Аполлинарий Васнецов: художник и искусствовед, соединяющий прошлое и настоящее

Художник Сергей Васильевич Малютин, «Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова», 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Иллюстрации: Использованы фрагменты картин художников, полученных из открытых источников.
Аполлинарий Васнецов раскрыл нам тайны истории через кисть. Художник во времени.
В возрасте тринадцати лет мальчик остался сиротой. Обладающий незаурядным талантом Аполлон не получил систематического художественного образования. Во время учебы в Вятском духовном училище он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, который был сослан в Вятку.
Васнецов навещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на оценку свои рисунки, сделанные дома. Апполинарий любил вместе с учителем рисовать с натуры виды из окна или копировать горные и лесные пейзажи швейцарского художника Александра Калама.
В 1872 году Васнецов окончил Вятское духовное училище и по настоянию своего старшего брата Виктора переехал в Санкт-Петербург, где прожил с 1872 по 1875 год. Он брал уроки живописи у своего брата Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как Василий Дмитриевич Поленов, Илья Ефимович Репин, Марк Матвеевич Антокольский и Василий Максимович Максимов.
«В дневниках начинающий художник описал свой первый день в Петербурге. Он рассказал, что сразу же отправился вместе с братом в мастерскую Репина, который трудился над своим шедевром, картиной «Бурлаки». Братья посетили в тот день мастерские других известных художников». Портал «Биограф». Аполлинарий Михайлович Васнецов
В 1875 году Аполлинарий неожиданно отказался от идеи поступать в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего отправился работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Однако вскоре он разочаровался в собственных экспериментах. В 1878 году Аполлон Васнецов покинул деревню, уехал в Москву к своему брату и с тех пор полностью посвятил себя искусству.
«С начала 1880-х годов А. Васнецов сотрудничает с С.И. Мамонтовым, принимает участие в мероприятиях Абрамцевского художественного кружка, Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, путешествует с этюдником по Европе, Малороссии, Крыму, Кавказу и Уралу, трудится художником-декоратором в московских и петербургских театрах, создаёт для Русской частной оперы декорации к спектаклям «Псковитянка», «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов». Ряд его картин этого периода были приобретены П.М. Третьяковым». Международная энциклопедия «Лучшие люди». «Аполлинарий Васнецов: В поисках собственного голоса»
Апполинарий Михайлович Васнецов — один из самых известных русских художников, чье творчество оставило неизгладимый след в истории искусства. Он был мастером многих жанров, но особое место в его творчестве занимает пейзаж. Васнецов создал множество произведений, которые отражают красоту русской природы в обрамлении исторических мотивов.
Апполинарий Михайлович был одним из первых художников, начавших использовать пейзаж как средство передачи исторических событий. Он создавал ретроспективные пейзажи, которые отображали жизнь и культуру древней Руси. В его работах можно увидеть крепости, церкви, деревни и города, которые были построены в разные исторические периоды.
Наиболее известным произведением Аполлона Васнецова, связанным с исторической темой, является картина «Московский Кремль. Соборы. 1894». Это полотно сохранило утраченный ныне памятник. За Спасской башней, почти вплотную примыкая к Кремлевской стене, изображен Вознесенский монастырь. Эта обитель была основана в конце ХIV века княгиней Евдокией Дмитриевной, женой московского князя Дмитрия Донского, в память о Куликовской битве. Монастырь простоял на территории Кремля около шести столетий. Был разрушен в 1929 году.

Московский Кремль на полотне Васнецова предстает вневременным памятником славе и мощи земли Русской. Эпическое звучание пейзаж приобретает благодаря избранному художником состоянию природы: на фоне предгрозового летнего неба особенно ярко блестят купола соборов, а растянувшаяся вдоль набережной вереница повозок смотрится буднично на фоне вековых кремлевских стен, хранящих память о событиях и преданиях Первопрестольной.
Особый интерес представляет картина Апполинария Михайловича Васнецова «Старинный Великий Новгород», созданная в 1901 году, изображающая древний город Великий Новгород в средние века. На картине можно увидеть крепость, окруженную стеной, и множество деревянных домов, расположенных вдоль улиц. В центре картины находится церковь, окруженная зелеными насаждениями.
Картина выполнена в традиционном стиле Васнецова с использованием ярких цветов и детальной проработки. Он передал атмосферу древнего города, используя пейзажные задачи, чтобы создать максимально достоверное изображение прошлого. Васнецов использовал различные источники, чтобы создать эту картину, включая исторические документы, летописи и свои собственные воспоминания.
«Старинный Великий Новгород» является ярким примером использования пейзажа для передачи исторических мотивов. Картина отражает красоту русской архитектуры и культуры древней Руси и до сих пор остается популярной среди любителей искусства.
В творчестве Васнецова можно увидеть, как он умело и необычно использовал пейзаж в историческом контексте. Используя яркие цвета и детальную проработку, он точно передавал дух того времени. Его работы отличались особой концепцией, где сюжетно-повествовательная составляющая отступала перед пейзажными задачами. Картина Апполинария Михайловича «Родина», созданная в 1886 году, вызывает целую бурю эмоций.
Третьяковская галерея. Музей Аполлинария Васнецова. О музее
Музей-квартира открылся в апреле 1965 года, благодаря усилиям сына Васнецова, Всеволода Аполлинарьевича, знаменитого полярного исследователя, и его жены Екатерины Константиновны. Они тщательно восстановили интерьеры трех мемориальных комнат, гостиной, кабинета и мастерской, воскрешая дух прошлого.
В 1983 году, по просьбе Всеволода, правительство Москвы даровало музею соседнюю квартиру №22, расширив экспозицию и открыв новые возможности для познавательного знакомства с жизнью и творчеством Васнецова.
Мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова — это не просто музей. Это место, где можно ощутить дух эпохи, заглянуть за кулисы жизни одного из величайших русских художников и ученых, следить за его творческим путем и погрузиться в атмосферу исторической Москвы начала XX века.
В начале 2023 года газета «Молдавские Ведомости» поделилась с читателями интересным материалом. Это было интервью, предоставленное Чрезвычайным и Полномочным посолом России в Молдове, Олегом Владимировичем Васнецовым, который является прямым потомком известного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. Интервью под названием «Любить Россию — к 90-летию дня памяти Аполлинария Васнецова» посвящено памяти великого художника.
В этом интервью Олег Владимирович рассказал о том, как в семье Васнецовых особо ценилась любовь к Отечеству и насколько глубоко она отражалась в творчестве Аполлинария Васнецова. Васнецов был влюблен в старую Москву, увиденную еще детскими глазами и проникнутую духом великой истории.
В преддверии 90-летия со дня его ухода из жизни — пишет издание — мы вспоминаем его как талантливого художника, как летописца древней Москвы, чьи произведения до сих пор вызывают восхищение своей достоверностью и глубиной.
Аполлинарий Васнецов, младший брат ставшего мировой знаменитостью Виктора Васнецова, избрал для своего творчества иную стезю. Он воссоздавал картины далекого прошлого, путешествуя по страницам истории и превращая их в живописные полотна.
Он был не просто художником, но и исследователем, ученым, который проводил дни в музеях и библиотеках, изучая исторические труды и старинные реликвии. Его увлечение историей и живописью привело его к созданию необыкновенных полотен, в которых он передавал душу Москвы и русской столицы.
Чрезвычайный и Полномочный посол России в Молдове Олег Владимирович Васнецов. Источник: Молдавские Ведомости
Интервью заканчивается упоминанием о репутации, которую Васнецов заслужил не только как художник, но и как искусствовед. Его авторитет был настолько велик, что он возглавил комиссию по изучению старой Москвы и руководил реставрационными работами многих памятников искусства и архитектуры. Его творчество и научные достижения продолжают оставаться примером для следующих поколений Васнецовых и всего русского народа.
Аполлинарий Михайлович Васнецов был не просто художником. Он был человеком, который служил своему Отечеству, любил его и воспевал его красоту и величие в своих работах. Его потомки, как и он, продолжают служить своему народу, оставаясь верными традициям своего великого предка.
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве
Арт-менеджмент: искусство совмещать творчество и бизнес
Как построить карьеру в арт-индустрии: советы начинающим специалистам