Как сделать курсовую работу: что должно быть в её частях и в каком порядке их писать

Photo by Ryan Snaadt on Unsplash
Курсовая работа пугает студентов объёмом и списком требований к содержанию. Особенно трудно тем, кто пишет впервые: непонятно с чего начать. Попросите у научного руководителя или в деканате методичку. В ней будут указания не только к содержанию работы, но и к оформлению. Критерии могут отличаться в зависимости от вуза и кафедры, но есть общие правила, зная которые, вы упростите себе работу. Рассказываем, из чего состоит курсовая, в каком порядке над ней работать и что писать в её частях.
Структура курсовой работы
Типовая структура курсовой работы выглядит следующим образом:
-
Титульный лист
-
Оглавление
-
Введение
-
Основная часть (две главы: теоретическая и эмпирическая)
-
Заключение
-
Список литературы
-
Приложения (при наличии)
Как быстро написать диплом: 6 советов для студентов-гуманитариев
Читать подробнее
С чего начать писать курсовую
Этапы работы над курсовой не совпадают со структурой. Например, нет смысла сразу делать титульный лист и составлять оглавление, ведь точная формулировка темы и названия глав могут поменяться в процессе.
Примерный алгоритм написания курсовой работы:
-
Выбрать тему и проверить, достаточно ли по ней актуальных источников.
-
Согласовать тему с научным руководителем.
-
Набросать черновик введения: определить актуальность темы, проблему, объект и предмет исследования, наметить цель, задачи, гипотезы и их обоснование.
-
Составить приблизительный план основной части (черновые варианты названий глав и подглав).
-
Найти методики, тесты и описания экспериментов, на основе которых будете писать эмпирическую (практическую) часть.
-
Разработать план собственного эмпирического исследования (если оно предполагается).
-
Подобрать литературу для теоретической части.
-
Написать теоретическую главу и сделать в конце промежуточный вывод.
-
Написать эмпирическую часть и сформировать приложения (графики, диаграммы, таблицы и т. п.). Сделать по второй главе промежуточный вывод.
-
Написать заключение, объединив выводы из теоретической и эмпирической частей.
-
Оформить список литературы и приложения.
-
Дописать введение, основываясь на уже готовой курсовой.
-
Отформатировать документ (размер шрифта, отступы, межстрочный интервал, нумерация страниц и т. д.).
-
Сформировать оглавление и заполнить титульный лист.
Титульный лист
Оформление титульного листа зависит от требований вуза. Обратитесь к научному руководителю, на кафедру или к старосте, чтобы вам выдали шаблон, куда вы внесёте свои данные. На титульном листе (первой странице) не должно быть номера. Его можно убрать в Word. Поищите в интернете инструкцию, как это сделать. Конкретный порядок действий зависит от версии текстового редактора.
Оглавление
Этот блок идёт сразу после титульного листа. Однако его надо оформить в последнюю очередь, чтобы не сбить номера страниц.
Напротив каждой части ставится номер страницы, на которой она начинается. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все смысловые блоки идут в строгом порядке: от введения до списка литературы и приложений.
Оглавление можно оформить автоматически, поищите в интернете инструкции, как это сделать в вашей версии Word.
Читай советы по карьере и новости об образовании в нашей группе «ВКонтакте»
Подписаться
Введение
Это фундамент курсовой работы. Во введении должны быть обязательные элементы. Надо написать, почему тема актуальна и какую проблему вы хотите решить. Затем определите объект и предмет исследования, сформулируйте цели и задачи. В этом же блоке укажите гипотезы и обоснуйте их.
Атрибуты введения:
- Актуальность
- Проблема
- Объект
- Предмет
- Цель
- Задачи
- Гипотезы
- Обоснование гипотез
Напишите, почему вашу тему нужно исследовать, для кого и чего она важна (для науки, практики, общества, конкретной ситуации).
Пример: В настоящее время число людей, страдающих от хронического недосыпания, резко увеличилось (приведите статистику, ссылаясь на источник). Сон является физиологическим процессом, необходимым для восстановления организма. Игнорирование проблемы может привести к губительным последствиям для человека, поэтому необходимо выявить комплекс мер, способных помочь устранить нарушения, негативно влияющие на повседневную жизнь страдающего от хронического недосыпания.
Напишите, что вы как исследователь пытаетесь решить. Здесь можно упомянуть недостаточность знания в какой-либо области, противоречивость имеющихся данных, пробелы в научном знании, теории, не подтверждённые на практике и т. п.
Пример: При высокой степени изученности положительного влияния котиков на эмоциональное состояние человека (приводим ссылку на научную литературу), проблема воздействия попугайчиков остаётся неизученной.
Центральный феномен или процесс, который вы рассматриваете.
Пример: Объектом исследования является субъективное переживание радости в период майских праздников в 2023 году.
Конкретизирует объект работы (в каком аспекте вы рассматриваете объект).
Пример: Предметом исследования является связь поездки на дачу и субъективного переживания радости в период майских праздников в 2023 году.
Определите конкретный результат, который вы планируете получить по итогам работы. Цель должна начинаться с глагола неопределённой формы (отвечающего на вопрос «Что сделать?»): «изучить», «выявить», «сравнить», «оценить» и т. д.
