Россия выходит из Болонской системы: куда и зачем
pixabay.com
Россия откажется от Болонской системы и создаст собственную, но пока непонятно, какую. Редакция Synergy Times собрала всё, что известно на данный момент.
Кратко: революции в образовании не будет, ЕГЭ пока останется с нами, подробности обещают рассказать в июне.
От чего уходим
Болонская система возникла по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. В 1999 году на конференции в Болонье (Италия) 29 европейских стран подписали декларацию «Зона европейского высшего образования».
Идея заключалась в том, чтобы создать общеевропейское образовательное пространство, которое позволяет студентам и преподавателям свободно передвигаться по Европе, обмениваться опытом, делать совместные проекты и т. д. Дипломы университетов, входящих в Болонскую систему, признают равнозначными во всех странах-участницах Болонского процесса.
10 честных способов повысить уникальность курсовой или диплома
Узнать, какие (они действительно честные)
Сейчас в систему входят 48 государств, включая Россию. Наша страна присоединилась к ней в 2003 году. В вузах ввели двухуровневую систему образования — бакалавриат и магистратуру. Однако в ряде учебных заведений сохранили специалитет. Особенно это касается медицинских и технических специальностей.
Часть российских вузов, вошедших в Болонский процесс, стали выдавать приложения европейского образца к дипломам. Ещё западная система дала нашим студентам возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой.
Поступление в вуз онлайн: как абитуриенту подать документы дистанционно>>
С чего началось
24 мая 2022 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что России надо отказаться от Болонской системы, так как сегодня наших соотечественников фактически отстранили от любого участия в европейской научно-образовательной сфере.
Идею в тот же день поддержал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он предложил относиться к Болонской системе как «к прожитому этапу».
«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», ― подчеркнул глава ведомства.
Программа «Профессионалитет»: что изменится для студентов колледжей с 1 сентября 2022 года>>
Что не устраивало
О плюсах и минусах Болонской системы учёные и педагоги спорят почти 20 лет.
Выступающие за Болонский процесс переживают, что отказ от него приведёт к изоляции российского образования и науки. Ещё сторонникам европейской системы жаль терять механизм подготовки междисциплинарных специалистов (например, когда физик-бакалавр становится магистром в области химии).
Противники заявляют, что для России Болонский процесс малоэффективен. С одной стороны, всё ведёт к утечке мозгов ― мы просто снабжаем кадрами Запад. С другой стороны, несмотря на кажущуюся интеграцию, российские дипломы не признают в Европе автоматически, всё зависит от страны и конкретного вуза.
Как поступить в вуз за рубежом абитуриенту из России в условиях кризиса
Читать подробнееМинпросвещения РФ утверждает, что Болонская система, в частности, вредит педагогическому образованию.
«С переходом на Болонскую систему по модели "бакалавриат ― магистратура" исчезли специальности и исчезло указание на конкретную квалификацию, что создало определённые трудности на рынке труда, так как квалификация "бакалавр / магистр педагогического образования" никак не соотносилась с конкретной профессией "учитель предмета"», ― заявили в ведомстве.
Ещё там считают, что Болонский процесс привёл к сокращению профильной, особенно предметной, части обучения в пользу общеобразовательной.
Однопрофильный и многопрофильный конкурс в вузы — в чём разница>>
К чему придём
Госдума РФ планирует обсудить выход России из Болонской системы в июне. Изменения предположительно коснутся федерального закона об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Комитет нижней палаты парламента по науке и высшему образованию вместе с правительством заявили, что уже начали работу над практическими шагами по выходу из Болонского процесса.
Глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова призвала разработать новый базовый закон об образовании, так как «нельзя на старом законодательном поле выстроить передовую отечественную систему».
Что конкретно будут менять в законодательстве, пока непонятно. Гумерова сказала, что необходимо отказаться от Болонской системы, от понятия «образовательная услуга» и учесть специфику национальной системы образования, наработки советской и русской классических школ, потребности экономики. По её словам, главное ― не подстраиваться под других, а выработать свою систему воспитания компетентных кадров. Она уверена, что разработка новой отечественной системы займёт не меньше года.
pixabay.com
Председатель комитета Госдумы по молодёжной политике Артём Метелев отметил, что в новой системе важно проработать механизм зачёта российских дипломов за рубежом, а ещё не потерять идею с вовлечённостью студента в процесс обучения через накопление баллов.
«Можно заменить форму, но оставить суть», ― сказал он.
Глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев заверил, что революции в образовании не будет. При разработке новой системы учтут интересы тех, кто уже получил дипломы по Болонской системе.
«Мы же не можем на улицу выкинуть людей, которые получили дипломы, они же не виноваты», — заявил он.
Как взять образовательный кредит с господдержкой? Отвечаем на самые важные вопросы>>
Что будет с ЕГЭ
Здесь тоже нет однозначного ответа. Например, вице-спикер Госдумы Пётр Толстой не исключил, что ЕГЭ изменят или вовсе отменят. Он утверждает, что это уменьшит бюрократию в системе образования.
А руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев считает, что ЕГЭ и Болонская система никак не связаны (это тоже вызвало волну споров). Ещё глава ведомства уверен, что альтернативы ЕГЭ в России пока нет. При его отмене у абитуриентов исчезнет возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно если они в разных городах.
«Единый государственный экзамен — он потому и единый, потому что там единое содержание, равенство прав, единые права, единая возможность поступить в любой вуз», — пояснил он.
В любом случае Музаев уверен, что отказываться от Болонской системы надо поэтапно, а выпускники школ должны знать о любых изменениях хотя бы за два года.
Что нужно знать про ЕГЭ-2022: ответы на самые частые организационные вопросы
Читать подробнее