Искусствовед: «Люди, которые могут упорядочить искусство и передать его потомкам, всегда нужны»
Из личного архива Ларисы Удовиченко
Многие не до конца понимают, кто такой искусствовед и чем он занимается, а услышав об этой профессии, представляют бабушку, сидящую в уголке в музее. Конечно, они ошибаются. Сотрудники, следящие за порядком, — это смотрители, зачастую не имеющие искусствоведческого образования. Искусствоведы обычно не видны посетителям, они трудятся в фондах музея. А ещё могут работать арт-дилерами, лекторами, учёными, оценщиками, организаторами выставок. Разобраться в особенностях профессии редакции Synergy Times помогла искусствовед, преподаватель арт-факультета университета «Синергия», программный директор и куратор ярмарки Art Russia Лариса Удовиченко.
Изучала живопись и её историю с детства
Моя история любви к искусству началась ещё в детстве. Я долгое время занималась в музыкальной школе, потом захотела попробовать себя в рисовании. Сначала ходила в студию при школе, потом стала брать индивидуальные уроки у художницы. Тогда я не только освоила основы живописи, но и впервые познакомилась с историей искусства. В 13 лет я уже точно знала, что буду развиваться в сфере искусствоведения, начала целенаправленно готовиться и после школы поступила в РГГУ на факультет истории искусства, моя специализация называлась «организация выставочной деятельности».
На пятом курсе я начала работать в галерее. Было тяжело совмещать учёбу и работу, но желание иметь собственные деньги и приобретать опыт по специальности придавало сил. В галерее я проработала год, а после окончания университета устроилась в Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, занималась организацией выставок.
Это был отличный опыт в самом начале моей карьеры. У музея много филиалов, и мы организовывали выставки не только в основном здании, но и в них.
20 процентов творчества, 80 — техники
Когда после вуза я пришла работать в музей, мне сказали: забудьте то, чему вас учили в университете. Самое большое разочарование было в том, что я изначально представляла себе работу искусствоведа лишь как постоянный контакт с творчеством, уникальными произведениями искусства. В процессе организации выставок ты действительно соприкасаешься с искусством, но это занимает примерно 20%, остальные 80% ― работа с техническими моментами: проведение переговоров, заключение договоров, подписание актов и другой документации.
Ещё одной сложностью, с которой сталкивается, наверное, каждый специалист в начале карьеры, было отсутствие практического опыта. В вузе мы изучали много теории, но практических занятий было очень мало. Придя в музей, я поняла, что многому ещё нужно учиться. Практические навыки приходилось нарабатывать в результате смены одной работы на другую. И этот процесс длится до сих пор: я и сейчас с каждым проектом узнаю новое, совершенствую навыки.
Можно исследовать коллекции, продвигать художников, читать лекции
Сфера деятельности искусствоведа очень широка. Он не только может организовывать выставки, но и быть научным сотрудником галерей и музеев, заниматься исследованием коллекций, их развитием и сохранением. Может работать менеджером (SMM, PR), экскурсоводом, арт-дилером, оценщиком, консультантом.
Искусствоведы читают лекции, пишут статьи по искусству, продвигают художников, помогают им в реализации творческого потенциала. Специалист может получить право проводить экспертизы, подтверждающие подлинность произведений.
Иногда у искусствоведов бывают нестандартные задачи. Во время работы в антикварной галерее Maricevic Fine Art я выполняла не только основные обязанности искусствоведа. Поскольку я была директором, то занималась покупкой и продажей картин, принимала участие в аукционах (и как покупатель, и как продавец), читала в галерее лекции, участвовала в выставках. Помимо этого, решала административные вопросы, связанные с работой офиса: заказ бумаги и канцтоваров, кофе, чая. Конечно, многое зависит от компании — у нас была небольшая галерея, поэтому не было необходимости брать дополнительного сотрудника для этой работы.
