Арт-менеджер несёт ответственность за взаимодействие художника и бизнеса
Источник: freepik.com
Продажи — проблемная часть жизни художника. Можно быть талантливым и самобытным, но не продать ничего при жизни. Успех приходит не ко всем и в будущее, процитируем признанных, возьмут не всех. Говорят, арт-менеджеры знают, как помочь таланту выйти на свет, но это не точно. Synergy Times засыпал вопросами эксперта — преподавателя курса «Управление проектной деятельностью в арт-индустриях» Университета «Синергия» Тамару Танатарову.
Тамара Танатарова:
преподаватель Университета «Синергия», курс «Управление проектной деятельностью в арт-индустриях».
Куратор, исследователь современных художественных практик. Основатель арт-агентства поддержки художников NO DOUBT.
Выставки: Проект «Земля. вер.21/22/22» совместно с Дарвиновским музеем (исследование изменения норм взаимодействия Человека и Природы в мире новых технологий).
Групповые выставки: «Крылатые Качели» галерея Урбанфреско, Москва, «Фоновые процессы: здесь и нигде», галерея Nodoubt в метавселенной. Комиссар павильона БАЛАГАНЧИК на The Wrong Biennale (2023-24 гг.). Создатель и куратор арт-группы СМ 21/22, с которой регулярно участвует в ярмарках WIN-WIN.
Окончила РГГУ: современные художественные практики, Школу «Свободные Мастерские» ММОМА, ВШЭ «Философия культуры».
— Собственно, как и на любом другом рынке, роли достаточно понятны: есть те, кто создаёт продукт, есть те, кто его продвигает, продаёт и покупает.
Идеальная история, когда художник сам умеет и может находить клиентов и продавать свои работы, но реальность немного другая. Можно быть всем сразу, а можно просто найти специалиста, который сможет твой продукт «довести» до покупателя. Вот такая цепочка получается. И да, конечно же, арт-менеджер — это связь в контексте арт-рынка.
Не между бизнесом, а между производителем и покупателем. т. к. рынок — это и так про бизнес.
Какие могут быть KPI’s? Как и в любом другом бизнесе, типовых задач у менеджера не может быть, всё зависит от целей, задач и направления, в котором работает менеджер. Самое главное, чтобы задачи и критерии оценки были. И чем более конкретными они будут, тем лучше будет всем.
Например, у арт-менеджера, который работает в галерее, задача конечно же продать то, что представлено в галерее. Для выполнения этой задачи уже сам менеджер должен решить, что может ему помочь — участие в арт-мероприятиях с работами художника, ПР или помощь художнику в построении его личного бренда.
Рынок, к счастью, начинает формироваться и активно использует работающие проверенные методики других рынков. Поэтому, с одной стороны, может показаться, что искусство не продается. Но если произведение искусства и его создатель выходят на арт-рынок, то значит, оно должно продаваться.
Почему в музее нельзя бежать стометровку, или как дизайнеру научиться «делать красиво»
Читать подробнее
— Не совсем корректная постановка вопроса. Художник, который выбрал творчество как свою профессию должен понимать, что это не хобби, это уже работа, которая подчиняется бизнес-процессам, у которой есть цели и задачи, бизнес-планирование и бюджетирование. Идеальный вариант, когда перспективного художника берёт под свою опеку галерея, которая как раз и закрывает вопрос с продажами и продвижением, реальность другая. Художник как производитель продукта на первых порах должен сам понимать, как продвигать свои работы и привлекать арт-менеджера под задачу. Почему так жёстко? Потому что есть иллюзия у творческих людей — вот приглашу арт-менеджера, и всё сразу начнёт продаваться. Нет, не начнёт. Менеджер на то и менеджер, что он работает под задачу. Ему поставили задачу, объяснили, что за продукт и в чем его УТП, позиционирование художника (авторское кредо), и менеджер начинает работать.
Если у художника нет понимания ни собственной ценности, ни ценности его продукта, то никто не сможет его продать. Выдумывать за него уникальность арт-менеджер не будет.
Хотя есть же ещё направление арт-проектов. Вот в этом случае художник может нанять проджект-менеджера, который всё сделает. Единственное, ценник будет уже другой.
А где и чему учатся будущие арт-менеджеры? Какие навыки нужны? Кому нельзя в арт-менеджеры?
— Арт-рынок в России, благодаря поддержке правительства, стабильно развивается и растёт, становится прозрачным. От хаотичного, спонтанного на рынке устанавливаются правила ведения бизнеса и появляется понимание структуры. Так как рынок ещё достаточно молодой, на рынке существует дефицит профессионалов.
Запрос на арт-менеджеров достаточно высок. Многие учебные заведения уже несколько лет назад ввели в свои программы дисциплину «арт-менеджмент». В Университете «Синергия» это направление существует уже несколько лет. Программа очень насыщенная, совмещает знания по менеджменту, и одновременно есть большой блок, связанный непосредственно с творчеством. Например, студенты на курсе «Управление проектами в арт-индустриях» учатся управлять арт-проектом с применением знаний классического управления проектом.
Какие навыки нужны? Как и в любой другой специальности, главный навык — это умение быть последовательным и целеустремлённым. Для арт-менеджера важно обладать так называемыми soft skills, быть ассертивным, гибким.
— Арт-менеджер должен быть ценителем искусства или главное иметь дар убеждения и уверенность в себе?
Если человек хочет добиться успеха на любом рынке, он должен быть в рынке, т. е. понимать специфику продукта, взаимоотношений внутри рынка.
Знание специфики — обязательно. Понимание трендов и общей повестки рынка — обязательно.
Кто умеет управлять самым дорогим ресурсом в мире, или что за специальность «логист»
Читать подробнееЧто приносит успех в этом направлении?
— Знания. Практика и опыт. И, конечно же, любовь к продукту, с которым ты работаешь, т. е. к искусству.
Заглянем в кошелёк. Арт-менеджер получает зарплату, гонорар или процент от сделок?
— Какой заработок может быть у арт-менджера? Давайте вначале просто разберемся в терминологии. Арт-менджер – человек, который работает на кого-то, то есть его нанимают для выполнения задач поставленных компанией. В принципе, менеджер является линейным сотрудником компании, которого нанимают под определенные задачи и от него требуют выполнение бизнес-процессов, необходимых для реализации целей компании.
Мнение, что менеджер по продажам может работать за процент от сделки, не верен. В компании с нормально работающей бизнес-моделью и налаженными бизнес-процессами такого не бывает. Процесс продажи произведений искусства принципиально не отличается от другого процесса по своей сути. Поэтому даже в арт-бизнесе важны работающие бизнес-процессы внутри арт-компании и понятная мотивация сотрудников основанная или на kpi или на более сложных показателях BSC. (business score cards) . .
Процент от продажи получает арт-дилер, т.е. человек, который самостоятельно принимает решения что и кому продавать. Арт-дилер – игрок-одиночка, которому не нужна команда, т.к. он закрывает функции и маркетолога, и пиарщика и менеджера по продажам. Дилер может выкупать работу у автора с целью его дальнейшей перепродажи или просто сводить с покупателем и брать свои комиссионные за успешно реализованные сделки.
Если переводить на язык бизнеса – арт-дилер работает на агентских соглашениях с художником, выступая от его имени, но за свой счет продвигая его работы. Размер комиссии, которую возьмет дилер, устанавливает сам дилер.
Профессия «бизнес-аналитик»: узнали про образование, карьеру, зарплату
Читать подробнее
Кто получает гонорары?
— Чаще всего гонорар получает куратор художника. И этот гонорар не привязан к продажам, критерии выполнения поставленных целей сложнее и сформулировать и измерить, т.к. работа с куратором предполагает построение долгосрочной стратегии развития художника и его продаж.
Высшее образование
Университет «Синергия»
Высшее образование в ведущем вузе страны, который вошёл в ТОП-3 лучших вузов страны по версии HeadHunter.
Узнать подробнее