Классический учитель или модный тьютор – какое направление выбрать в педагогике
AdobeStock
У педагогических профессий есть общие плюсы: отпуск до 56 дней (до 80 – в районах Крайнего Севера), выход на пенсию после 25 лет стажа, бесплатное повышение квалификации, уважение в обществе. Собираясь поступать на факультет педагогики, обратите внимание на особенности разных специальностей в этой сфере. В преимуществах и недостатках самых популярных из них разбиралась редакция Synergy Times при помощи карьерного консультанта Центра карьеры корпорации «Синергия» Светланы Бикмуллиной.
Учитель
Преподаватель
Тьютор
Социальный педагог
Методист
Педагог дополнительного образования
Учитель
Что делать: учить школьников конкретному предмету и параллельно воспитывать их; развивать креативное и аналитическое мышление, ответственность, навыки групповой работы и достижения результатов.
Учитель доносит материал, даёт упражнения для отработки усвоенного на уроках, рекомендует пособия, проверяет знания и навыки. Предметник готовит детей к экзаменам и олимпиадам. Ещё педагог занимается урочно-тематическим планированием, ведёт журнал.
Специалист может брать на себя классное руководство. Тогда в его задачи входят работа с родителями, мониторинг поведения и успеваемости учеников по всем предметам, организация внеурочной деятельности (например, походов в театр, экскурсий).
Чему учиться: педагогике, профильному предмету, методике его преподавания, возрастной психологии, урочно-тематическому планированию. Учитель должен обладать эмпатией, коммуникативными навыками, креативностью, лидерскими качествами.
Учителю необходимы цифровые навыки, чтобы включать в учебный процесс приложения, геймификацию и другие современные методы. Дети уже не знают жизни без гаджетов и интернета, для них это естественные способы взаимодействия с информацией.
Образование учителя не заканчивается на педагогическом вузе: он должен всю жизнь углубляться в предмет, узнавать актуальные методики преподавания и внедрять собственные, стараться быть в курсе того, чем живут подопечные.
Где работать: в школе, частных учебных центрах и образовательных платформах; в репетиторстве.
Преимущества:
- востребованная и оплачиваемая профессия (так, учитель в Омске на полной ставке может получать 40 тысяч рублей, в Москве в частных школах – до 200 тысяч, также учитель может выигрывать профессиональные конкурсы и получать за это премии);
- вечная молодость благодаря общению с молодёжью и погружению в современные тренды;
- нескучная, творческая работа с детьми;
- постоянное саморазвитие;
- возможность работать неполный день;
- возможность подрабатывать репетиторством.
Недостатки:
- у молодых учителей работа отнимает много времени и сил, так как непривычные проверки тетрадей и контрольных делаются с особой тщательностью, ещё не выработана своя методика и приходится делать поурочное планирование и подбирать упражнения для каждого занятия и класса;
- непростое общение с родителями;
- высокий уровень ответственности за детей, вплоть до уголовной.
В вузах России началась приёмная кампания: как подать документы в 2022 году
Читать подробнееПреподаватель
Что делать: проводить лекции, семинары, лабораторные занятия по профильной дисциплине в вузе или колледже; принимать экзамены и зачёты.
Преподаватель составляет учебно-тематические планы, пишет образовательные программы (сам или с методистом), разрабатывает методички и учебные пособия по своей дисциплине. Может курировать практику.
Возможные направления деятельности специалиста — организация и разработка межвузовских конкурсов, конференций, фестивалей, экспертная проверка школьных олимпиад и конкурсных работ.
Преподаватель вуза сам проводит научные исследования, выступает на конференциях и публикует статьи, а также ведёт научно-исследовательскую работу студентов.
Чему учиться: своему предмету и смежным дисциплинам; работе с информацией; составлению учебных планов и программ; управлению вниманием слушателей и ходом предметных дискуссий; иностранным языкам, чтобы читать зарубежные научные статьи и учебники в оригинале, ораторскому искусству, чтобы убедительно выступать на научных конференциях и защите.
Преподавателем в колледже можно работать по окончании бакалавриата, в отдельных случаях могут потребовать пройти курсы повышения квалификации. Преподавателем в вузе может стать либо магистр, зарекомендовавший себя в научно-исследовательской деятельности, либо аспирант (зависит от вуза и направления подготовки).
Защитив кандидатскую диссертацию, можно получить звание доцента, а после докторской стать профессором кафедры. Специалисты таких уровней, как правило, совмещают преподавательскую деятельность с научной.
Студента/выпускника с минимальным опытом могут взять на должность ассистента кафедры. Он может вести семинары, принимать зачёты, проверять курсовые работы, но по документам преподавателем не являться.
Ещё в колледжах и вузах сейчас применяют практикоориентированный подход: преподавателем может стать действующий специалист. Например, веб-разработчик, фандрайзер или маркетолог на реальных кейсах показывают студентам, как что работает.
