«Мне очень нравится, что мы приносим людям пользу»: журналист Елена Тимофеева о жизненном пути, наставничестве и профессии
Каждый день мы встречаем и знакомимся с людьми из нашей профессиональной сферы - журналистов. У каждого человека свой особенный путь, свои истории. Мне повезло пообщаться с Еленой Тимофеевой, которая начинала свой путь совсем не с факультета журналистики.
- Как ты пришла к тому, что твоя жизнь будет связана с журналистикой? Была ли это детская мечта или выбор уже произошёл в осознанном возрасте?
Мой путь в журналистике начался с отрицания пути филолога.
Дело в том, что с 9 класса меня целенаправленно готовили на серьёзное поступление на филологический факультет. Причем на филфак СПБГУ, с расчетом на то, что я буду очень крутым филологом, который будет заниматься изучением творчества Есенина.
В 10 классе я написала работу, с которой выиграла много научных конференций и которую оценили профессионалы-филологи. Мне пророчили сделать некое такое «большое слово» в есениноведении. Но в 11 классе, после того, как я выиграла еще одну всероссийскую олимпиаду и уже, казалось бы, определилась с тем, что я подаю документы на филфак СПБГУ, у меня появились сомнения. Все мои умозаключения сводились к тому, что я понимала, что не хочу заниматься филологией. Казалось бы, рухнул мой очень четкий план на жизнь. И, на самом деле, план моих учителей, потому что еще в школе со мной занимались достаточно серьёзные филологи – лучшие в Сибири. По сути, я подводила их всех.
Но, как бы то ни было, я поняла, что не хочу становиться филологом. Меня резанула, как молния, мысль о том, что я не хочу провести всю свою жизнь, читая, например, рассказ Чехова «Студент» и думая о том, какой здесь звуковой фон. Я поняла, что хочу читать книги и получать от этого удовольствие, а не читать их именно профессионально, потому что весь читательский процесс очень сильно искажает то, что ты фоново думаешь о том, как это написано, почему тут именно это слово стоит - пресловутое "что хотел сказать автор" буквально съедало меня.
У меня было приоритетное право поступления в университеты по направлениям “филология” и “журналистика”. И от некой безнадежности поступила на журфак. Выбрала я журфак МГИМО, и честно, всегда признаюсь, что выбрала университет случайно. У меня не было голубой мечты поступить в МГИМО, и я не всегда понимаю людей, которые прям жаждут этого поступления. Моё поступление было такой случайностью, к которой привела обычная совокупность факторов.
Первые полгода очень сильно боролась с собой, много плакала, думала отчислиться. В какой-то момент, ближе к декабрю первого курса я в себе эту истерику переломила и поняла, что, наверное, в журналистике и в работе с текстами тоже могу найти себя.
- Как проходило твоё обучение на факультете? Какие любимые предметы у тебя были?
МГИМО - это вуз, где ты учишь в первую очередь языки и посвящаешь этому огромное количество времени.
Я попала на кафедру немецкого языка. Это одна из самых жёстких кафедр в МГИМО в принципе. И поначалу я очень старалась, но вскоре перегорела. Я съездила в Берлин, поговорила там на немецком языке с носителями. Помню, как плакала от счастья, что меня понимают. А вернувшись в Москву, из-за сложностей в коммуникации с преподавателями очень резко перехотела заниматься именно языком.
И это, наверное, подтолкнуло меня начать заниматься профессией, писать статьи, участвовать в развитии пресс-службы студенческого союза МГИМО, делать хоккейную команду, искать какие-то первые подработки.
На втором курсе университета я работала в глянцевом издании и в начале этого же года брала интервью у Эмина Агаларова, что для меня было, конечно, огромной честью. Это меня очень сильно мотивировало.
Я осознанно пошла работать в жанре интервью, потому что люблю людей и общение с ними! В какой-то момент я возглавила раздел интервью в пресс-службе студенческого союза МГИМО, учила, по сути, коллег, как общаться с людьми, какие вопросы задавать нельзя – у меня, например, до сих пор есть табу на вопрос о том, что собеседника вдохновляет и какие у него планы в будущем – в общем, просила избегать каких-то банальностей.
Журналистика в МГИМО преподается достаточно классическая, но ее, конечно, меньше, чем языков. К этому нужно быть готовым и к тому, что ты сам будешь искать себе практику, сам будешь практиковаться.
На моем пути встретился человек, который стал моим наставником и остаётся им до сих пор. Но теперь это еще и мой коллега. Дерзну даже назвать его свои старшим товарищем – и, как люблю говорить, учителем с большой буквы. Это Владимир Романович Легойда. На первом курсе он вёл у нас мастер-классы и показал, что такое настоящая журналистика. На втором курсе у нас была культурология, и тогда он меня очень сильно зажёг. Я поняла, что просто быть журналистом и не интересоваться культурой - невозможно.
- Расскажи, пожалуйста, где ты сейчас работаешь по специальности и чем тебе нравится работа в медиа?
Сейчас я являюсь шеф-редактором социальных сетей АНО «Национальные приоритеты».
Мы ведем множество проектов. Флагманские – «Национальные проекты», «Объясняем.РФ», «Наука РФ», «Путешествуем РФ», «Учеба на Дальнем», «Карьера на Дальнем» и «Образ жизни». Мои силы и приоритеты сконцентрированы на «Объясняем.РФ», на «Национальных проектах» и на проектах по Дальнему Востоку. Но я поглядываю за тем, что делают коллеги на других проектах.
В мой функционал входит работа с командой подрядчиков - это райтеры, авторы, редакторы, дизайнеры. Я отвечаю за конечный результат: то, что вы видите в социальных сетях – полностью моя ответственность, я до запятой проверяю каждую публикацию.Мне очень нравится, что мы приносим людям пользу. «Объясняем.РФ» - это ресурс, который создавался в период мобилизации, когда вся страна была в панике, и он действительно сыграл свою важную роль тогда. Сегодня мы рассказываем о мерах поддержки, которые положены всем гражданам страны. Рассказываем о том, почему жить в России - это круто. И с каждым годом становится только лучше.
Мне нравится сочетание работы с людьми, функции некоего коммуникатора и работы с текстом. Это как раз то, чего я боялась в пути филолога – замкнуться на работе с текстами. Здесь это просто невозможно: каждый день приходится с кем-то общаться.
Итак, моя нынешняя профессия объединяет в себе функции коммуникатора, редактора, менеджера. При том, что на данном этапе мне важно, тексты я сама пишу в малом количестве и являюсь, скорее, редактором. Работаю на комфортных для меня площадках - это соцсети, в основном Telegram.
Кроме того, не так давно стала активно вести и развивать свой телеграм-канал. В этой жизни я люблю больше всего своего кота и книги. Поэтому и канал назвала "Книжный Скотт". Хотя рассказываю там не только о пушистом и литературе: скорее о том, что формирует мой культурный код, обо всем, чем я занимаюсь и живу - от путешествий в Переделкино до важных открытий об искусстве.- Как ты стала преподавателем в образовательном центре «Сириус»? Сложно ли это?
Преподавателем в Сириусе я стала в прошлом году, когда мой учитель, о котором рассказала ранее, предложил сделать программу «Культура и общество» для школьников.
Мы вместе с ним продумали сетку программы, на что сделать акцент, каких преподавателей пригласить. И, собственно, в прошлом году мы впервые запустили эту программу. В июне этого года она уже прошла второй раз. Весьма успешно, судя по полученным недавно отзывам от детей. Отзывы преимущественно восторженные, и я уже с нетерпением жду следующий июнь.
Сложно ли это? Да, это сложно, потому что дети умные и начитанные, преимущественно – дети олимпиадники. Их трудно чем-то удивить. С ними не получится говорить о каких-то очевидных, простых и общих вещах. Это всегда про конкретику, это всегда про какие-то абсолютно новые знания, это всегда про поиск и объяснение каких-то сложных смыслов.
