Жизненный цикл стартапа: как превратить хобби в международный бизнес

unsplash.com
Стартап, как ребёнок, проходит определённые стадии развития. Он растёт и превращается в компанию, которая приносит прибыль. Но в 2018 году исследование «Стартап Барометр» показало, что у 64% российских стартаперов срываются проекты или полностью закрывается бизнес. Новичок имеет больше шансов на успех, если изучит этапы жизненного цикла стартапа. Редакция Synergy Times узнала у гендиректора компании-производителя протезов «Моторика», приглашённого эксперта факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Ильи Чеха, как ему с командой удалось запустить успешный стартап и каких правил придерживаться, чтобы избежать ошибок.
Первый этап: исследование рынка и оформление идеи
Второй этап: создание минимального жизнеспособного продукта
Третий этап: валидация или проверка MVP
Четвертый этап: масштабирование
Первый этап: исследование рынка и оформление идеи
Стартап начинается с идеи. Человеку приходит мысль о новом продукте или полезном сервисе, он обдумывает её и советуется со знакомыми.
Создатель стартапа может самостоятельно провести исследование и ответить на вопросы:
-
что из себя представляет рынок, который меня интересует;
-
есть ли конкуренты и кто они;
-
какие проблемы клиентов будет решать новоявленный продукт.
Это ещё не customer development, а только погружение в отрасль.

Мы с кофаундером решили, что наших компетенций хватит, чтобы разработать бизнес-модель и заставить её работать. Но мы не знали, как функционирует рынок протезирования в России. Поэтому стали изучать, как человек получает протез бесплатно, кто за него платит, можем ли мы попасть в эту систему страхования и что для этого нужно. Потом сформировали бизнес-модель и запустили стартап.
Технологический предприниматель: «Из ста стартапов прибыль приносят три, и это норма»
Читать подробнее
Второй этап: создание минимального жизнеспособного продукта
Со второго этапа начинается жизнь стартапа и запускается компания. Он состоит из двух ключевых сегментов:
-
создание MVP (с англ. minimal valuable product – минимальный жизнеспособный продукт). Здесь разрабатываем, тестируем продукт и проверяем, нужен ли он рынку и покупателям; узнаём, готов ли клиент заплатить за него; придумываем варианты его продвижения, платформы, подачу и т.д.
-
формирование прототипа бизнес-модели для MVP. На этом этапе также тестируем, анализирует бизнес-модель, изменяем её при необходимости.
Можно работать над этими этапами параллельно.
Высшее образование
Научись запускать стартапы
Узнать, как поступитьТретий этап: валидация или проверка MVP
Это самый длительный и сложный этап. Во время него мы проверяем гипотезы, которые родились на этапе формирования MVP; узнаём, правильно ли поняли потребности пользователей, насколько хорошо можем их удовлетворить, сходится ли бизнес-модель с нашими расчётами. Валидация помогает понять, будут ли наши вложения в бизнес окупаться.
Здесь очень важно выйти на будущих клиентов и предложить им свой продукт, тогда удастся проверить – захотят и смогут ли они его купить. Для этого можно собрать фокус-группу или создать лендинг с записью на курс, вебинар и т.д. Но наша цель – не заработать на этом обучении денег, а убедиться, что продукт действительно покупают, пусть он ещё не доработан. Для нас важен интереса клиента к нему.
На этом же этапе мы подбираем команду, которая поможет масштабировать продукт.
Таким образом мы создали надёжную бизнес-модель, привели показатели к положительному значению. И наш штучный MVP постепенно превращается в серийное производство.
Для потребителя боль, для стартапера идея: 10 российских бизнес-проектов, которые взлетели
Читать подробнееЧетвертый этап: масштабирование
Компания перестаёт быть стартапом, когда начинает масштабировать свой продукт. Потому что стартап – это история про проверку гипотез, вам многое непонятно и, чтобы разобраться, вы общаетесь с клиентами, партнёрами, рынком. Когда всё определенно и нет новых продуктов и сервисов, начинается операционный бизнес.
Основная задача стартапа – запустить продукт, и проверить все гипотезы, которые нужны для его масштабирования.У каждой компании процесс масштабирования может быть разным. Кто-то начинает с одного региона, кто-то – сразу с нескольких. Цифровые сервисы можно запускать на весь мир. Но, если продукт плотно связан с ресурсами, например, с железом, как у нас, то это сделать проблематично.
Часто предприниматели совершают ошибки при масштабировании. Например, у многих стартапов этот этап начинается до того, как сформирован финальный продукт и бизнес-модель. У нас было так же: мы решили расшириться за пределами стран СНГ – два продукта уже были запущены, а три новых находились только в стадии разработки.

То есть мы начали масштабировать за рубежом сырой товар. Российская модель в тех регионах не работала. И наша ошибка была в том, что мы пытались штурмовать новые рынки с неотлаженным продуктом и бизнес-моделью с точки зрения работы с клиентами. Из-за этого потеряли время и ресурсы.
Масштабировать нужно проверенный продукт, а если он будет сырым, можно понести серьёзные потери. Некоторые издержки бизнес может и не пережить.
Компаниям важно понимать, что этап масштабирования должен начинаться в тот момент, когда у неё есть хотя бы один отработанный серийный продукт. Тогда его можно капсулировать и распространять в регионах. Если всё пройдёт удачно, можно внедрять новые товары, сервисы и ставить эксперименты над рынком и компанией.
Высшее образование
Научись запускать стартапы
Стартапер превращает идеи в действующий бизнес и развивает проекты, улучшающие жизнь общества. На факультете технологического предпринимательства учат, как это делать.
Узнать, как поступить