Пример: Цель исследования ― изучить особенности взаимосвязи поездки на дачу и субъективного переживания радости в период майских праздников в 2023 году.
Опишите пошаговый алгоритм действий, который позволит достичь цели. Каждая задача должна быть посвящена конкретному этапу исследования. Формулировки не должны звучать так, чтобы их можно было в точности перенести в любую другую курсовую работу. Задачи лучше написать, когда план курсовой будет уже готов, а по окончании работы следует ещё раз их проверить. Они могут совпадать с названиями подглав основной части, перед которыми будут идти глаголы неопределённой формы.
Пример: Задачи исследования:
― выявить компоненты благоприятных условий для сна;
― описать состояние хронического недосыпания на основе анализа научных исследований;
― разработать протокол для самоотчёта испытуемых об их качестве сна и распорядке дня;
― провести эмпирическое исследование посредством сбора самоотчётов испытуемых об их качестве сна и распорядке дня на ежедневной основе;
― описать специфику взаимосвязи качества сна испытуемых с их распорядком дня.
Отражают то, чего вы планируете достичь в результате работы. Гипотезы должны соответствовать заявленной цели. Они могут быть разных типов и показывать различные взаимосвязи между объектами.
Примеры: Чем меньше месяцев остаётся до ЕГЭ, тем выше уровень стресса у школьников.
Уровень сложности заданий влияет на повышение тревожности во время экзамена.
Гипотезы надо обосновать с помощью данных, которые вы приводили в разделе, посвящённом актуальности исследования. Можно опираться на предыдущие похожие исследования, теоретические представления, социальные явления.
Пример:
Гипотеза: Чем более пушистые лапки у котика, тем выше его привлекательность.
Обоснование: В таком-то исследовании такого-то учёного упоминалось, что пушистость объекта положительно влияет на уровень его привлекательности для человека, поэтому пушистые котики больше нравятся людям.
Отговорить студентов от академа и помочь с хвостами: зачем вузу департамент счастья
Читать подробнее
Основная часть
Её состав может отличаться в зависимости от типа курсовой работы. Так, в исследовательской курсовой работе обязательно должны быть теоретическая и эмпирическая части. Реже встречаются полностью теоретические курсовые работы, в которых может не быть практической части.
Теоретическая часть. В первой главе надо проанализировать отечественную и зарубежную литературу по вашей теме, рассказать, насколько изучена проблема, какие подходы к её решению существуют. Укажите, почему нужно продолжать исследования. Сделайте обзор теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов. Завершите главу кратким резюме, в котором выразите собственное мнение на проблему. Помните, что в курсовых работах принято писать в первом лице, множественном числе (не «Я считаю…», а «Мы считаем…»).
Эмпирическая часть. Опишите научные методы, которые вы применяли, и результаты, которые получили. Разберите стимульный материал (предметы, изображения, опросы), задания, которые выполняли испытуемые, инструкции, которые они получали. Дайте характеристику выборке: по каким признакам она сформирована, чем обеспечена её репрезентативность. Опишите процедуры исследования: как фиксировались показатели, какие действия совершали исследователь и респонденты в чёткой последовательности.
В эмпирической части, как правило, есть два связанных между собой раздела: результаты и их обсуждение. В первом надо привести результаты математической обработки данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм). Во втором полученные данные нужно соотнести с выдвинутыми ранее гипотезами и на их основе сделать вывод.
Заключение
Приведите сжатое описание того, что было сделано в курсовой работе. Выводы формулируйте кратко. Мысли могут повторять ваши умозаключения в конце первой и второй глав. Тезисы можно представить в виде нумерованного списка.
Для души и карьеры: 10 онлайн-платформ для расширения кругозора и развития скилов
Читать подробнее
Список литературы
В процессе работы сохраняйте все источники, которыми вы пользуетесь. Помечайте себе, из какой книги или научного журнала берёте каждое утверждение и цитату, а также пишите, с какой страницы.
Завершив работу над основной частью, составьте список литературы. Группировать его надо по фамилиям авторов, идущим по алфавиту; в случае с документами ― по первым словам заглавий. Сначала должны идти русские источники, затем зарубежные.
Существует ГОСТ по оформлению списка литературы, который, к сожалению, часто меняется. Уточните актуальный стандарт в методичке, у научного руководителя или на кафедре.
Приложения
Приложения идут в самом конце работы в том порядке, в котором вы их упоминали в основной части. Оформлять каждое из них надо на отдельном листе, независимо от объёма. Чтобы они не сместились, можете использовать в Word: «Вставка ― Разрыв страницы». Пронумеруйте все приложения арабскими цифрами или русскими буквами (посмотрите в методичке, как принято на вашей кафедре). В основной части сделайте ссылки на каждое приложение: «(см. приложение 1)».
Если таблица не уместилась на одной странице, перенесите её на следующую, сделав разрыв. На новой странице нужно указать номер приложения и продублировать название таблицы. Иллюстрации подписывайте как «Рисунок 1», «Рисунок 2» и т. д.
8 электронных библиотек, которые помогут написать диплом или курсовую
10 честных способов повысить уникальность курсовой или диплома
Как правильно выбрать тему диплома, чтобы сразу после защиты найти работу