Мы прикасаемся к уникальным произведениям искусства
Задачи искусствоведа зависят от конкретных проектов. У меня нет ежедневной рутины. Есть определённые задачи проекта, они постоянно меняются или добавляются. Недавно состоялось очередное крупное событие — ярмарка современного искусства Art Russia, которую ежегодно организует корпорация «Синергия». Я занималась организацией программы ярмарки и арт-форума, в рамках которого ведущие представители арт-бизнеса выступали с лекциями. Опытные галеристы, художники, арт-дилеры и другие эксперты делились знаниями с аудиторией.
Я также являюсь одним из кураторов Art Russia, мы отбираем участников из огромного количества желающих. Это очень интересная часть моей работы. В этом году мы получили более 2 тысяч заявок, каждую из которых нужно было просмотреть, прочитать все сопроводительные письма, изучить портфолио. Это удивительные ощущения, когда соприкасаешься с творчеством художников, читаешь их истории. Когда очередная ярмарка проходит, я ловлю себя на мысли, что мне чего-то не хватает, и я уже предвкушаю знакомство с новыми участниками в следующем году.
Благодаря этому проекту у нас есть замечательная возможность прикоснуться к уникальным произведениям искусства. Среди них не только картины, но и фотографии, скульптуры. В этом году в выставке принимала участие NFT-художник Екатерина Аристова, представившая цифровые картины — токены. Направления могут быть совершенно разными. Главные условия участия в Art Russia — уникальная концепция и современность.
После завершения ярмарки я занимаюсь закрывающими документами, отправляю благодарности партнёрам, спикерам. В этом году у нас запланировано ещё несколько проектов, а это значит: новые переговоры, новые документы и новые организационные вопросы.
Меня всегда вдохновляют проекты, в которых я работаю. В Art Russia, например, я с момента его основания, даже с момента зарождения идеи. Видеть, как из идеи вырастает такой масштабный и значимый проект, ― самая большая мотивация. Ещё огромный заряд позитива и желание больше вкладываться дают отзывы, которые оставляют наши участники, спикеры, даже мои коллеги и знакомые.
Можно развиваться в команде или быть независимым специалистом
Искусство ― сфера, которая не стоит на месте, постоянно развивается. По всему миру появляются новые художники, новые имена, новые проекты. Здесь невозможно встать на паузу. Работы для искусствоведов действительно много.
Как в любой другой профессии, в нашей сфере есть свои сложности. Например, когда приближаются сроки проекта, мы можем работать практически 24/7, чтобы всё успеть и сделать качественно. Если говорить о графике работы в целом, здесь возможен как вариант удалённой работы, так и офисной. Несколько моих коллег полностью перешли в онлайн. Они ведут частные занятия, читают лекции. Здесь многое зависит от личных приоритетов: либо человек хочет развиваться в команде (проектная деятельность), либо выбирает работать как независимый специалист.
Поскольку я нанятый сотрудник, у меня есть график. Работа в команде в основном подразумевает нахождение в офисе, но всё же в творческих профессиях график не такой строгий, как, например, в бизнес-компаниях. В этом плане в сфере искусства немного больше свободы. Однако ответственность всегда лежит на исполнителе: если есть задача, то неважно, выходные это или ночь.
Высшее образование
Научись разбираться в искусстве профессионально на арт-факультете
Узнать, как поступитьНадо чувствовать искусство «кончиками пальцев»
Человеку, желающему построить карьеру в искусствоведении, желательно получить специальное образование. Без базы сложно ориентироваться в процессах. Более того, я уверена, что без образования в 99% случаев будет трудно попасть на работу в музей или галерею.
В организаторской деятельности я знаю примеры успешных специалистов без образования искусствоведа. Человек может показывать хорошие результаты внутри проекта и даже заниматься задачами, связанными с искусством. Но при этом у него должны быть насмотренность и организаторские способности.
Большим преимуществом для специалиста будет умение рисовать. Я преподаю в университете и студентам всегда говорю, что необязательно быть профессиональным художником, но надо прочувствовать различные техники рисования и живописи at your's fingertips, то есть кончиками своих пальцев. Нужно знать, как нарисовать картину карандашом, как ведёт себя пастель, какие особенности у масляной живописи.
Сегодня многие искусствоведы не имеют художественного опыта, а художники не являются искусствоведами. Но если человек может совмещать эти профессии, то такая синергия знаний, умений и результата, конечно, будет огромным плюсом.
Среди необходимых навыков ещё можно назвать желание постоянно учиться и отличную память. В основном каждый искусствовед специализируется на определённом периоде: например, одни занимаются искусством XIX века, другие — современным. Но тем не менее, нужно много запоминать, хорошо ориентироваться в датах, именах художников.
«Искусство не всегда надо понимать, иногда достаточно чувствовать», — культуролог об арт-терапии
Читать подробнееИскусствовед — это, как правило, человек пишущий. Поэтому важно также уметь грамотно излагать мысли. Для чтения лекций и публичных выступлений нужно обладать навыками презентации и хорошей речью.
Специалист, работающий в организационной деятельности, ― человек многозадачный, он должен совмещать знание искусства, навыки делопроизводства, ведения переговоров. Мы часто работаем и с бухгалтерией: составляем договоры и проводим через «1С».
Искусствовед, работающий в научном отделе музея, должен хорошо ориентироваться в программе КАМИС. Для него больше важны технические навыки, поскольку он мало работает с людьми, в основном вносит данные в специальные программы, работает с каталогами.
Совершенно не лишним в профессии будет знание языков. Многие необходимые для работы тексты не переведены на русский язык, приходится читать их в оригинале. Поэтому владение английским и другими иностранными языками тоже можно отнести к важным для искусствоведа навыкам.
Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале
ПодписатьсяСколько зарабатывает искусствовед
Специалист на должности научного сотрудника в музее с минимальным опытом работы может рассчитывать на зарплату 40―60 тысяч рублей. Многое зависит от организации. Как и в других сферах, по мере профессионального роста размер заработной платы увеличивается.
Кроме того, возможности в профессии искусствоведа не ограничены. Можно совмещать несколько проектов, работать в галерее, читать лекции, писать статьи, записывать видеокурсы. Всё зависит от желания, времени, способностей человека.
Если искусствовед работает, например, арт-дилером, его зарплата — процент от продаж картин. В этом случае сложно говорить о конкретных цифрах. Сумма сделки может составлять несколько тысяч, а может и несколько миллионов рублей.
Человеку, который работает в музее, ничего не мешает заниматься арт-дилерством, но это скорее исключение. Потому что музейный работник — это больше про науку, а арт-дилер — про амбиции, заработок, такой человек должен быть активным, эмоциональным, иметь твёрдый характер.
Современное искусство — это антистресс: как творчество помогает людям «выйти из раковины»
Читать подробнееСовременное искусство стремительно развивается. Несмотря на то что многое сейчас можно посмотреть в интернете, знакомство с произведением искусства вживую никогда не сравнится с электронным вариантом. Ни один экран, даже с самым хорошим качеством, не передаст энергетику картины, которую ты чувствуешь, находясь перед ней. Поэтому запросы на новые мероприятия растут с каждым годом, открываются новые галереи, отделы в уже существующих музеях, например, по направлению диджитал-арта. А люди, которые могут искусство упорядочить и передать потомкам, имеют всё большее значение. Поэтому, на мой взгляд, у профессии искусствоведа отличные перспективы: специалисты, заинтересованные в продаже, продвижении, сохранении предметов искусства будут востребованы всегда.
«В искусстве сейчас много шоу» - художники Art Russia о выставке и своём творчестве
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве
7 книг для тех, кто хочет разбираться в искусстве
Высшее образование
Научись разбираться в искусстве профессионально на арт-факультете
Профессия искусствоведа подойдёт творческим личностям, которые любят музеи и выставки и интересуются арт-рынком в целом. Вы сможете работать критиком, куратором выставок, дилером, галеристом, менеджером или экскурсоводом и получать от 130 тысяч рублей.
Узнать, как поступить