Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
2 мая 2022 г. РазвивайсяПрочитаете за 5 мин

Прожить 9 жизней и не стать нудным старикашкой: в чём смысл концепции lifelong learning

Прожить 9 жизней и не стать нудным старикашкой: в чём смысл концепции lifelong learning

pexels.com

Многие воспринимают образование как что-то нудное и формальное. В таком контексте идея учиться всю жизнь пугает и отталкивает. А ведь именно в этом заключается суть концепции lifelong learning. Что это за концепция и почему в непрерывном обучении много позитивных сторон, рассуждает редакция Synergy Times.

Что такое lifelong learning

Ещё 30–40 лет назад человеку было проще планировать карьеру, чем сегодня. Ты оканчиваешь вуз, получаешь профессию и спокойно работаешь по специальности. Но теперь всё совершенно не так. Знания во многих сферах имеют «срок годности». Буквально два–три года — и уже нужно учиться чему-то новому.

Из-за этого на западе ещё в 60-е годы появилась концепция lifelong learning (с англ. — обучение в течение жизни. — Прим. ред.). Каждый, кто хочет оставаться конкурентоспособным на рынке труда, должен непрерывно расширять свои знания и осваивать новые навыки. И для этого совершенно необязательно несколько высших образований. Суть концепции lifelong learning в том, чтобы получать не новые «корочки», а новые компетенции.

Чтобы было проще понять важность концепции, приведём пример через достаточно консервативную профессию — юрист. Законодательная база меняется практически непрерывно: появляются новые законы, уже существующие либо изменяются, либо вовсе устаревают. Представьте, если бы юристы вообще не учились после окончания вуза. Они бы просто не смогли качественно выполнять свою работу.

Сегодня то же самое касается представителей всех профессий. Технологии, тенденции рынка, психология потребителей — всё это меняется с бешеной скоростью. Но непрерывное обучение — это не только необходимость, это ещё и куча плюсов, о каждом из которых мы решили подробно порассуждать.

Как развивать креативность >> 

Можно исследовать, как меняемся мы и наше мировосприятие

В детстве мы учимся в режиме нон-стоп, причём зачастую в процессе познания мира. Ого, крапива колется! Оказывается, бабочка не может жить в банке без дырочек. Фу, надо было пойти к парикмахеру, а не стричься втихаря самому… Нас не огорчают ошибки — «Надо же, как интересно получилось».

Школа порой отбивает желание учиться. Оценки, дисциплина, неинтересные предметы и вредные учителя за 9–11 лет могут довести до тошноты. А вуз, который выбран по советам родителей или друзей, оказывается не лучше.

Было бы здорово, если бы кто-то в этот период сказал: «Спокойствие! Ты просто учишься учиться. Узнаёшь, что существует в мире. Тренируешься отличать экспертное от пустого и чужое от своего. Лучшее — впереди».

Но никто такого не говорит, поэтому многие рискуют так и не перешагнуть барьер отторжения «классической учёбы». Но те, кому это удаётся, получают самое интересное! К 25–30 годам мы пробуем силы в разной работе, лучше узнаём себя, свои интересы и сильные стороны. Именно после этого можно осознанно выбрать, чему учиться, и понимать, для чего это нужно. Это ворота в сказку, где каждый шаг приближает к заветной цели и открывает нам новых нас.

Тот, кто понял этот секрет и открылся разным возможностям, живёт интересной и насыщенной жизнью. Как, например, Владимир Познер, который после 70 лет начал снимать документально-исследовательские фильмы о разных странах и культурах. Кстати, по образованию он биолог, а в журналистику пришёл почти в 30 лет. Начать поиск себя и обучение новому можно совершенно в любом возрасте.

Как спать, чтобы быть продуктивным >> 

Можно прожить девять жизней, как у кошки

Нам сейчас классно: можно делать всё, что хочется, а не то, что решила партия, царь или верховный жрец. Можно десять лет учить и преподавать английский, потом освоить машинное обучение и уехать работать в США, а к пенсии купить домик под Суздалем и лепить на заказ глиняные вазы. Если при этом увлекаться йогой, разводить орхидеи и заниматься семьёй — это плюс несколько микромиров, где можно узнавать что-то новое и проявлять себя.

Да, чтобы жизнь стала немонотонной, придётся пошевелиться, в том числе пройти онлайн-курсы или попотеть, постигая какие-то навыки. Но всё это — про движение, про то, чтобы заниматься чем-то в удовольствие здесь и сейчас, про то, чтобы было интересно. Неужели стоит отказываться от такой роскоши только из-за того, что однажды попался занудный лектор?

Можно окружить себя классными людьми

Вспомните, как на концерте или футбольном матче толпа кричит, машет руками, радуется и дышит в едином порыве, а потом все выходят с сияющими глазами — полные жизни и эмоций. Человек — существо социальное. Ему важно быть не одному: делиться чувствами и идеями, думать, воплощать планы. Найти близких по духу людей и повод с ними общаться легче всего на работе или на учёбе. Причём нет разницы, изучаете вы высшую математику или японскую кухню. В любом случае общение и совместное развитие станет для вас поддержкой и стимулом двигаться вперёд.

Можно продлить себе жизнь

Чтобы учиться новому, не обязательно осваивать профессиональные знания и навыки. Гулять по разным маршрутам, сочинять стихи, развивать привычку пить воду или делать дыхательные упражнения перед сном — даже такие занятия помогают создавать в мозге новые нейронные связи. Чем их больше, тем дольше мозг остаётся молодым, и снижается риск деменции.

А ещё это поможет не стать нудным и вредным старикашкой, который ходит с кислой физиономией и отравляет жизнь себе и другим. Увлечённый чем-то человек не думает о том, как всё вокруг плохо. Ему нет дела до сплетен или до того, что кто-то где-то не прав. Он радуется процессу и результатам, интересен себе и другим. В конце концов, зачем жить, если не кайфовать от жизни? Учись, люби, будь счастлив — вот главные принципы непрерывного обучения.

В России запустят отечественную образовательную платформу >> 
#психология #мозг #дополнительное образование #мотивация

Читайте также: