Все эмоции важны: как разгадать психологические «Головоломки» от детей и подростков
В 2015 году компания Pixar выпустила первую часть мультфильма «Головоломка». Создатели показали внутренний мир ребёнка, на который влияют пять разных эмоций: Радость, Грусть, Страх, Злость и Брезгливость. После выхода второй части студия анонсировала и выпуск одноимённого сериала с полюбившимися персонажами. Премьера назначена на весну 2025 года. Почему эти мультики стоит смотреть и детям, и взрослым — в нашем материале.
По сюжету, 11-летняя американская девочка Райли Андерсон переезжает из родного штата Миннесота в Калифорнию. Здесь она скучает по друзьям, попадает в новую школу и хоккейную команду и злится за это на своих родителей. Эмоции, которые находятся у пульта управления в мозгу Райли, стараются справиться с её поведением и восприятием разных ситуаций на новом месте. Радость является ключевой из них, ведь все остальные — негативные. Она старается научить Райли видеть во всём только хорошее, и не даёт подойти к пульту управления другим эмоциям. Там, где девочке хотелось заплакать или закричать, Радость выдавливала из неё улыбку. Тогда подавленная Печаль стала проявляться в самый неподходящий момент, пока две главные эмоции вместе не попадают в Лабиринты Памяти, откуда не могут найти дорогу назад.
Во время их отсутствия Гнев, Страх и Брезгливость пытаются самостоятельно управлять поведением Райли. Зритель видит, что получается у них не очень: девочка стала озлобленной, сбежала из дома. Когда разноцветная пятёрка вернулась к пульту управления, стало понятно, что друг без друга им не справиться. Ведь у человека нет ненужных и неправильных эмоций.
В 2024 году вышло продолжение истории - «Головоломка 2», где Райли исполняется 13 лет. У неё новые друзья, новые кумиры и новые эмоции. Взросление подкидывает девочке эмоции, с которыми до этого девочка не была знакома: Тревожность, Хандру, Стыд, Зависть и Ностальгию.
Новые герои подавляют старые эмоции и начинают самостоятельно принимать решения. И самое главное — лишают девочку её прежнего самосознания, направляя Райли на тревожном пути взросления. Переход в старшую школу, отбор в хоккейную команду - здесь Тревожность постоянно твердит девочке о её никчёмности.
Создатели первой «Головоломки» обратились к психологам, чтобы реалистично передать поведение и чувства ребёнка. Работая над второй частью, авторы общались ещё и с девочками-подростками, которым мы теперь можем сказать спасибо за такую живую Райли.
Декан факультета педагогики и психологии Университета «Синергия» Анна Шатравкина считает, что оба мультика могут служить образовательным инструментом, который поможет родителям и детям лучше понимать свои чувства, что способствует развитию эмоционального интеллекта и устойчивости:
-
Радость помогает формировать позитивные связи и мотивацию.
-
Гнев позволяет детям защищать свои интересы и устанавливать личные границы.
-
Печаль способствует адаптации к потерям и переменам, помогая осознать важность близких связей и опыта.
-
Страх является механизмом выживания, предупреждая о потенциальных опасностях.
-
Брезгливость защищает от вредных веществ и ситуаций.
Эти базовые эмоции помогают детям выживать и развиваться.
Во второй части фильма мы встречаем новых героев: Тревожность, Зависть, Смущение и Тоску. Конфликты между новыми и старыми эмоциями отражают внутреннюю борьбу подростков, стремящихся найти баланс между новыми требованиями и уже сформировавшимися привычками. Этот процесс требует времени и опыта для достижения эмоциональной зрелости. Важно, чтобы родители не только признавали чувства своих детей, но и помогали им понимать, что все чувства нормальны и важны. Это помогает детям научиться правильно выражать свои эмоции, справляться с трудностями и находить поддержку у близких, - уверена эксперт.