Где работать: в колледже или вузе; завести свой научно-популярный YouTube-канал или подкаст; устроиться в профильную передачу на телевидении; присоединиться к любому исследовательскому или прикладному проекту, где могут пригодиться профильные знания.
Преимущества:
- возможность превратить любимое хобби в профессию;
- возможности карьерного и зарплатного роста от ассистента кафедры до ректора вуза или министра образования (например, нынешний министр образования РФ Валерий Фальков был заместителем заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ТюмГУ);
- широкие возможности самореализации;
- возможность получать гранты на научные исследования и разработки;
- нерутинная, творческая профессия;
- возможность совмещать преподавание и науку с практической работой;
- регулярные путешествия, если участвовать в зарубежных образовательных и научных мероприятиях и периодически учиться или стажироваться за границей.
Недостатки:
- иногда ненормированный рабочий график (например, во время конференций или на начальном этапе работы, когда только осваиваешь профессию);
- зарплата зависит от региона, научного звания, нагрузки, репутации (так, преподаватель без учёного звания в Барнауле может получать 17 тысяч рублей, а доктор наук в Москве – 160 тысяч рублей ежемесячно).
Я получил на ЕГЭ низкий балл и не попадаю на бюджет. Что делать, чтобы не потерять год?
Читать подробнееТьютор
Что делать: сопровождать процесс обучения ребёнка; выявлять сильные и слабые стороны ученика; составлять индивидуальный план обучения, чтобы поддержать интересы подопечного и устранить пробелы в сложных предметах.
Тьютор помогает ребёнку научиться учиться, то есть пользоваться разными ресурсами и приёмами в обучении, отличать качественные источники знаний. Отчасти тьютор отвечает за профориентацию ученика, показывая, как предметы обучения соотносятся с реальной жизнью, профессиями.
Также специалист отчасти работает как психолог: ребёнок может обратиться к нему по вопросам отношений в коллективе, разрешения конфликтов.
Чему учиться: педагогике; возрастной психологии; методикам преподавания; коррекционной педагогике для работы с детьми с особенностями развития; цифровым навыкам (например, для составления индивидуальных планов обучения или работы с рёбенком в электронных библиотеках).
Специалист должен разбираться в трендах образования и карьеры. Для работы тьютором важно обладать эмпатией.
Где работать: в государственных и частных школах, колледжах, учебных центрах, лагерях, центрах инклюзивного образования; в частном бизнесе (например, сопровождать процесс домашнего обучения ребёнка).
Преимущества:
- «профессия будущего», которая только начинает развиваться и входит в моду в России;
- более свободная и разнообразная работа, чем у учителя-предметника;
- возможность повысить квалификацию за границей и стать тьютором в вузе за рубежом;
- ощущение благодарного и значимого труда;
- вечная молодость — чтобы интегрировать детей в современную жизнь, надо самому всегда оставаться активным и интересующимся человеком;
- можно построить личный бренд и стать высокооплачиваемым индивидуальным тьютором.
Недостатки:
- иногда приходится общаться с семьями, которые относятся к преподавателям как к прислуге;
- ставки тьюторов пока редки; в маленьких городах, возможно, придётся начинать карьеру с должности социального педагога или с вахтовой работы в образовательных лагерях;
- на тьюторов ещё не учат в вузах, надо сначала получить специальность учителя-предметника, социального педагога или учителя начальных классов, а потом повысить квалификацию на курсах.
8 профориентационных тестов, которые помогут выбрать профессию
Читать подробнееСоциальный педагог
Что делать: работать с проблемными ситуациями во взаимодействии между детьми, родителями и школой; создавать атмосферу, в которой учителя спокойно работают, а дети – учатся и развиваются.
Например, социальный педагог может решить проблему буллинга в классе, адаптировать к учёбе и общению «трудных» детей, направить их энергию в русло саморазвития и предотвратить их переход в преступную среду. Если специалист заметил, что ребёнок живёт в ситуации домашнего насилия или другого неблагополучия, он обязан отреагировать. В особых случаях он может защищать интересы ребёнка в полиции и суде.
В задачи социального педагога входит профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма. Он вовлекает детей в общественно полезную работу и акции, направленные на формирование здорового образа жизни.
Чему учиться: педагогике, психологии, организаторским и коммуникативным навыкам, нормам права в области соцзащиты, конфликтологии.
Где работать: в частных и государственных школах и колледжах, детских домах, социальных службах.
Преимущества:
- социально значимая, уважаемая профессия;
- возможность реальными действиями влиять на формирование здоровых и успешных поколений детей;
- стабильная востребованность;
- увлекательная творческая работа, так как решение проблемных ситуаций требует индивидуального подхода.
