Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
1 апреля 2022 г. РазвивайсяПрочитаете за 5 мин

Современное искусство — это антистресс: как творчество помогает людям «выйти из раковины»

Современное искусство — это антистресс: как творчество помогает людям «выйти из раковины»

Фотограф Максим Русев, корпорация «Синергия»

Ярмарка Art Russia — хороший повод порассуждать о современном искусстве для нас (не знатоков, а так, любителей). Мы отправились на выставку, которая проходит с 31 марта по 3 апреля в Гостином Дворе в Москве, и задали её участникам вопросы, которые нас волнуют. Шеф-редактор Synergy Times Елена Твёрдая рассуждает со специалистами, насколько надо объяснять людям современное искусство, должно ли оно всем нравиться, как с его помощью вылечить душу и какой смысл его покупать.

Современное искусство надо объяснять. Или нет?

Когда мы, простые зрители, говорим о современном искусстве, первое, что нам хочется обсудить: почему всё такое непонятное, что художник хочет сказать, как мы можем быть уверены, что правильно воспринимаем идею? Участница выставки, художница Екатерина Чекалина считает, что современное искусство становится ближе к зрителям.

«Апогей необъяснимости искусства прошёл. Сейчас идёт новый виток. Думаю, что впоследствии нашему времени искусствоведы придумают название. Но уже сейчас можно сказать, что искусство становится шире и ближе ко всем, а не только к тем, кто в нём разбирается. Надо на доступном языке говорить со всеми», — поясняет она.

Фотограф Максим Русев, корпорация «Синергия»

Художник-абстракционист Сергей Брюханов утверждает, что умение раскрывать новые смыслы приходит зрителю с опытом.

«Неподготовленному зрителю объяснять искусство — надо. Чем больше он насмотрен, тем больше ему будет открываться», — говорит он.

Арт-юрист Екатерина Смольянникова рассказывает, что своих знакомых «обращает» в современное искусство постепенно, ненавязчиво, от простого к сложному.

«Многие думают, что современное искусство — это дикие инсталляции и безумные перформансы, чаще всего отталкивающие. В СМИ показывают: "Какой кошмар! Кто-то себя покалечил и называет себя художником. Современное искусство — это страшно, давайте скорее его запретим". На выставке начинаешь спрашивать у человека: "Что это тебе напоминает? Что говорит о тебе?" И ему становится интересно, он выходит и говорит: "Я никогда не знал, что современное искусство — это про меня"», — делится она.

Почему лениться — это полезно: профиты и правила эффективного ничегонеделания>>

Искусство должно нравиться. Или нет?

Мы думаем: раз это некрасиво и смотреть неприятно, зачем нам такое искусство? Интересная точка зрения у скульптора Алексея Каниса.

«Мне нравится выражение: "Всё прекрасное сделано до нас, нам остаётся делать отвратительное". Есть такая тенденция, особенно в западном искусстве, что художники сознательно делают мерзкие работы, которые вызывают обратный эффект. Нарочито негативные работы вызывают мощнейшие эмоции», — объясняет он.

А вот совладелица LadyArt Gallery Татьяна Ледовская считает, что эмоции — не главное. Чувства важнее, они означают более глубокое понимание. Современные же зрители зачастую нацелены на моментальный вау-эффект.


Фотограф Максим Русев, корпорация «Синергия»

«Часто, когда люди только начинают ходить на выставки, они рассуждают так: "Нет, я такое бы себе не повесил". То есть они измеряют искусство тем, насколько каждый день готовы на него смотреть. Когда у зрителя появляется насмотренность, то возникает понимание, что он ведёт мысленный диалог с художником. И появляется больше толерантности, даже если не нравится. Каждый раз ты становишься на ступеньку выше», — добавляет она.

Брюханов согласен, что толерантность к современным работам — вопрос осознанности. Искусство способно проникать глубже, чем в сознание.

«Его невозможно понять. Оно в вас просто входит, а вы его вмещаете. Весь смысл — в переживаниях», — говорит он.

При этом художник считает, что реагировать на актуальную повестку — большой проигрыш для творца. Искусство должно говорить о вечном.

«Пушкинская карта» в 2022 году: кто может получить и куда по ней пойти>>

Искусство — лечит. Или нет?

Сейчас ситуация в России и мире такова, что всем непросто. Мы чувствуем тревогу, замыкаемся в себе, думаем, стоит ли сегодня говорить об искусстве. Организаторы Art Russia недолго сомневались, стоит ли проводить выставку или отменить, учитывая напряжение в обществе.

