Особенности национального киберспорта: в каких дисциплинах могут соревноваться игроки на первой цифровой Олимпиаде

Международный Олимпийский комитет внёс киберспорт внесли в список дисциплин Олимпийских игр. Первые кибер-Игры пройдут в Саудовской Аравии в 2025 году. Как заявил глава МОК Томас Бах, они пройдут «в соответствии с олимпийской хартией и олимпийскими ценностями». Заведующая кафедрой киберспорта Университета «Синергия» Елена Скаржинская рассказала, какие дисциплины могут включить в программу, и какой вклад студенты «Синергии» уже внесли в мир виртуальных состязаний.
Киберспорт и цифровой спорт — не одно и то же?
Цифровые виды спорта - это как компьютерный спорт (он же киберспорт), так и фиджитал (сочетание традиционного и компьютерного) спорт, и спортивное программирование, и интерактивные реплики таких дисциплин, как автомобильный спорт, баскетбол, бокс, футбол и хоккей.
А что из этого будет на первой кибер-Олимпиаде?
Пока мы точно не знаем, какие именно дисциплины предполагается включить в программу.
Например, в 2021 году МОК провел первый сезон Олимпийской виртуальной серии (Olympic Virtual Series (OVS) по пяти видам спорта при поддержке соответствующих международных спортивных федераций:
-
бейсбол (eBaseball Powerful Pro Baseball 2020);
-
гребля (World Rowing, гребной тренажер);
-
автоспорт (Gran Turismo);
-
велоспорт (велотренажер Zwift);
-
парусный спорт (Virtual Regatta).
А в июне 2023 года состоялась первая Олимпийская неделя киберспорта, которая была определена МОК как «исторический момент».
В финальном этапе мероприятия приняли участие более 130 игроков со всего мира, которые соревновались в десяти видеоиграх (цифровых аналогах традиционных видов спорта):
-
стрельба из лука (Tic Tac Bow);
-
бейсбол (WBSC eBaseball: Power Pros);
-
шахматы (Chess.com);
-
велоспорт (Zwift);
-
танцы (Just Dance);
-
мотоспорт (Gran Turismo);
-
парусный спорт (Virtual Regatta);
-
стрельба (Fortnite);
-
тхэквондо (Virtual Taekwondo);
-
теннис (Tennis Clash).
Есть ли в российском цифровом спорте симуляторы, заслуживающие внимания МОК?
Шансы на включение в программу Олимпийских киберспортивных игр, на мой взгляд, есть в первую очередь у тех отечественных видеоигр, которые являются цифровыми репликами видов спорта. Например, у виртуального страйкбола от компании «Гейм Системс».
Как Университет «Синергия» реагирует на опыт киберспортивных игр?
В настоящее время профессорско-преподавательский состав нашей кафедры внимательно изучает этот опыт и рекомендует создавать программы спортивной подготовки по разным видеоиграм, в том числе с активным двигательным компонентом. Поскольку сейчас во всем мире наблюдается повышенный интерес спортивного сообщества к метавселенным и VR-технологиям.
В данной области российская киберспортивная наука находится сегодня на острие научного знания и в авангарде мировой науки. Уже есть целый корпус научных работ наших студентов, довольно точно описывающих то, что сейчас реализуется МОК:
- Владлен Гребеньков «Роль киберспорта в цифровой трансформации спорта» (2020).
- Дмитрий Репин «Цифровая трансформация олимпизма: перспективы развития компьютерного спорта» (2021).
- Даниил Лопатников «Анализ первого сезона Олимпийской виртуальной серии» (2021).
- Михаил Новоселов «Кадровый вопрос в цифровой трансформации физической культуры и спорта» (2021).
- Николай Скаржинский, Виктория Береснева «Олимпийские киберспортивные игры: история и перспективы» (2024).
- Марал Чарыева, Владимир Леднев, Елена Скаржинская «Цифровые виды спорта: ожидание и реальность» (2024).