Почему в музее нельзя бежать стометровку, или как дизайнеру научиться «делать красиво»
Но магия «третьего глаза» не всегда открывается механически. В случае с произведениями искусства процесс познания может занять часы, годы, всю жизнь. Режиссёр Сергей Соловьёв в своих мемуарах «Асса и другие произведения этого автора. Книга первая. Начало. То да сё…» вспоминал, как попал впервые в юные годы с другом Валерием Плотниковым, будущим известным фотографом, в «Эрмитаж».
«На больших, можно сказать, на очень больших холстах кривлялись красные, плохо нарисованные человечки. Кто-то дул в дудку, кто-то плясал без ничего. Плясали вокруг какой-то зелёной поверхности, не ясно, что именно изображающей. За ними было намазано синим небо. Валерий встал на лестнице, остановился и я. «Смотри, — сказал Валерий, — вот это уже не просто красиво. Вот это уже гениальная живопись». — «Брось, — сразу засомневался я, — чего в ней такого гениального?» — «А тебе на самом-то деле хоть что-нибудь по-настоящему из живописи нравится?» — «Да, — честно отвечал я, — „Бурлаки на Волге”». — «Ещё что-нибудь?» — «Ну, я же тебе говорю — „Бурлаки”». — «Ясно», — сказал Валерий, и я понял, что всему конец, что-то я такое не догоняю, чего не догоню уже никогда».
Да, та самая насмотренность у будущего фотографа была выше, чем у будущего режиссёра. Но второй изучал, читал, снова и снова возвращался к тем самым картинам Матисса — всматривался и однажды догнал.
Но то люди творческие — богема. Важна ли насмотренность для остальных?
Насмотренность как эстетический вкус, уверена Анастасия Головкова, член Санкт-Петербургского Союза художников, пригодится в копилке умений любого человека.
— Насмотренность — это навык, который помогает распознавать, что является красивым и гармоничным, а что – нет, — уточнила эксперт. — Другими словами, это эстетический вкус, который приобретают благодаря просмотру и анализу качественного визуального контента.
Пабло Пикассо говорил: «Чтобы нарушать правила, нужно их знать».
А может быть, важность насмотренности переоценена?
Допустим, современный дизайнер, заключённый в рамки ТЗ от заказчика и использующий современное ПО — его задача действовать по пунктам, нажимать кнопки? Да, ещё, конечно, поиграть со шрифтами — как без этого… Но он же художник — или нет?
— Вопрос о том, является ли дизайнер художником, может вызвать разнообразные точки зрения, — отметил в разговоре с Synergy Times Андрей Жуков, арт-директор SDG Caravan. — Дизайн и искусство имеют пересекающиеся аспекты, но они также имеют и свои отличия. Дизайнер обычно работает с конкретными целями, функциональностью, коммуникацией и решением определённых задач, в то время как художник может стремиться к выражению эмоций, идей и эстетики без такой же явной ориентации на практические цели. В конечном итоге дизайнер и художник могут быть и одним и тем же человеком, но их деятельность обычно имеет разные акценты.
Жанна Травкина, креативный продюсер Mondlicht Studios, уверена в том, что зона ответственности дизайнера — коммерческие задачи.
— Это очень важно понимать, большинство начинающих специалистов, которые находятся в стадии понимания себя как художника, часто имеют больше проблем. Мы создаём продукт – это может быть анимация, кейвижуал (ключевой рекламный образ), сайт или приложение, концепт или 3D модель, но всё это — продукт, который должен соответствовать ТЗ, — отметила эксперт.
А если дизайнер не в первую очередь художник, то важна не насмотренность, а ПО?
По мнению эксперта, всё наоборот: как раз в наше время беспрерывно развивающихся технологий насмотренность выходит на первый план.
— Кнопки в софте выучить легко, а с развитием ИИ будет ещё проще, — предположила Жанна Травкина. — Но тот факт, что дизайнер знает софт, ещё не означает, что он может «сделать красиво». За «красиво» отвечают вкус, насмотренность и понимание задачи, — этому не учат ни в школах, ни в университетах. По факту, насмотренность в любой профессии — это библиотека решений.
Как развивать насмотренность?
Приходят в голову регулярные походы в музеи, театры, выставки. Но мы осмелимся предположить, что оказавшись в музее, стоит не стометровку по залам бежать, а, как говорит Юрий Норштейн, «смотреть носом»: останавливаться, приближаться, всматриваться…
— Культурный уровень – это отдельная часть для развития насмотренности. Нужно ходить в галереи, музеи, арт-пространства, — продолжила Жанна Травкина. — Причём советую выбирать максимально несхожее: сегодня сходили в театр на классику, завтра на выставку гвоздей, потом посмотрели на народное искусство или авангардно-футуристическое и так далее. Чем разнообразнее будет визуальная копилка, тем лучше.
А что ещё? Составили список от экспертов:
- Анализировать успешные работы: выделять сильные стороны.
- Разбирать «неудачи», искать ответ на вопрос «что можно было бы изменить?».
- Начинающим специалистам полезно работать по референсам. Референс — это опора и помощь.
— Опыт из школы: нужно не заучить правило, а понять принцип его действия. В случае с насмотренностью стоит проанализировать, например, почему более опытный коллега использовал тот или иной приём и как он работает, почему соблюдение ритма, правила «внутреннего и внешнего» и прочего позволяют создавать гармоничные макеты. Так дизайнер поймёт принципы действия правил и научится грамотно нарушать их для создания чего-то нового. Ксения Гришеня, дизайнер интерфейсов.
Не будем забывать и про технологии. Эксперты в этом единодушны: программами нужно владеть мастерски.
Мнения экспертов:
В День Мопассана вызовем дух писателя на разговор, перелистав пару рассказов и один роман
Проверим неботанический маршрут по Дубаю от студента-отличника Университета «Синергия»
Как на китайском будет «успех», или внимательный взгляд на крупнейшие компании Китая
Высшее образование
Научись создавать игры на факультете гейм-дизайна
-
Выбери одну из четырёх программ высшего образования:
- «Разработка игровых вселенных». Изучи основы гейм-дизайна, механики составляющих игр, научись создавать объекты игрового мира.
- «Гейм-дизайн и дизайн игр». Научись придумывать сценарии, идеи игровых механик, рисовать уровни, просчитывать игровой баланс и стратегию монетизации проекта.
- «Гейм-дизайн и управление игровыми командами». Научить продюсировать игровые проекты, освой аналитику в игровой индустрии.
- «Гейм-дизайн и разработка игр». Научись создавать «мозг» игры — писать коды и реализовывать механики, которые придумали дизайнеры.
Узнать, как поступить