Мое открытие этого года в том, что до некоторых детей бывает бесполезно пытаться достучаться. Бывают дети, которые приехали сюда посидеть в телефонах. Это нормально, это надо признать. Нужно не корить себя за это, не думать, что ты плохой преподаватель. На 40 детей, которые прошли через меня в этом году, нашлось двое, которые сидели в телефоне и "тапали" хомячка. Меня это очень задевало поначалу.
Сложность именно в том, чтобы принять, что проблема не в тебе. А у молодых преподавателей, мне кажется, часто бывает немного синдром самозванца.
- Как действующий преподаватель в МГИМО, какие качества ты можешь выделить в начинающих журналистах? Радует ли тебя их потенциал?
Я преподаю у первого курса, второго и четвертого.
Студенты очень адаптивны к быстро меняющимся условиям, очень любознательны, открыты к миру и жажде его познания. Им безумно всё интересно и они не зацикливаться только на учебе, а готовы уже сейчас работать. Это из положительных черт.
Но добавлю, скажем так, ложку дегтя в эту прекрасную бочку с медом. Они всегда любят искать легкие пути, не любят сложных задач.
Это то, с чем, как мне кажется, мы, как будущие работодатели, столкнемся, нанимая на работу это поколение. Потому что здесь, конечно, попытки найти какие-то легкие решения очень мешают процессу, а результат выходит так себе.
Бывает, находятся студенты- бриллианты. Как, например, на втором курсе у меня есть две абсолютно потрясающие девочки, которые сейчас уже перешли на третий курс, а одна из них стажируется в нашей компании в параллельном отделе. Вот такие студенты, конечно, запоминаются, и радость от встреч с ними перекрывает все какие-либо негативные эмоции от «случайных» людей на журфаке.
- Почему, на твой взгляд, заниматься журналистикой- это не только ответственный путь, но и интересный?
Заниматься журналистикой интересно, потому что это всегда про людей. Про то, как они живут, чем они живут, как сделать их жизнь лучше.
Здесь как раз объединяется, как мне кажется, этот ответственный подход и интерес. И это очень здорово. Журналистика в этом плане уникальная профессия. Когда ты вроде как про человека, про всех людей, а вроде как про всю страну, а следовательно и про себя. На мой взгляд , в журналистику просто не могут пойти те, кто не любит людей, потому что в конце концов это ни к чему хорошему не приведет ни человека, ни его тексты.
А еще журналистика всегда про то, что ты должен постоянно учиться. Мир очень стремительно меняется, и журналист это тот, кто буквально стоит на передовой этих изменений. Начиная от тех же нейросетей, заканчивая более фундаментальными изменениями в обществе. Журналист — это тот, кто эти изменения всегда чувствует, тот, кто должен с ними работать.
Поэтому журналистика - это всегда очень интересно.
- Что бы ты пожелала начинающим ребятам-журналистам, которые только вступили на этот путь и собираются двигаться по этому направлению. На что следует им сделать акцент во время обучения?
Начинающим ребятам-журналистам я бы посоветовала искать себя и учиться. Учиться в смысле какого-то познания мира. Узнавать о культуре, политике, нашем обществе, читать умные книги.
Однажды мне сказали, что журналистское образование — это базовое фундаментальное образование, когда ты учишь всё по чуть-чуть, учишь политику и мировую экономику, знакомишься с культурологией и философией. Если вы посмотрите на своё расписание предметов за 4 года обучения на бакалавриате, в каком бы вузе вы ни учились, вы увидите разный набор дисциплин.
И за все время этого обучения в университете, вы нахватаетесь всего по чуть-чуть. У вас будет очень мозаичное представление о мире, вы поймете, какой он разный, как много нужно знать. Поэтому постарайтесь нахвататься побольше и поглубже, чтобы в будущем, когда пойдете на работу, вы смогли найти свою специализацию. Постарайтесь накопить свой общий культурный фонд так, чтобы за него вам было не стыдно.