Недостатки:
- относительно невысокие заработки (по данным портала «ГородРабот.ру» средняя зарплата составляет 22,5 тысячи рублей в России и 60 тысяч рублей в Москве);
- огромная эмоциональная нагрузка;
- отсутствие карьерного роста;
- риски для здоровья, связанные со взаимодействием с неблагополучными семьями.
Летняя подработка для студентов и школьников: где искать, кем работать, сколько платят
Читать подробнееМетодист
Что делать: проектировать образовательную среду; подбирать и разрабатывать методы преподавания дисциплины; определять тематику и объём знаний и навыков, которые учащиеся должны освоить за отдельный период; координировать и планировать работу преподавателей, организовывать курсы и семинары для повышения квалификации, знакомить педагогов с новой профессиональной литературой.
Чему учиться: педагогике; актуальным методикам и форматам преподавания; образовательным стандартам, методическим рекомендациям и другим нормативам, установленным Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.
Специалисту надо быть профессиональным педагогом с опытом работы по той дисциплине, в которой он хочет быть методистом, и в релевантной сфере. Так, не получится сначала поработать воспитателем в детском саду, а потом стать методистом в вузе. Развитие должно быть планомерным.
Методист должен постоянно следить за трендами (а лучше их задавать). Если специалист работает в сфере EdTech, то ему надо знать, как работают конкуренты, и не только разбираться в текущих цифровых методиках и возможностях, но и инициировать появление новых.
В работе помогут организаторские навыки, высокий уровень ответственности, склонность к постоянному самообразованию, гибкость мышления.
Где работать: в государственных и частных детских садах, школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, образовательных лагерях, на EdTech-платформах, в проектной деятельности, на фрилансе, в корпоративных университетах.
Преимущества:
- востребованная профессия, особенно в сферах EdTech и бизнес-образования;
- неограниченные возможности заработка на фрилансе;
- возможность интеллектуальной самореализации;
- чередование творчества и рутины не даст заскучать или получить интеллектуальную перегрузку.
Недостатки:
- потребность в постоянном обучении;
- необходимость следить за конкурентами и за обновлениями государственных образовательных стандартов и других нормативных документов;
- зарплата сильно зависит от региона и места работы (методист детского сада в Новосибирске может получать 15 тысяч рублей, а методист IT-программ для электронной платформы в Москве – 250 тысяч рублей ежемесячно).
«Написал хокку с матами, а она поставила пять» ― о педагогах, которые умеют удивлять
Читать подробнееПедагог дополнительного образования (ПДО)
Что делать: обучать дисциплинам, которые не входят в основную общеобразовательную программу (шахматам, фотографии, вокалу, актёрскому мастерству, хореографии, живописи); подбирать форматы и методики обучения, сопроводительные материалы, применять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Чему учиться: профильному предмету и методике его преподавания; возрастной психологии; методикам организации досуговых мероприятий и конкурсов.
Педагогу дополнительного образования в работе нужны эмпатия, креативность, навыки лидера.
Где работать: в школах, развивающих центрах, школах искусств, специализированных студиях, частном репетиторстве.
Преимущества:
- возможность совмещать хобби и работу;
- творческая реализация, возможность самому составлять программу обучения для группы учащихся или одного ребёнка;
- возможность влиять на свой заработок, например, совмещать работу в государственной школе, частной студии и заниматься репетиторством;
- возможен неполный рабочий день.
Недостатки:
- иногда непростое взаимодействие с родителями;
- много времени уходит на составление индивидуальных программ и разработку новых форматов;
- ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе уголовная).
Какими качествами должен обладать любой педагог
По мнению карьерного консультанта Центра карьеры корпорации «Синергия» Светланы Бикмуллиной, лучших специалистов в педагогике объединяет неисчерпаемая любовь к развитию. Каждый из них выражает это чувство через разные направления деятельности — организацию, планирование, разработку, оптимизацию и поддержку процесса обучения.«Многие и сами на всю жизнь остаются «вечными студентами», поскольку остановиться в своём развитии и обучении для них невозможно. Поэтому этим людям хочется вовлекать и приобщать к таинству знаний и других», — рассказывает специалист.
Также Светлана Бикмуллина перечислила качества, без которых человеку будет довольно сложно стать успешным специалистом в педагогике:
— Любознательность, открытость новому, стремление к саморазвитию;
— Навык поиска и анализа больших объёмов информации;
— Структурность и системность мышления и действий;
— Эмпатия, умение слушать и слышать;
— Коммуникабельность и стрессоустойчивость;
— Умение вдохновлять, вовлекать и вести за собой;
— Стремление помогать и поддерживать.
Высшее образование
Учись на факультете педагогики
Программы ориентированы на современные запросы рынка образования и включают правовую и психологическую подготовку педагогов. Уже на первом курсе студент выстраивает карьерную траекторию и получает помощь в устройстве на стажировку
Узнать, как поступить