Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
5 октября 2023 г. Развивайся

«Кровоизлияние в МОСХ»: поговорим об искусстве XX века

«Кровоизлияние в МОСХ»: поговорим об искусстве XX века

Источник: Театр «Практика», Женя Потах

В XX веке история искусств на российских просторах пополнилась многими именами и событиями. Все в один разговор не утрамбуешь. Вспомним лишь об одном, но резонансном — связующим прошлое, настоящее и будущее (которое для нас уже стало настоящим?). В 1962 году секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв пришёл на выставку «Новая реальность» в честь тридцатилетия МОСХа. Пришёл и разнёс её и присутствующих художников в пух и прах.

Как оно было — теперь можно увидеть своими глазами на сцене театра «Практика» — «Кровоизлияние в МОСХ». Synergy Times обсудил постановку c автором пьесы Алексеем Житковским и режиссёром спектакля Юрием Печенежским.

Алексей Житковский и Юрий Печенежский знакомы давно. Но текст оказался в руках режиссёра неожиданно — через третьих лиц. А после и выстроился в спектакль в «Практике» не запланировано. Просто так сложилось. Пришло время. 

Создатели спектакля убрали щит художественности произведения, дающий стандартно творцам свободу действий, трактовок и видения. Заявляют чётко: «Кровоизлияние в МОСХ» — это документальная драма. В основе — вырезки газеты «Правда», журнала «Огонёк», стенограммы того дня, а также воспоминания художников-авангардистов. 

— Это документальный материал, — подчеркнул ещё раз в начале беседы автор пьесы Алексей Житковский, — самому придумать что-то сложно. Материала было в избытке, я думаю, что какая-то часть при постановке спектакля была сокращена. А история началась с того, что мне очень нравится художник Юло Соостер. Я достаточно много занимаюсь документальными проектами, мне очень хотелось сделать про него что-то. Сложная судьба: человек сидел в лагере, человек был в авангарде, человек подвергся такой обструкции выставки… Оказалось, что эта история выходит за рамки одной биографии. Я начал собирать материал — круг Соостера. И мне показалось, что эта выставка стала каким-то стержневым-ключевым событием для его судьбы, для судьбы поколения, и для судьбы страны. 

Высшее образование

АРТ-факультет: правильно монетизировать свой талант — это искусство
Узнать подробнее
Что ж идём в зал — переносимся в 60-е. Как говорят, «оттепель»?

Стучат морозы за окном. Предновогодние гуляния на дворе. По телевизору идёт «Голубой огонёк». Звучат танцы, песни, поздравления… Подводятся итоги, гордо знакомят страну с достижениями работников сельского хозяйства, производства. Такова действительность.

А параллельно художники-авангардисты готовы представить взгляд на новую реальность. В Манеже появляются картины, собираются гости, приходит заранее негодующий Хрущёв. Секундой позже: крик, взрыв эмоций, столкновение позиций — силы не равны.

— У нас, у меня лично, нет какого-то осуждения Хрущёва, — продолжил драматург. — Мы в данном случае не рассматриваем, плохой он или хороший. Это исторический, так сказать, типаж, персонаж — человек у власти, который сталкивается с молодыми людьми. 

МОСХ - Хрущёв.jpgНикита Хрущёв: «Идите показывайте вашу мазню». Источник: Театр «Практика», Женя Потах.
Я никогда не стремлюсь делать спектакли, которые говорят «делайте так». Мы показываем и оставляем зрителя в вопросе. Для меня это важнее, чтобы зритель сам понял, что ему делать или не делать. Мы это делаем не просто так, а для того, чтобы зритель к этому как-то отнёсся, появились какие-то вопросы. Но раз спектакль появился сегодня, не просто же так, а чтобы зритель соотнёс происходящее на сцене с сегодняшним днём. Пьеса так написана. Я думаю, что Лёша тоже ради этого писал. Юрий Печенежский, режиссёр

Хронометраж спектакля составляет 1 час 20 минут. В этот непродолжительный отрезок времени авторы вкладывают многие судьбы. 

— Это похоже на композиторскую работу, — сравнил Алексей, — когда есть некое многоголосие: разные газетные, телевизионные материалы — «Голубой огонёк» — личные свидетельства… И ты делаешь композицию из многоголосия, — объяснил драматург. — Где-то интуитивное… Единственное, что мне очень важно было, чтобы пьеса делилась на две части. Первая часть — общая, коллективный хор. Вторая часть — это конкретное документальное событие: разгром Хрущёвым выставки-авангардистов. Мне хотелось, чтобы читатели-зрители на себе прочувствовали, что чувствовали те люди. Чтобы это был не просто рассказ о событии, а что-то перформативное. 

МОСХ Юло Соостер.jpg Денис Ясик в роли художника-авангардиста Юло Соостера на фоне автопортрета Бориса Жутовского. Источник: Театр «Практика», Женя Потах.

— Мне показалось, что это какая-то универсальная, архетипичная история для России, но не только для России, наверное. Мне кажется, что это событие на слуху, но мало кто о нём знает. Знают, что пришёл Хрущёв и раскричался, но кто были эти люди, художники — кто знает? Борис Жутовский, Владимир Янкилевский и т. д. Мне бы хотелось, чтобы зритель заинтересовался этими личностями, как сложилась их судьба… В основном это трагичные судьбы. Я жду, наверное, сочувствия к ним. Большинство уже ушли из жизни… Алексей Житковский, драматург.

Прошли годы. Скульптор Эрнст Неизвестный, также не понятый участник, но не смолчавший, а вступивший в жёсткую полемику с Хрущёвым в тот день в МОСХе, позже был приглашён родственниками бывшего лидера страны создать ему памятное надгробие на могиле. Об этом факте не забыли создатели спектакля. Когда появились возможности, художники, кто дожил, дотерпел, уехали из страны. А их картины, всё-таки оказавшись в выставочных залах, собирают очереди тех, кто помнит, ценит или совершенно ничего не понимает, а может быть, и критикует… Но имеет возможность увидеть, узнать, попытаться понять и сформировать своё мнение. 

МОСХ - театр Практика.jpgЭрнст Неизвестный: Вокруг все тряслись от страха. А Хрущёв, успокоившись, на прощание протянул мне руку: "Мне такие люди нравятся. В вас сидят ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим! Источник: Театр «Практика», Женя Потах.  История столкновения власти и искусства на одной конкретной выставке не покрылась пылью, не забыта. Современные художники, открывая новые пространства в искусстве через инсталляции, перформансы, хэппенинги, сайт-специфик формат, изучают работы, опыт, воспоминания предшественников. Вдруг открывается, что темы, стоявшие на острие в 60-е, не так уж сильно отличаются от злободневных сейчас. Рефлексии и страхи тоже не остались в дне вчерашнем. 

— Мы не дидактикой занимается. Но иногда так бывает в жизни, когда ты вдруг узнаешь в истории какие-то вещи, даже не в истории, в книге, читаешь в книге какие-то вещи, которые ты сам чувствуешь, которые ты сам переживаешь, и тебе казалось, что это что-то уникальное. Мне кажется, что современный художник, который посмотрит этот спектакль, может почувствовать, что он не одинок, что есть какая-то перекличка через 60 лет. Может быть, какая-то поддержка от этих людей, которых уже нет, им передастся. Не всё так страшно.

Куда приводят мечты, или один день в театральной школе

Почему в музее нельзя бежать стометровку, или как дизайнеру научиться «делать красиво»

«Он не поэт в ящик», хотя любил фокусничество со словом

Высшее образование

Поступи в университет и строй карьеру во время обучения

Университет «Синергия» объединяет многолетние академические традиции и современные образовательные технологии. Выбирайте любую из 200 программ обучения. Учитесь, стажируйтесь в компаниях-партнёрах и трудоустраивайтесь ещё до выпуска.

#история #искусство #художники #картины #событие #профессии

Читайте также: