогического образования" никак не соотносилась с конкретной профессией "учитель предмета". Изменилась и общая идеология подготовки в сторону усиления общей и сокращения профильной, особенно предметной части", - заявили в Минпросвещения.
С помощью профессионального сообщества ведомство сформировало программу «Ядро высшего педагогического образования» — единые принципы и подходы к подготовке педагогов. Эта программа опирается именно на специалитет как на классический проверенный формат. С его помощью будущие педагоги могли получить полные предметные знания и актуальные востребованные навыки.
В свою очередь, президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева считает, что выход из Болонской системы не должен ущемлять тех, кто уже получил диплом бакалавра. Однако специалитет в будущем должен занять «ведущие позиции в структуре программ отечественного высшего образования».
«Кроме того, стоит отметить, что по ряду направлений, в том числе на программах, ориентированных на студентов из-за рубежа, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе», — сказала ТАСС Васильева.
По ее мнению, больше всего от выхода России из Болонской системы выиграет инженерное, юридическое и педагогическое образование. При этом Васильева призвала дать правовую оценку участия России в Болонском процессе и проанализировать те результаты, которые удалось достигнуть от участие в нём.
В России разработают требования по работе с молодёжными организациями >>
Что такое Болонская система образования
Общеевропейская образовательная Болонская система появилась в 1998 году по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. 19 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия) 29 европейских стран подписали декларацию «Зона европейского высшего образования».
Главная цель Болонской системы — создание общеевропейского образовательного пространства, которое позволит студентам, преподавателям и руководящему составу свободно передвигаться по Европе и повышать конкурентоспособность своих вузов. Также дипломы университетов, которые входят в Болонскую систему, равнозначны во всех странах-участницах Болонского процесса.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Согласно подписанному президентом РФ Владимиром Путиным указу отечественная система высшего образования перешла на двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. Но одной из особенностей Болонской системы в России является то, что в нашей стране сохранился специалитет со сроком обучения в пять-шесть лет.
Также некоторые российские вузы, которые вошли в Болонский процесс, стали выдавать приложения европейского образца к дипломам.
Научное и педагогическое сообщества с 2003 года спорят о пользе Болонской системы. Её противники заявляют, что западные образовательные стандарты вредят российской системе образования. Некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан только для усиления евроинтеграции стран Евросоюза и для России он малоэффективен.
Но есть и сторонники Болонской системы, которые уверяют, что отказ от неё грозит признанию дипломов российских вузов за границей только на уровне бакалавриата.
Источник: РИА Новости.
Где учиться на айтишника: сравниваем вузы, колледжи и курсы >>