Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
21 августа 2023 г. Развивайся

Образование будущего: какое место в нем займёт искусственный интеллект

Образование будущего: какое место в нем займёт искусственный интеллект

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Артур Коробкин, один из авторов-разработчиков информационной системы «Единые сайты общеобразовательных организаций Липецкой области», работает над популяризацией цифрового образовательного контента, выступает в качестве спикера на мероприятиях под эгидой Минцифры России, в настоящее время получает образование в Университете «Синергия» на факультете интернет-профессий. Эксперт в сфере цифрового образования поделился с редакцией Synergy Times, что нас ждёт в ближайшем будущем и какое место в системе образования займёт искусственный интеллект.

Про цифровизацию

Что такое цифровая трансформация в образовании?

Представьте, есть школа, а в ней — библиотека с книгами: чтобы их прочитать, надо туда пойти, взять, потом вернуть обратно. А если окажется, что это не та книга или что она содержит устаревшую информацию? А цифровой образовательный контент — это глобальная цифровая библиотека, к которой имеют доступ все, от мала до велика. Она интерактивная, удобная, современная. Дети и их родители могут за пару кликов получить нужную, актуальную и, главное, верифицированную информацию и, собственно, чему-то учиться. Так вот, цифровая трансформация в образовании представляет собой всесторонние глобальные изменения на уровне, например, цифрового образовательного контента.

Если сравнивать Россию с другими странами, мы находимся примерно на том же уровне, отстаём или опережаем?

Мы опережаем, причём значительно. Например, в ОАЭ вы не найдёте нормального приложения такси или доставки еды. Более того, там даже нормального клиента банкинга нет. В Европе ситуация аналогичная, придётся потратить много времени на решение таких вопросов. 

Что касается цифрового образовательного контента, мы примерно наравне с Азией. В Китае и Корее лучше всего развита цифровая трансформация, и они сейчас пытаются с нами налаживать партнёрские отношения в этой сфере.

Цифровое образование уже стало привычным для подрастающего поколения?

НАЗВАНИЕ

Согласен, они уже с этим растут, дети сейчас более прогрессивные. Я зачастую провожу уроки цифровой грамотности в школах региона и вижу, что у шести- и семиклассников знаний гораздо больше, чем мы предполагали, когда разрабатывали план занятия. Мы рассчитываем рассказать им что-то интересное, а они зачастую это всё уже знают. У нас очень грамотно построена политика цифрового просвещения на уровне государства: рассказывают, как себя нужно вести, что такое цифровая гигиена и цифровая грамотность.

Про онлайн-образование

Цифровизация образования не приведёт к полному уходу в онлайн-формат?

Я исключаю, что мы полностью уйдём в онлайн. Для России более вероятен тандем реального очного образования и онлайн-образования, когда невозможно учиться очно, например, во время болезни или карантина. Раньше школы уходили на каникулы в сильные морозы, дети сидели дома и ничего не делали. Такого больше не будет: сейчас школьники в аналогичной ситуации продолжают учиться дистанционно. Если 20 лет назад любая внештатная ситуация вызывала простой в образовательном процессе, то сейчас на помощь приходит дистант, обучение продолжается. И это здорово, я считаю.

На онлайн-курсах можно получить качественные знания?

Онлайн-курсы — отличный инструмент, если они правильно организованы. Я их неоднократно проходил, и для меня важно, чтобы курсы были командные, с распределением ролей, домашним заданием, вовлечённостью спикера и его стремлением общаться.

Для многих онлайн-курсы — это про посмотреть видео в интернете, но мне кажется, такой метод совсем не работает. Я участвовал в таких курсах, было неинтересно, поэтому спустя пару занятий я от этой идеи отказался. А вот когда с тебя спрашивают домашнее задание, когда тебя назначают конкретным функциональным персонажем во время занятия, тогда это работает: это интересно, и ты получаешь знания.

НАЗВАНИЕ
Когда я поступал в Университет «Синергия», для меня были важны два стратегических момента. Во-первых, у меня есть потребность в IT-образовании, чтобы в дальнейшем занимать определённые должности. Во-вторых, я — самоучка полностью, то есть всё, что я знаю, я взял из общедоступных источников, у меня нет фундаментальных знаний. Например, в прошлом семестре я закрыл зачёт по сетевым технологиям, узнал, как строится топология сети. То есть мне не надо искать обучающее видео в интернете. Я теперь это всё знаю. Раньше у меня были обрывочные знания, а теперь появляется академическая база.

Артур Коробкин, студент факультета интернет профессий Университета «Синергия»

Про искусственный интеллект

К чему приведёт цифровизация образования через 5 – 10 лет?

Я думаю, что наше будущее тесно связано с искусственным интеллектом. Если правильно, дозированно его использовать, он вскоре приведёт нас к высоким достижениям и огромному повышению производительности труда. А если мы будем его использовать для сдачи экзаменов, быстрого решения домашних заданий, он очень быстро сделает нас своими рабами. Поэтому, с моей точки зрения, государство должно контролировать компании, которые предоставляют искусственный интеллект: бесконтрольно раздавать его нельзя. Это как решебник домашнего задания для пятиклассников: он экономит время, но не делает детей умнее.

Высшее образование

Факультет искусственного интеллекта
Узнать подробнее

А как может выглядеть контроль со стороны государства?

Думаю, надо запретить искусственный интеллект для выполнения домашнего задания, для использования детьми на уроках. С таким инструментом легко поддаться соблазну и написать сочинение за 1-2 минуты.

С другой стороны, искусственный интеллект надо изучать уже в начальной школе, но в рамках того, как это работает, как устроены генеративные модели ИИ. То есть самостоятельно создавать искусственный интеллект, а не просто пользоваться им.

Государство должно внести изучение ИИ в школьную программу, мы от этого никуда не денемся, но использование искусственного интеллекта не должно быть бесконтрольным, иначе мы навредим сами себе.

Такие уроки должны проходить в рамках цифровой грамотности?

Скорее в рамках урока информатики. Дети у нас и так достаточно грамотные, поверьте мне, а вот понять, как сделать искусственный интеллект, из чего он состоит, какие принципы заложены в его основе — это надо обязательно изучать. Изучение ИИ нужно сделать таким же популярным, как изучение программирования сегодня. На мой взгляд, это одна из ключевых задач государства в сфере образования.

Традиционные уроки могут уйти в прошлое благодаря искусственному интеллекту

Умение пользоваться нейросетями — новый обязательный скилл?

Искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение: что это и в чём разница

Высшее образование

Факультет интернет-профессий

Факультет объединяет 4 направления: интернет-маркетинг, дизайн, веб-разработка и управление. Наши студенты осваивают востребованные интернет-специальности для решения широкого спектра задач: продвижение бизнеса в онлайне, разработка веб-проектов и их визуальное оформление, управление проектами и продуктами в digital-среде.

#1 сентября #искусственный интеллект #ии #образование

Читайте также: