«Эпоха творческого индивидуума прошла» — какое будущее у креативной индустрии в России
Пресс-служба ArtMasters
Творческие профессии в России ценятся не меньше, чем IT. Креативщики нужны везде: всё неординарное быстро запоминается и приносит деньги бизнесу. Представители индустрии создают сайты, запускают рекламные кампании, разрабатывают костюмы для фильмов, оформляют витрины кофеен. Они делают важную работу, но находятся в тени своего продукта, будто за сценой, поэтому их называют бэкстейдж-специалистами. Что будет с креативной индустрией в России после ухода западных технологических компаний, какими скилами должен обладать современный профессионал, нужно ли творцу академическое образование и где грань между творчеством и абсурдом, рассказал в интервью Synergy Times руководитель Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters Борислав Володин.
- Борислав, сейчас западная креативная индустрия уходит с российского рынка. Как вы считаете, наша индустрия становится замкнутой или мы в плане креатива тоже «импортозаместимся»?
- Для творческого человека, как мне кажется, не так важны геополитические барьеры. Он, безусловно, очень сильно подвержен воздействию изменений как тонкая натура. Но главное для него — создание творческого продукта, самореализация и креатив.
Мы не отрицаем, что мировая культура, особенно европейская и американская, движется очень быстро, активно развивается, и там есть, с кого брать пример. Но мы не находимся в Советском Союзе, где был железный занавес и люди просто не знали, что происходит за рубежом. Сегодня есть интернет, где можно получить любую информацию. Мы можем развивать насмотренность, брать лучшие образцы западного искусства и использовать их для создания творческих проектов в России.
Я считаю, что творчество не имеет границ, и наш чемпионат это доказывает. В ArtMasters могут участвовать граждане других государств. Уже около 300 иностранцев подали заявки. В основном это граждане стран СНГ — Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Мы получили порядка 20 заявок от жителей ДНР и ЛНР. Есть даже заявки от участников из Киева.
Группа ArtMasters, «ВКонтакте»
Значит, спрос на чемпионат есть, несмотря на то что у нас не было возможности проинформировать о нём аудиторию всего мира. ArtMasters – не просто конкурс, а сообщество творческих людей, которые объединяются между собой. Таким образом, в чемпионате повышается конкуренция, происходит обмен опытом. Ребята из других государств привносят в командную работу свою культуру и видение, что позволяет совершенствоваться участникам из России.
Основное условие для иностранцев — они должны быть русскоговорящими. В перспективе мы думаем над тем, чтобы сделать чемпионат международным и проводить его на двух языках — русском и английском.
Сериалы, музыка, игры: 5 способов ненапряжно учить иностранный язык
Читать подробнее- То есть на проведение конкурса геополитическая обстановка почти не повлияла?
- Наш чемпионат не имеет никакого отношения к политике, потому что он о развитии человеческого потенциала и ориентирован на специальности бэкстейдж, которые важны для создания современного творческого продукта. ArtMasters – уникальный конкурс, который может стать международным и создать большое мировое сообщество. Это чемпионат, подсвечивающий профессии, которые обычно находятся в тени, но очень важны. Например, часто ли в титрах фильма мы обращаем внимание на художника по гриму? А ведь есть сложные постановочные картины, где работа этого специалиста – ключевая. Как правило, зрителей интересует режиссёр и исполнители главных ролей. Между тем, фильм создаёт огромная команда — композитор, монтажёр, художник по костюму, художник по гриму. Без их участия продукт не получится. Каждый продюсер понимает, что любая маленькая часть механизма командной работы важна. Если вытащить деталь, то он просто работать не будет или будет работать криво.
Группа ArtMasters, «ВКонтакте»
Высшее образование
Факультет кино и медиа
Узнать, как поступить- Сейчас на слуху IT, государство активно поддерживает эту сферу. Но многие вузы внедряют креативные индустрии, открывают новые программы в этой области. Как думаете, отрасль можно поставить в один ряд с IT по значимости для общества?
- В ArtMasters тоже есть компетенции, которые относятся к IT-индустрии или к цифровым технологиям – гейм-дизайн, веб-дизайн, виртуальная реальность. Да, наши специалисты занимаются больше творческой частью, но работают в команде, которая имеет отношение к IT-продукту.
По своей значимости креативу, наверно, сложно превзойти IT. Информационные технологии – это матрица, в которой находится наша жизнь. Мы так или иначе все задействованы в ней, от телефонов до вашего диктофона.
Креатив же помогает IT-индустрии становиться более современной и пользовательской.
- А креатив без технологий сейчас возможен?
- Думаю, что нет. Конечно, сохраняются отдельные проявления прикладного или аналогового искусства, но в целом наша жизнь стремительно меняется под воздействием технологий. Это, безусловно, сказывается на креативе и сильно меняет состав компетенций, которые сегодня актуальны в индустрии.
ArtMasters постоянно отслеживает компетенции под запрос индустрии. Более того, современный человек, который увлечён творчеством, должен разбираться в новых технологиях. Это позволит ему развиваться и создавать качественный и интересный продукт.
«Выберите профессию по душе и развивайте в ней IT-навыки» — куда поступать в 2022 году
Читать подробнее- Вы упомянули компетенции. Какие скилы, на ваш взгляд, нужны современному креативщику?
- Помимо базовых hard skills, то есть тех компетенций, которые предлагает система образования, современному творцу важно обладать навыками командной работы, коммуникации, самопрезентации. Я бы рекомендовал современным специалистам обратить на это внимание, потому что эпоха творческого индивидуума давно прошла. Сегодня все проекты делают в командах. Здесь важно уметь встраиваться процесс и быть его частью.
Группа ArtMasters, «ВКонтакте»
- Существует стереотип, что творчеством трудно заработать, к тому же, творческий человек зачастую не может себя продать. Что делать, чтобы этот навык развивать?
- Наш чемпионат стимулирует развитие soft skills, которые помогают специалистам интегрироваться в творческую индустрию. На отборочном этапе мы просим кандидатов подготовить портфолио и презентовать себя. Для многих это трудная задача, потому что нужно лаконично и убедительно изложить все свои творческие достижения, показать наиболее яркие аспекты работы, которую потом оценивают эксперты. Портфолио очень влияет на итоговый результат участника — за него можно получить 60 баллов из общих 100.
Финалисты конкурса защищают свои проекты перед экспертным жюри и зрителями. Это непросто, ведь многие из них никогда этого не делали. Этот этап развивает их коммуникативные и презентационные навыки.
Реалии таковы, что если у творческого продукта нет аудитории, то его будто не существует.
- Как в таком случае творческому человеку собрать аудиторию? Многие стесняются участвовать в крупных мероприятиях и презентовать себя.
- Я рекомендую творческим людям преодолеть стеснение и участвовать в чемпионате ArtMasters. Любое соревнование – важнейший аспект развития личности. Наш чемпионат я называю творческой полосой препятствий, которую любой желающий может пройти. У нас вход свободный: нет требований к образованию, регалиям, экспертизе. Все, кто видят в себе потенциал, могут участвовать. Участники чемпионата совершенствуются: открывают в себе способности, о которых не знали. Это придаёт силы дальше двигаться по выбранной траектории.
Многие из ребят, которые приходят к нам, работают в других сферах, а творчество расценивают как хобби. После прохождения чемпионата их увлечение превращается в профессию.
Группа ArtMasters, «ВКонтакте»
- Насколько применимо для творческих людей получение академического образования? Может, им достаточно пройти краткосрочные курсы?
- Всё индивидуально, потому что не на все компетенции существуют образовательные стандарты. Сегодня между нашей креативной экономикой и образовательной системой существует большой разрыв. Например, на оператора механики сцены нигде не учат. А специалисты такие нужны. Если существуют стандарты образования по тем или иным компетенциям, то я, конечно, рекомендую учиться. Неважно, в системе вуза или среднего профессионального образования.
- И всё же есть множество онлайн-курсов, в том числе по творческим специальностям. Можно за полгода научиться писать картины, создавать сайты и т. д. Как считаете, насколько эти курсы эффективны?
- Да, сейчас есть большое количество курсов. Пандемия сыграла свою роль, мы стали получать знания онлайн. Я не могу отвечать за все программы, опять же, всё индивидуально. Но я рекомендую рассматривать курсы как прокачку скилов, не как фундаментальные знания. Всё-таки для получения образовательной базы творческим людям важнее проходить программы престижных учебных заведений. У нас такие есть.
- Многие творческие люди ценят свободу, любят делать то, что им хочется. Но когда человек приходит на работу, то он должен в первую очередь решать задачи бизнеса. Что посоветуете делать с этим?
- Сложный вопрос. Безусловно, выгоранию на работе подвержены не только творческие люди, но и профессионалы из любых сфер. Для креативщиков важно не замыкаться в себе, экспериментировать, работать в разных командах, находить новые творческие связи, участвовать в конкурсах и фестивалях. Это позволяет им перезагрузиться. Творцы в большинстве случаев интроверты, замыкаются в себе, начинают сомневаться в своих результатах. Очень важно общаться, обмениваться идеями и опытом.
Почему мы боимся выступать на публике и как с этим справиться? Отвечает психолог
Читать подробнее- И всё-таки что важнее для художника — деньги или творчество?
- Я думаю, что для творческого человека важен разумный баланс, когда он имеет достаточно ресурсов для развития. Например, ArtMasters предоставляет победителям чемпионата денежные гранты, которые они могут потратить по трём направлениям: купить оборудование, оплатить образование или запустить стартап. Ещё партнёры чемпионата дарят победителям дополнительное оборудование для их работы.
Группа ArtMasters, «ВКонтакте»
Несомненно, деньги помогают реализовывать проекты, которые невозможно создать без ресурсов. Технологии развиваются, сегодня без мощных компьютеров ничего нельзя сделать ни 3D-художнику, ни гейм-дизайнеру. Это требует больших вложений.
Но я сомневаюсь, что креативным людям нужны огромные богатства. Для них важнее разбогатеть творчески, создать продукты, которыми они будут гордиться и которые будут иметь широкую аудиторию.
- Как считаете, где граница между креативом и абсурдом? И можно ли её нарушать?
- Мне кажется, эту границу найти очень сложно. Иногда абсурд превращается в креатив и наоборот. Творчество, действительно, безгранично. Но если оно чрезмерно абсурдно, то не станет востребованным. Зрители обычно чутко чувствуют, хотя иногда ошибаются. В целом я за то, чтобы создавать чистый смысловой продукт, а не сходить с ума.
- По поводу границ: сейчас Запад взял курс на отмену русской культуры. Но возможно ли это в современном мире?
- Это как раз пример абсурда. По крайней мере, абсурдны решения, которые принимаются вокруг России, потому что творчество нельзя ограничить. Как можно запретить Чайковского, Чехова и других великих российских классиков? Кому от этого станет лучше? Я считаю, что происходящее сегодня можно назвать помутнением разума, которое в ближайшее время развеется. Это не цивилизованный подход, но, уверен, люди придут в себя.
Высшее образование
Стань дизайнером
Изучите традиционные и новые области графического дизайна — визуальные коммуникации, дизайн интерфейсов, дизайн мультимедиа — и начните строить карьеру с первого курса.
Узнать, как поступить