«Мы приняли для себя однозначное решение, что именно сейчас как никогда важно проводить такие события. Важно дать людям контакт с прекрасным, пространство и темы для обсуждения, выходящие за рамки злободневных. Сегодня, когда отменяются выставки в галереях, многие художники как творческие люди чувствуют, что у них уходит почва из-под ног. Нам крайне важно показать, что мы окажем поддержку», — сказал основатель корпорации «Синергия» и сооснователь Art Russia Вадим Лобов.

Куратор выставки Елизавета Фролова добавила, что искусство объединяло людей во все времена.

«Как только мы объявили, что ярмарка состоится, многие говорили, что мы делаем большую ошибку, мол, сейчас вы получите шквал негатива. Они ошиблись. Люди писали благодарности, говорили: "В это время вы делаете добрый и креативный проект, который помогает людям выйти из раковины, пообщаться и переключиться"», — поделилась она.


Фотограф Максим Русев, корпорация «Синергия»

Художник и арт-директор галереи Eugenius Ася Голубева отметила, что недаром существует множество программ по арт-терапии.

«Искусство всегда лечило и будет лечить. Мой первый педагог говорила: "В любой непонятной ситуации — танцуй". Можно слово "танцуй" заменить на любое действие в искусстве, и это будет терапевтической практикой», — пояснила Голубева.

Чекалина утверждает, что спокойствие передаётся через искусство, как цепная реакция. «Если паника распространяется от одного человека к другому, то искусство её стопорит. Это лучик и соломинка, за которую надо хвататься. Мне хочется в своих картинах именно хорошие истории рассказывать, сказочные и со счастливым концом», — откровенничает художница.

Don’t panic! Как справиться со стрессом, если всё выходит из-под контроля>>

Люди покупают искусство. Или нет?

В свете недавних событий многие из нас задумываются, как распорядиться своими сбережениями в кризис. Руководитель проекта Artinvestment.ru Егор Молчанов считает предметы искусства выгодной инвестицией. Он утверждает, что в западных странах у среднего класса принято 10% дохода тратить на приобретение предметов искусства. У нас же такого тренда нет. Правда, есть надежда.

«Рынок антиквариата в 2021 году вырос в ценах на 50-70%. Современное искусство тоже стало гораздо более востребованным и выросло в цене. Я это вижу по нашим внутренним продажам», — говорит Молчанов.

По его словам, сегодняшняя ситуация обескураживает, потому что искусство – это то, что люди покупают, когда всё хорошо и основные потребности удовлетворены. Сейчас людям не до этого. Однако эксперт даёт несколько прогнозов.

«Русский рынок закупорится внутри себя. Наше искусство всегда интересовало исключительно русских покупателей. Я думаю, это тенденция на долгое время. Тут два пути развития событий. Первый путь — искусство вырастет в цене, даже от тех показателей, которые были в конце 2021 – начале 2022 годов, потому что непонятно, в чём держать деньги, ни одна валюта не представляется надёжным вложением даже для сохранения капитала, а недвижимость требует обслуживания. Так что искусство как инструмент сохранения капитала может стать очень востребованным. С другой стороны, покупательная способность сильно упадёт, и это тоже может повлиять на цены», — говорит он.


Фотограф Максим Русев, корпорация «Синергия»

Как считает Молчанов, хорошей перспективой для арт-рынка могла бы стать демократизация цен.

«Рыночные механизмы таковы: чем больше людей будут покупать, даже изначально по не очень высоким ценам, тем больше людей будут вовлечены в арт-рынок. Тем больше будет произведений искусства в обороте, и цены будут, соответственно, сами расти. В ближайшие несколько лет надо быть гибкими в отношениях "продавец — покупатель" и лояльными в ценовом вопросе», — рекомендует специалист.

Молчанов отмечает, что Art Russia — первое масштабное событие, которое проходит в новых экономических условиях, поэтому интересно будет отследить, какие будут продажи. При этом эксперт советует всем обратить внимание на искусство, потому что оно вечно и всегда будет востребованным. Даже если сейчас будет падение рынка, он неизбежно вернётся к прежним показателям.

Почему мы боимся выступать на публике и как с этим справиться? Отвечает психолог>>

#искусство #арт россия #art russia #креативные индустрии

Читайте также: