Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
22 марта 2022 г. УчисьПрочитаете за 3 мин

Новые правила аккредитации вузов: что изменилось и какая от этого польза

Новые правила аккредитации вузов: что изменилось и какая от этого польза

AdobeStock

Новые правила аккредитации вузов начали действовать 1 марта 2022 года. Теперь она будет бессрочной, а раз в три года станут проводить аккредитационный мониторинг. Что представляет из себя новая процедура, какие у неё плюсы и что изменится для творческих и медицинских вузов, читайте в материале Synergy Times.

Суть аккредитационного мониторинга

Новая процедура — совместная разработка Рособрнадзора, Минобрнауки, администрации Президента РФ и вузов страны. Она ориентирована на решение накопившихся проблем вузов, исходя из современных технологий и возможностей. Но главная цель — оценить качество образования в конкретном учреждении. Поэтому основа процедуры аккредитационного мониторинга — два принципа: простота и объективность.

Простота

Было: сотрудники вуза готовили к аккредитации множество документов. Этот трудоёмкий процесс отнимал целый год и отвлекал профессорско-преподавательский состав от основных обязанностей.

Стало: всю информацию о вузе будут брать из открытых источников — с его сайта, специальных систем и баз, куда вуз вносит все нужные данные. Все документы и сведения, опубликованные на сайте, ректор должен будет подтверждать электронной цифровой подписью. Таким образом он берёт на себя ответственность за их достоверность.

Объективность

Было: образовательные программы проверяли на соответствие ФГОС, где встречались избыточные или необъективные критерии. Из-за этого человеческий фактор становился решающим, например, были случаи коррупции.

Стало: ввели аккредитационную экспертизу — проверку только по чётко измеримым показателям. За каждое значение показателя начисляется свой балл. Суммарно для получения государственной аккредитации нужно набрать 90 баллов, а для прохождения мониторинга — 70 баллов. Первый аккредитационный мониторинг пройдёт весной 2023 года.

При госаккредитации будут проверять следующие показатели:

  • средний балл ЕГЭ студентов-очников, поступивших на бюджет бакалавриата и специалитета;
  • средний балл ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний (ДВИ) вуза студентов-очников, принятых на бюджет бакалавриата и специалитета (актуально для творческих специальностей);
  • доля научно-педагогических работников, у которых есть ученая степень, ученое звание, награды или премии;
  • доля специалистов-практиков по профилю образовательной программы;
  • доля студентов, которые выполнили от 70% заданий проверочных работ, сформированных для аккредитации;
  • наличие внутренней системы оценки качества образования.

При мониторинге к ним добавится:

  • наличие электронной образовательной среды;
  • процент студентов, окончивших программу;
  • доля выпускников, которые выполнили обязательства по договорам о целевом обучении;
  • процент трудоустроившихся за год выпускников.

Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов считает, что такая система позволяет объективно оценить качество образования в вузе и при этом не ограничивать свободу в научном подходе организации и принципах формирования образовательных программ.

По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, ведомство не будет ждать результатов мониторинга, а «в течение года проведёт большую апробацию».

«Она ничем не грозит вузам. Мы посмотрим, какая картина складывается из текущих показателей. Если новые требования слишком мягкие или жёсткие, мы их скорректируем. Если увидим, что оценка объективна, показатели останутся прежними», — пояснил глава Рособрнадзора.

Как получить налоговый вычет за обучение >>

Что ещё нужно знать

В начале марта прошла онлайн-конференция «Введение новой модели аккредитации образовательной деятельности». На ней Музаев и ректоры ведущих вузов России обсудили частные вопросы о последствиях мониторинга и его особенностях для учебных заведений с разными профилями и форматами обучения. Ниже приводим основные тезисы, которые нужно знать.

О вузах, не прошедших аккредитацию. Если вуз не набрал проходной балл во время аккредитации или мониторинга, он попадает в красную зону. В таком случае могут проверить остаточные знания студентов по оценочным материалам вуза. Специального банка заданий на федеральном уровне нет. Во время проверки будут обращать внимание на уровень подготовки студентов и на систему контрольно-оценочных материалов вуза.

О дистанционном образовании. Критерии оценки одинаковы для всех форматов обучения — и очных, и онлайн.

О творческих вузах. Проверочные показатели для них отличаются на один пункт. Он касается дополнительных вступительных испытаний, которые абитуриенты сдают в вузе. При оценке будет учитываться также средний балл ДВИ.

О медицинских вузах. Для медвузов предлагается щадящий порог показателя трудоустройства выпускников — 50%. В реальности этот показатель достигает 90%. Этот показатель учитывает только студентов с полным образованием, то есть окончивших ординатуру по выбранному направлению. Ректор Рязанского медуниверситета отмечает, что нужно стремиться к 100%. При этом надо иметь в виду не цифру как самоцель, а то, что за ней стоит, — формирование карьерной траектории выпускника с прицелом на получение востребованной специальности.

О филиалах. Вузы имеют право самостоятельно выбрать, как они будут аккредитоваться — совместно с филиалами или по отдельности.

Истории о педагогах, которые умеют удивлять >>

#вуз #аккредитация #абитуриенты

Читайте также: