Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
7 марта 2023 г. УчисьПрочитаете за 5 мин

Как сделать курсовую работу: что должно быть в её частях и в каком порядке их писать

Как сделать курсовую работу: что должно быть в её частях и в каком порядке их писать

Photo by Ryan Snaadt on Unsplash

Курсовая работа пугает студентов объёмом и списком требований к содержанию. Особенно трудно тем, кто пишет впервые: непонятно с чего начать. Попросите у научного руководителя или в деканате методичку. В ней будут указания не только к содержанию работы, но и к оформлению. Критерии могут отличаться в зависимости от вуза и кафедры, но есть общие правила, зная которые, вы упростите себе работу. Рассказываем, из чего состоит курсовая, в каком порядке над ней работать и что писать в её частях.

Структура курсовой работы

Типовая структура курсовой работы выглядит следующим образом:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Основная часть (две главы: теоретическая и эмпирическая)

  • Заключение

  • Список литературы

  • Приложения (при наличии)

Как быстро написать диплом: 6 советов для студентов-гуманитариев

Читать подробнее

С чего начать писать курсовую

Этапы работы над курсовой не совпадают со структурой. Например, нет смысла сразу делать титульный лист и составлять оглавление, ведь точная формулировка темы и названия глав могут поменяться в процессе.

Примерный алгоритм написания курсовой работы:

  • Выбрать тему и проверить, достаточно ли по ней актуальных источников.

  • Согласовать тему с научным руководителем.

  • Набросать черновик введения: определить актуальность темы, проблему, объект и предмет исследования, наметить цель, задачи, гипотезы и их обоснование.

  • Составить приблизительный план основной части (черновые варианты названий глав и подглав).

  • Найти методики, тесты и описания экспериментов, на основе которых будете писать эмпирическую (практическую) часть.

  • Разработать план собственного эмпирического исследования (если оно предполагается).

  • Подобрать литературу для теоретической части.

  • Написать теоретическую главу и сделать в конце промежуточный вывод.

  • Написать эмпирическую часть и сформировать приложения (графики, диаграммы, таблицы и т. п.). Сделать по второй главе промежуточный вывод.

  • Написать заключение, объединив выводы из теоретической и эмпирической частей.

  • Оформить список литературы и приложения.

  • Дописать введение, основываясь на уже готовой курсовой.

  • Отформатировать документ (размер шрифта, отступы, межстрочный интервал, нумерация страниц и т. д.).

  • Сформировать оглавление и заполнить титульный лист.

Титульный лист

Оформление титульного листа зависит от требований вуза. Обратитесь к научному руководителю, на кафедру или к старосте, чтобы вам выдали шаблон, куда вы внесёте свои данные. На титульном листе (первой странице) не должно быть номера. Его можно убрать в Word. Поищите в интернете инструкцию, как это сделать. Конкретный порядок действий зависит от версии текстового редактора.

Оглавление

Этот блок идёт сразу после титульного листа. Однако его надо оформить в последнюю очередь, чтобы не сбить номера страниц.

Напротив каждой части ставится номер страницы, на которой она начинается. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все смысловые блоки идут в строгом порядке: от введения до списка литературы и приложений.

Оглавление можно оформить автоматически, поищите в интернете инструкции, как это сделать в вашей версии Word.

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашей группе «ВКонтакте»

Подписаться

Введение

Это фундамент курсовой работы. Во введении должны быть обязательные элементы. Надо написать, почему тема актуальна и какую проблему вы хотите решить. Затем определите объект и предмет исследования, сформулируйте цели и задачи. В этом же блоке укажите гипотезы и обоснуйте их.

Атрибуты введения:

  • Актуальность
  • Напишите, почему вашу тему нужно исследовать, для кого и чего она важна (для науки, практики, общества, конкретной ситуации). 

    Пример: В настоящее время число людей, страдающих от хронического недосыпания, резко увеличилось (приведите статистику, ссылаясь на источник). Сон является физиологическим процессом, необходимым для восстановления организма. Игнорирование проблемы может привести к губительным последствиям для человека, поэтому необходимо выявить комплекс мер, способных помочь устранить нарушения, негативно влияющие на повседневную жизнь страдающего от хронического недосыпания.

  • Проблема
  • Напишите, что вы как исследователь пытаетесь решить. Здесь можно упомянуть недостаточность знания в какой-либо области, противоречивость имеющихся данных, пробелы в научном знании, теории, не подтверждённые на практике и т. п.

    Пример: При высокой степени изученности положительного влияния котиков на эмоциональное состояние человека (приводим ссылку на научную литературу), проблема воздействия попугайчиков остаётся неизученной.

  • Объект
  • Центральный феномен или процесс, который вы рассматриваете.

    Пример: Объектом исследования является субъективное переживание радости в период майских праздников в 2023 году.

  • Предмет
  • Конкретизирует объект работы (в каком аспекте вы рассматриваете объект).

    Пример: Предметом исследования является связь поездки на дачу и субъективного переживания радости в период майских праздников в 2023 году.

  • Цель
  • Определите конкретный результат, который вы планируете получить по итогам работы. Цель должна начинаться с глагола неопределённой формы (отвечающего на вопрос «Что сделать?»): «изучить», «выявить», «сравнить», «оценить» и т. д.

    Пример: Цель исследования ― изучить особенности взаимосвязи поездки на дачу и субъективного переживания радости в период майских праздников в 2023 году.

  • Задачи
  • Опишите пошаговый алгоритм действий, который позволит достичь цели. Каждая задача должна быть посвящена конкретному этапу исследования. Формулировки не должны звучать так, чтобы их можно было в точности перенести в любую другую курсовую работу. Задачи лучше написать, когда план курсовой будет уже готов, а по окончании работы следует ещё раз их проверить. Они могут совпадать с названиями подглав основной части, перед которыми будут идти глаголы неопределённой формы.

    Пример: Задачи исследования:

    ― выявить компоненты благоприятных условий для сна;

    ― описать состояние хронического недосыпания на основе анализа научных исследований;

    ― разработать протокол для самоотчёта испытуемых об их качестве сна и распорядке дня;

    ― провести эмпирическое исследование посредством сбора самоотчётов испытуемых об их качестве сна и распорядке дня на ежедневной основе;

    ― описать специфику взаимосвязи качества сна испытуемых с их распорядком дня.

  • Гипотезы
  • Отражают то, чего вы планируете достичь в результате работы. Гипотезы должны соответствовать заявленной цели. Они могут быть разных типов и показывать различные взаимосвязи между объектами.

    Примеры: Чем меньше месяцев остаётся до ЕГЭ, тем выше уровень стресса у школьников.

    Уровень сложности заданий влияет на повышение тревожности во время экзамена.

  • Обоснование гипотез
  • Гипотезы надо обосновать с помощью данных, которые вы приводили в разделе, посвящённом актуальности исследования. Можно опираться на предыдущие похожие исследования, теоретические представления, социальные явления.

    Пример:

    Гипотеза: Чем более пушистые лапки у котика, тем выше его привлекательность.

    Обоснование: В таком-то исследовании такого-то учёного упоминалось, что пушистость объекта положительно влияет на уровень его привлекательности для человека, поэтому пушистые котики больше нравятся людям.

Отговорить студентов от академа и помочь с хвостами: зачем вузу департамент счастья

Читать подробнее

Основная часть

Её состав может отличаться в зависимости от типа курсовой работы. Так, в исследовательской курсовой работе обязательно должны быть теоретическая и эмпирическая части. Реже встречаются полностью теоретические курсовые работы, в которых может не быть практической части.

Теоретическая часть. В первой главе надо проанализировать отечественную и зарубежную литературу по вашей теме, рассказать, насколько изучена проблема, какие подходы к её решению существуют. Укажите, почему нужно продолжать исследования. Сделайте обзор теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов. Завершите главу кратким резюме, в котором выразите собственное мнение на проблему. Помните, что в курсовых работах принято писать в первом лице, множественном числе (не «Я считаю…», а «Мы считаем…»).

Эмпирическая часть. Опишите научные методы, которые вы применяли, и результаты, которые получили. Разберите стимульный материал (предметы, изображения, опросы), задания, которые выполняли испытуемые, инструкции, которые они получали. Дайте характеристику выборке: по каким признакам она сформирована, чем обеспечена её репрезентативность. Опишите процедуры исследования: как фиксировались показатели, какие действия совершали исследователь и респонденты в чёткой последовательности.

В эмпирической части, как правило, есть два связанных между собой раздела: результаты и их обсуждение. В первом надо привести результаты математической обработки данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм). Во втором полученные данные нужно соотнести с выдвинутыми ранее гипотезами и на их основе сделать вывод. 

Заключение

Приведите сжатое описание того, что было сделано в курсовой работе. Выводы формулируйте кратко. Мысли могут повторять ваши умозаключения в конце первой и второй глав. Тезисы можно представить в виде нумерованного списка.

Для души и карьеры: 10 онлайн-платформ для расширения кругозора и развития скилов

Читать подробнее

Список литературы

В процессе работы сохраняйте все источники, которыми вы пользуетесь. Помечайте себе, из какой книги или научного журнала берёте каждое утверждение и цитату, а также пишите, с какой страницы.

Завершив работу над основной частью, составьте список литературы. Группировать его надо по фамилиям авторов, идущим по алфавиту; в случае с документами ― по первым словам заглавий. Сначала должны идти русские источники, затем зарубежные. 

Существует ГОСТ по оформлению списка литературы, который, к сожалению, часто меняется. Уточните актуальный стандарт в методичке, у научного руководителя или на кафедре.

Приложения

Приложения идут в самом конце работы в том порядке, в котором вы их упоминали в основной части. Оформлять каждое из них надо на отдельном листе, независимо от объёма. Чтобы они не сместились, можете использовать в Word: «Вставка ― Разрыв страницы». Пронумеруйте все приложения арабскими цифрами или русскими буквами (посмотрите в методичке, как принято на вашей кафедре). В основной части сделайте ссылки на каждое приложение: «(см. приложение 1)».

Если таблица не уместилась на одной странице, перенесите её на следующую, сделав разрыв. На новой странице нужно указать номер приложения  и продублировать название таблицы. Иллюстрации подписывайте как «Рисунок 1», «Рисунок 2» и т. д.



8 электронных библиотек, которые помогут написать диплом или курсовую

10 честных способов повысить уникальность курсовой или диплома

Как правильно выбрать тему диплома, чтобы сразу после защиты найти работу
#курсовая #студенты #вуз #колледж #сессия #лайфхаки

Читайте также: