Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
17 августа 2023 г. Учись

Почему в музее нельзя бежать стометровку, или как дизайнеру научиться «делать красиво»

Почему в музее нельзя бежать стометровку, или как дизайнеру научиться «делать красиво»
В конце 90-х заполонили книжный рынок альбомы со стереокартинками — на первый взгляд, размытыми изображениями, внутри которых при ближайшем рассмотрении скрывается объёмная фигура. Продаются они и сейчас, но то время для них оказалось пиковым — на каждом углу можно было заметить человека, будь то ребёнка или взрослого, впялившегося в магическое изображение. Окружающий мир для ожидавшего оптического чуда переставал существовать, а восторг от вдруг открывшегося измерения кружил голову.

Но магия «третьего глаза» не всегда открывается механически. В случае с произведениями искусства процесс познания может занять часы, годы, всю жизнь. Режиссёр Сергей Соловьёв в своих мемуарах «Асса и другие произведения этого автора. Книга первая. Начало. То да сё…» вспоминал, как попал впервые в юные годы с другом Валерием Плотниковым, будущим известным фотографом,  в «Эрмитаж». 

solo.jpg

«На больших, можно сказать, на очень больших холстах кривлялись красные, плохо нарисованные человечки. Кто-то дул в дудку, кто-то плясал без ничего. Плясали вокруг какой-то зелёной поверхности, не ясно, что именно изображающей. За ними было намазано синим небо. Валерий встал на лестнице, остановился и я. «Смотри, — сказал Валерий, — вот это уже не просто красиво. Вот это уже гениальная живопись». — «Брось, — сразу засомневался я, — чего в ней такого гениального?» — «А тебе на самом-то деле хоть что-нибудь по-настоящему из живописи нравится?» — «Да, — честно отвечал я, — „Бурлаки на Волге”». — «Ещё что-нибудь?» — «Ну, я же тебе говорю — „Бурлаки”». — «Ясно», — сказал Валерий, и я понял, что всему конец, что-то я такое не догоняю, чего не догоню уже никогда».



Сергей Соловьёв. «Асса и другие произведения этого автора. Книга первая. Начало. То да сё…»

Да, та самая насмотренность у будущего фотографа была выше, чем у будущего режиссёра. Но второй изучал, читал, снова и снова возвращался к тем самым картинам Матисса — всматривался и однажды догнал.

Но то люди творческие — богема. Важна ли насмотренность для остальных?

Насмотренность как эстетический вкус, уверена Анастасия Головкова, член Санкт-Петербургского Союза художников, пригодится в копилке умений любого человека. 

— Насмотренность — это навык, который помогает распознавать, что является красивым и гармоничным, а что – нет, — уточнила эксперт. — Другими словами, это эстетический вкус, который приобретают благодаря просмотру и анализу качественного визуального контента. 


Пабло Пикассо говорил: «Чтобы нарушать правила, нужно их знать».

 А может быть, важность насмотренности переоценена?

Допустим, современный дизайнер, заключённый в рамки ТЗ от заказчика и использующий современное ПО — его задача действовать по пунктам, нажимать кнопки? Да, ещё, конечно, поиграть со шрифтами — как без этого… Но он же художник — или нет?

— Вопрос о том, является ли дизайнер художником, может вызвать разнообразные точки зрения, — отметил в разговоре с Synergy Times Андрей Жуков, арт-директор SDG Caravan. — Дизайн и искусство имеют пересекающиеся аспекты, но они также имеют и свои отличия. Дизайнер обычно работает с конкретными целями, функциональностью, коммуникацией и решением определённых задач, в то время как художник может стремиться к выражению эмоций, идей и эстетики без такой же явной ориентации на практические цели. В конечном итоге дизайнер и художник могут быть и одним и тем же человеком, но их деятельность обычно имеет разные акценты.

Жанна Травкина, креативный продюсер Mondlicht Studios, уверена в том, что зона ответственности дизайнера — коммерческие задачи.

— Это очень важно понимать, большинство начинающих специалистов, которые находятся в стадии понимания себя как художника, часто имеют больше проблем. Мы создаём продукт – это может быть анимация, кейвижуал (ключевой рекламный образ), сайт или приложение, концепт или 3D модель, но всё это — продукт, который должен соответствовать ТЗ, — отметила эксперт.

А если дизайнер не в первую очередь художник, то важна не насмотренность, а ПО?

По мнению эксперта, всё наоборот: как раз в наше время беспрерывно развивающихся технологий насмотренность выходит на первый план.

— Кнопки в софте выучить легко, а с развитием ИИ будет ещё проще, — предположила Жанна Травкина. — Но тот факт, что дизайнер знает софт, ещё не означает, что он может «сделать красиво». За «красиво» отвечают вкус, насмотренность и понимание задачи, — этому не учат ни в школах, ни в университетах. По факту, насмотренность в любой профессии — это библиотека решений.

Как развивать насмотренность?

Приходят в голову регулярные походы в музеи, театры, выставки. Но мы осмелимся предположить, что оказавшись в музее, стоит не стометровку по залам бежать, а, как говорит Юрий Норштейн, «смотреть носом»: останавливаться, приближаться, всматриваться…

— Культурный уровень – это отдельная часть для развития насмотренности. Нужно ходить в галереи, музеи, арт-пространства, — продолжила Жанна Травкина. — Причём советую выбирать максимально несхожее: сегодня сходили в театр на классику, завтра на выставку гвоздей, потом посмотрели на народное искусство или авангардно-футуристическое и так далее. Чем разнообразнее будет визуальная копилка, тем лучше.

А что ещё? Составили список от экспертов:

  • Анализировать успешные работы: выделять сильные стороны.
  •  Разбирать «неудачи», искать ответ на вопрос «что можно было бы изменить?». 
  • Начинающим специалистам полезно работать по референсам. Референс — это опора и помощь.


— Опыт из школы: нужно не заучить правило, а понять принцип его действия. В случае с насмотренностью стоит проанализировать, например, почему более опытный коллега использовал тот или иной приём и как он работает, почему соблюдение ритма, правила «внутреннего и внешнего» и прочего позволяют создавать гармоничные макеты. Так дизайнер поймёт принципы действия правил и научится грамотно нарушать их для создания чего-то нового. Ксения Гришеня, дизайнер интерфейсов.

Не будем забывать и про технологии. Эксперты в этом единодушны: программами нужно владеть мастерски.




Мнения экспертов:

Павел.jpg
Сегодня много сервисов, которые помогают в работе и не использовать их ради эффективности неразумно. Например, искусственный интеллект, нейросети активно развиваются и могут помогать дизайнеру в работе, но речи о полной замене опытного специалиста пока не идёт.

Павел Балякин, диджитал-маркетолог

Жанна.jpg
Без насмотренности можно стать хорошим технарём, но беда в том, что все чисто технические скиллы будет заменять ИИ. Чтобы покорить мир, нужно предложить ему что-то интересное, свежее, другое

Жанна Травкина, креативный продюсер Mondlicht Studios

Ксения.jpg
В начале карьеры я еженедельно уделяла внимание развитию насмотренности. Когда стала посвящать этому не менее 15 минут в день ежедневно, скорость выполнения задач средней сложности выросла примерно в 2 раза.

Ксения Гришеня, дизайнер интерфейсов

Валерия.jpg
Тренды в дизайне цикличны, поэтому надо изучать историю — это расширяет границы выбора идей для новых визуальных решений.

Валерия Кулагина, графический дизайнер студии Akademia

Ковальчук.png
Я уверена на 100%, что без насмотренности дизайнер не может раскрыться как специалист. Иногда мне кажется, что эта способность у меня уже перешла на уровень профдеформации. Когда я иду в гости, на мероприятия, в рестораны, заселяюсь в отели, то осматриваюсь и обращаю внимание на узлы примыкания, отделочные и другие материалы, анализирую, насколько эргономично устроено пространство. Важно понимать, что насмотренность – это не плагиат. Смысл не в том, чтобы увидеть и воплотить в точности то же самое в своём проекте, а в том, чтобы увидеть различные решения, выделить для себя плюсы и минусы и суметь это адаптировать в своем проекте.

Анастасия Ковальчук, руководитель студии дизайна Kovalchuk Interior




В День Мопассана вызовем дух писателя на разговор, перелистав пару рассказов и один роман

Проверим неботанический маршрут по Дубаю от студента-отличника Университета «Синергия»

Как на китайском будет «успех», или внимательный взгляд на крупнейшие компании Китая



Высшее образование

Научись создавать игры на факультете гейм-дизайна

    Выбери одну из четырёх программ высшего образования:
  • «Разработка игровых вселенных». Изучи основы гейм-дизайна, механики составляющих игр, научись создавать объекты игрового мира.
  • «Гейм-дизайн и дизайн игр». Научись придумывать сценарии, идеи игровых механик, рисовать уровни, просчитывать игровой баланс и стратегию монетизации проекта.
  • «Гейм-дизайн и управление игровыми командами». Научить продюсировать игровые проекты, освой аналитику в игровой индустрии.
  • «Гейм-дизайн и разработка игр». Научись создавать «мозг» игры — писать коды и реализовывать механики, которые придумали дизайнеры.

Узнать, как поступить

#арт #дизайн #художники #мнение #тз #музеи

Читайте также: