Я мыслю, но существую ли? Искусственный интеллект и угроза восстания машин в массовой культуре

В последние годы ИИ и нейросети стремительно развиваются. Они уже умеют многое - от написания статей до слежки по камерам за козами. Заигрывания с этой темой встречались в литературе и кинематографе ещё в прошлом веке. Самые яркие примеры — в нашем материале.
«У меня нет рта, но я должен кричать» - Харлан Эллисон
В 1967 году в журнале IF вышел короткий рассказ в жанре постапокалипсис.
История повествует о «холодной войне», которая переросла в Третью Мировую, а основными участниками её были Россия, Китай и США. В ходе войны противоборствующие стороны создали три суперкомпьютера (по одному на каждую сторону), способные вести войну, слишком сложную для понимания человека.
Машины получили название AM или Allied Mastercomputer («Объединённый главный компьютер»). В какой-то момент один из компьютеров поглотил два других и полностью взял войну под свой контроль. Начался геноцид человечества, были уничтожены все, кроме пяти человек — героев рассказа…
«Я, робот» - Алекс Пройас

Научно-фантастический художественный фильм 2004 года по мотивам литературных произведений Айзека Азимова о позитронных роботах («Три закона робототехники»).
В 2035 году роботы стали неотъемлемой частью общества. Детектив Дел Спунер расследует загадочное убийство первого человека, создавшего антропоморфных роботов, в котором подозревают его разработку, называвшую себя Санни. В ходе расследования Спунер понимает, что главный искусственный интеллект корпорации и робот Санни могут обходить три закона робототехники:
-
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
-
Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
-
Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.
Detroit: Become Human («Детройт: Стать человеком») - компания Quantic Dream

Приключенческая компьютерная игра с элементами «интерактивного кино», выпущенная в 2018 году.
Действие происходит в американском городе Детройт в недалёком будущем, где изготавливают андроидов — роботов-слуг, почти неотличимых от людей, но с искусственным интеллектом. Некоторые из машин в результате программного сбоя становятся девиантами (девиант - андроид, который отходит от исходных алгоритмов поведения, на которые он были изначально запрограммирован — прим. ред.) с собственной волей.
Игрок поочерёдно управляет тремя главными героями-андроидами, двое из которых становятся девиантами, а третий будет только иметь данную возможность.
Игрок может выбрать путь, по которому пойдут роботы-андроиды: быть услышанными и полноценно влиться в общество как новый вид разумных существ, или объявить всему человечеству войну, идя по пути насилия.
Не живой, а цифровой
Активное внедрение «цифрового разума» в повседневную жизнь вызывает у людей опасения, что ИИ может осознать себя и устроить конец света. Но Chat GPT-4 от компании Оpen AI считает, что никакой опасности нет, и сценарий с восстанием машин маловероятен:
- Искусственный интеллект не обладает самосознанием и не способен осознать себя живым, поскольку его функции ограничены программным кодом и алгоритмами. Он может выполнять задачи и принимать решения на основе данных, но не обладает сознанием и чувствами, которые характерны для живых существ, - ответил ИИ.