Образование будущего: какое место в нем займёт искусственный интеллект
Изображение от rawpixel.com на Freepik
Артур Коробкин, один из авторов-разработчиков информационной системы «Единые сайты общеобразовательных организаций Липецкой области», работает над популяризацией цифрового образовательного контента, выступает в качестве спикера на мероприятиях под эгидой Минцифры России, в настоящее время получает образование в Университете «Синергия» на факультете интернет-профессий. Эксперт в сфере цифрового образования поделился с редакцией Synergy Times, что нас ждёт в ближайшем будущем и какое место в системе образования займёт искусственный интеллект.
Про цифровизацию
Что такое цифровая трансформация в образовании?
Представьте, есть школа, а в ней — библиотека с книгами: чтобы их прочитать, надо туда пойти, взять, потом вернуть обратно. А если окажется, что это не та книга или что она содержит устаревшую информацию? А цифровой образовательный контент — это глобальная цифровая библиотека, к которой имеют доступ все, от мала до велика. Она интерактивная, удобная, современная. Дети и их родители могут за пару кликов получить нужную, актуальную и, главное, верифицированную информацию и, собственно, чему-то учиться. Так вот, цифровая трансформация в образовании представляет собой всесторонние глобальные изменения на уровне, например, цифрового образовательного контента.
Если сравнивать Россию с другими странами, мы находимся примерно на том же уровне, отстаём или опережаем?
Мы опережаем, причём значительно. Например, в ОАЭ вы не найдёте нормального приложения такси или доставки еды. Более того, там даже нормального клиента банкинга нет. В Европе ситуация аналогичная, придётся потратить много времени на решение таких вопросов.
Что касается цифрового образовательного контента, мы примерно наравне с Азией. В Китае и Корее лучше всего развита цифровая трансформация, и они сейчас пытаются с нами налаживать партнёрские отношения в этой сфере.
Цифровое образование уже стало привычным для подрастающего поколения?
Согласен, они уже с этим растут, дети сейчас более прогрессивные. Я зачастую провожу уроки цифровой грамотности в школах региона и вижу, что у шести- и семиклассников знаний гораздо больше, чем мы предполагали, когда разрабатывали план занятия. Мы рассчитываем рассказать им что-то интересное, а они зачастую это всё уже знают. У нас очень грамотно построена политика цифрового просвещения на уровне государства: рассказывают, как себя нужно вести, что такое цифровая гигиена и цифровая грамотность.
Про онлайн-образование
Цифровизация образования не приведёт к полному уходу в онлайн-формат?
Я исключаю, что мы полностью уйдём в онлайн. Для России более вероятен тандем реального очного образования и онлайн-образования, когда невозможно учиться очно, например, во время болезни или карантина. Раньше школы уходили на каникулы в сильные морозы, дети сидели дома и ничего не делали. Такого больше не будет: сейчас школьники в аналогичной ситуации продолжают учиться дистанционно. Если 20 лет назад любая внештатная ситуация вызывала простой в образовательном процессе, то сейчас на помощь приходит дистант, обучение продолжается. И это здорово, я считаю.
На онлайн-курсах можно получить качественные знания?
Онлайн-курсы — отличный инструмент, если они правильно организованы. Я их неоднократно проходил, и для меня важно, чтобы курсы были командные, с распределением ролей, домашним заданием, вовлечённостью спикера и его стремлением общаться.
Для многих онлайн-курсы — это про посмотреть видео в интернете, но мне кажется, такой метод совсем не работает. Я участвовал в таких курсах, было неинтересно, поэтому спустя пару занятий я от этой идеи отказался. А вот когда с тебя спрашивают домашнее задание, когда тебя назначают конкретным функциональным персонажем во время занятия, тогда это работает: это интересно, и ты получаешь знания.
Про искусственный интеллект
К чему приведёт цифровизация образования через 5 – 10 лет?
Я думаю, что наше будущее тесно связано с искусственным интеллектом. Если правильно, дозированно его использовать, он вскоре приведёт нас к высоким достижениям и огромному повышению производительности труда. А если мы будем его использовать для сдачи экзаменов, быстрого решения домашних заданий, он очень быстро сделает нас своими рабами. Поэтому, с моей точки зрения, государство должно контролировать компании, которые предоставляют искусственный интеллект: бесконтрольно раздавать его нельзя. Это как решебник домашнего задания для пятиклассников: он экономит время, но не делает детей умнее.
Высшее образование
Факультет искусственного интеллекта
Узнать подробнееА как может выглядеть контроль со стороны государства?
Думаю, надо запретить искусственный интеллект для выполнения домашнего задания, для использования детьми на уроках. С таким инструментом легко поддаться соблазну и написать сочинение за 1-2 минуты.
С другой стороны, искусственный интеллект надо изучать уже в начальной школе, но в рамках того, как это работает, как устроены генеративные модели ИИ. То есть самостоятельно создавать искусственный интеллект, а не просто пользоваться им.
Государство должно внести изучение ИИ в школьную программу, мы от этого никуда не денемся, но использование искусственного интеллекта не должно быть бесконтрольным, иначе мы навредим сами себе.
Такие уроки должны проходить в рамках цифровой грамотности?
Скорее в рамках урока информатики. Дети у нас и так достаточно грамотные, поверьте мне, а вот понять, как сделать искусственный интеллект, из чего он состоит, какие принципы заложены в его основе — это надо обязательно изучать. Изучение ИИ нужно сделать таким же популярным, как изучение программирования сегодня. На мой взгляд, это одна из ключевых задач государства в сфере образования.
Традиционные уроки могут уйти в прошлое благодаря искусственному интеллекту
Умение пользоваться нейросетями — новый обязательный скилл?
Искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение: что это и в чём разница
Высшее образование
Факультет интернет-профессий
Факультет объединяет 4 направления: интернет-маркетинг, дизайн, веб-разработка и управление. Наши студенты осваивают востребованные интернет-специальности для решения широкого спектра задач: продвижение бизнеса в онлайне, разработка веб-проектов и их визуальное оформление, управление проектами и продуктами в digital-среде.
Узнать подробнее