«Я боялась вопросов, где на меня посмотреть» — как стать актрисой вопреки стереотипам

Из личного архива Е. Крюковой
Есть стереотип, что в театральный институт берут только до определённого возраста, особенно девушек (в соцсетях ходят слухи, что в 21 год уже не поступить). Но журналистка и SMM-менеджер Евгения Крюкова пошла учиться на актрису в 27 лет. Сегодня она играет в «Театре историй», получает награды на фестивалях и считает, что нашла себя сразу в нескольких профессиях. В интервью Synergy Times Евгения рассказала, почему долго не считала себя актрисой, как сцена помогла ей определиться с местом в жизни и что заставило её поверить в мечту детства.
«Хочу как Эйприл О’Нил»
По первой профессии я журналист. В нулевые жила в Астрахани, и у меня было мало манёвров для выбора профессии. Родители поставили условие: поступай на бюджет, получай профессию, а потом занимайся, чем хочешь.
Они не хотели никакого творчества, для них это значит, что человек не зарабатывает. Конечно, если ты суперталантлив или из актёрской династии, то всё может сложиться удачно, а когда ты ребёнок педагога и фармацевта, — это не твой путь.
В школе я была отличницей, и меня выбирали вести мероприятия, но скорее оценивали мою ответственность, а не творческую составляющую. Однажды я вела праздник в школе, и моей маме сказали, что я многого добьюсь в актёрстве. Мама сильно удивилась, ведь творчество – это не деньги, чего в нём можно добиться.
Сестра окончила филфак с красным дипломом, и я думала, что пойду по её стопам. Но потом увидела, что набирают экспериментальный курс по журналистике. Я за эту идею схватилась, мне казалось, что это киношная профессия. Ведь тогда шли «Черепашки-Ниндзя», и я думала: «Хочу как Эйприл О’Нил». Этот образ был невероятно популярен среди подростков.
Каким-то чудом я попала в список десяти счастливчиков и начала учиться на журфаке. На третьем курсе выбрала специализацию «Телевидение» и устроилась работать. Вела молодёжную и спортивную программы и даже создала собственную передачу.
Из личного архива Е. Крюковой
За короткий срок я вошла в узкий профессиональный круг региональных СМИ и стала местной звездой телевидения. Мне нравилось писать тексты, брать интервью, снимать сюжеты. Мой рост в профессии был таким естественным, что я стала получать награды, ничего специально для этого не делая.
Когда я окончила университет, то в какой-то момент столкнулась с государственной машиной. Поняла, что журналистика – профессия, где ты всегда будешь писать лишь то, что тебе позволят. Мне хотелось делать острую социалку, но иллюзии по поводу возможностей в своей работе внезапно развеялись.
На фоне этого я смотрела театральные постановки, особенно «Мастерской Петра Фоменко», читала книги по театру и режиссуре и в глубине души хотела убежать в этот другой мир. На фоне журналистики он мне казался настоящим.
Мыл сковородки и чистил картошку — история лауреата Michelin, который не верил в себя
Читать подробнее
«Бросила работу и уехала в Таиланд»
В 2008 году я переехала в Москву и устроилась корреспондентом на телеканал «Подмосковье». Мне поручили снимать сюжеты про подмосковные церкви. Я постоянно ездила смотреть на полуразрушенные храмы, много общалась с людьми, которые их восстанавливают, и была восхищена теми, кто делает это на энтузиазме, не из-за денег. Но в этой работе я тоже разочаровалась, так как поняла, что для компании не представляю ценности — занимаюсь не политическими темами, а культурой, которую мало ценят в СМИ.
Потом я работала редактором сайтов, менеджером соцсетей, но не была до конца довольна собой. Меня кидало и штормило, я не понимала, где мой путь. Однажды в порыве я даже бросила работу на месяц и уехала в Таиланд, чтобы понять, чего я хочу в жизни.
8 профориентационных тестов, которые помогут выбрать профессию
Читать подробнее
«Сейчас меня не возьмут, и я докажу: я режиссёр, а не актриса»
За первый год в Москве я четыре раза сходила на «Три сестры» «Мастерской Петра Фоменко». Меня захлестнула волна таланта, невероятной синхронной игры. Она была настолько реалистичной, что хотелось не только поверить, но и разобраться в ней. Я решила пойти в театральную студию на подготовительные курсы.

Было время, когда я физически работала редактором сайта, но мысленно занималась театром – ставила спектакли, читала книги, придумывала сцены к спектаклю «Сто лет одиночества».
Я настолько увлеклась, что сама не заметила, как в 27 лет оказалась на курсах в театральном институте. Тогда Вячеслав Иванов набирал подготовительный актёрский курс. Я на него пошла, но всё равно решила, что поступать буду на режиссёра.
Он меня стал убеждать: «Женя, я вижу, ты артистка». Я начала отмахиваться: «Ну какая я артистка? Я — режиссёр».
После курсов я пошла поступать на режиссёра к Михаилу Борисову. Он меня посмотрел, и не взял: тоже сказал, что я артистка.
Тогда я решила попробовать поступить на актёрский, на программу профессиональной переподготовки, рассчитанную на два года. Многого от экзаменов не ждала. Скорее даже наоборот — думала, что вот сейчас меня не возьмут и я докажу: я режиссёр, а не актриса. Но поступила, хоть и готовилась сама, без чьей-либо помощи, это удача. Понравилась Андрею Левицкому и Наталье Молевой, которые набирали курс.
Из личного архива Е. Крюковой
Самое интересное, что я не говорила родителям, что поступаю в театральный. У них был шок, но они меня поддержали. Даже предложили оплатить первый курс обучения, который стоил 200 тысяч в год. Это был самый большой подарок от них.
Как взять образовательный кредит с господдержкой? Отвечаем на самые важные вопросы
Читать подробнее
«Мне приходилось репетировать в туалете»
За два года учёбы в театральном институте я прожила студенческую жизнь именно такой, какой она должна быть. Чтобы содержать себя, с 8 до 16 часов я работала менеджером соцсетей в «Афимолл Сити», а с 17 часов до полуночи училась. Учёба была шесть дней в неделю, но фактически выходных у меня не было. В свободное время я репетировала этюды и готовилась к занятиям.
В 27 лет, когда снимаешь комнату в квартире, совмещение учёбы мечты и работы кажется нереальным. Но у меня была чудесная начальница, которая разделяла мою любовь к театру и не стала препятствовать моим занятиям. В своё время она тоже мечтала об актёрстве, но не решилась пройти этот путь.
Ещё одно упражнение – память физического действия – я оттачивала в кафе, в котором раньше работала. Нужно было запомнить какое-то движение и показать его на занятии без предмета. Я приходила к своему другу в кафе, шла на кухню, и мне давали ведро картошки. Возвращала его поварам уже почищенным. В результате на зачёте я очень подробно и детально показала, как чищу картошку.
Никто из моих друзей и коллег не говорил, что я занимаюсь ерундой. Наверное, потому что в 27 лет я была полна энергии и жизни. Мне хватало и сна, и мотивации, и сил. Хотя с одногруппниками мы часто засиживались после занятий, иногда даже до утра. Но это были драйв и эмоции, которые того стоили.
Из личного архива Е. Крюковой
Нас называли курсом красивых девушек, но мы были сильны не только внешностью. Мы переломили отношение к дополнительному образованию — смогли попасть на фестиваль Союза театральных деятелей. До этого в нём участвовали только очники.
«Такого счастливого состояния я не получила бы в аудите»: как бросить работу ради дела мечты
Читать подробнее
«Меня путали с заслуженной артисткой Евгенией Крюковой, иногда это помогало»
В дипломном спектакле «Солдат и птицы» я играла главную роль. Когда мама увидела постановку, то сказала: «Ты — артистка». Друзья тоже после посещения спектаклей называли меня актрисой, но я долго не позволяла себе считать новую профессию своей. Мне неловко было говорить, что я актриса. Наверное, я боялась вопросов, где на меня посмотреть. Но спустя какое-то время я приняла себя в профессии. Считаю, что у человека вполне может быть несколько сфер деятельности. К тому же, они могут дополнять друг друга. Например, меня часто брали на роль офисной сотрудницы — уж очень убедительно я играла её после многих лет работы в офисе.
После института я пробовала себя в кино, рекламе, сериалах, но поняла, что мне интересен театр.
Из личного архива Е. Крюковой
«Я получила награду за главную женскую роль»
После института три года училась в экспериментальной лаборатории Константина Богомолова, где мы в декорациях разных спектаклей обсуждали постановки. Я оказалась в легендарных мастерских, где мечтала побывать, встретила интересных людей, как состоявшихся актёров, так и начинающих. Мои границы ещё сильнее расширились.
В 2019 году прямо перед рождением дочери я познакомилась с режиссёром Кариной Календарёвой, которая ставила исторические читки в библиотеках Москвы. Она предложила мне почитать письма от лица жены Фёдора Михайловича Достоевского. А потом предложила сыграть в моноспектакле «Не верьте господину Кафке».
В декрете я не сидела, работала. А премьера спектакля случилась в 2020 году, перед локдауном. Но мы сделали видеоверсию и показали её на «Библионочи», во время карантина.
Из личного архива Е. Крюковой
После пандемии он не утратил актуальности и попал сразу на несколько театральных фестивалей, в одном из которых я получила награду за главную женскую роль. Только в этом году мы приняли участие в трёх фестивалях, где критики из Москвы, Омска, Перми и других городов России подробно разбирали мою работу.
В спектакле я играю Грету, сестру Грегора (героя «Превращения»), которая судит Кафку за то, что он сделал с её братом, и в процессе судейства сама проходит процесс превращения из нормального человека в чудовище. Спектакль оказался созвучным новой реальности, и на фестивале в Омске мы получили награду за остроту сценического текста.
«Путь в профессию лежал через боль»: история медика-первокурсника, который поступил в 35 лет
Читать подробнее
«Чтобы не закостенеть в 30 лет, нужно постоянно развиваться»
Выбирая театральный путь, надо готовиться к тому, что это не всегда приносит доход. Я по-прежнему работаю с социальными сетями в нескольких проектах и параллельно занимаюсь актёрством.
Ещё до локдауна я перешла на удалёнку, а потом такой формат стал распространённым. Конечно, я понимаю, что можно было бы заниматься только искусством и оставить работу, но пока не могу.
В глубине души я понимаю, что встала на правильный путь и иду по нему, пусть и не быстрыми шагами. Я играю в «Театре историй», он маленький, но нас узнают постепенно, и я делаю то, что мне нравится. Могу сама выбирать материал, с которым работать.
У меня два диплома. Я могу заниматься и социальными сетями, и актёрством. И актёрство для меня – не хобби, это такая же профессия, которой я имею полное право заниматься.
Выступая на фестивалях я наконец-то смогла вытащить свое актёрство из увлечений. Научилась говорить себе и другим, что я актриса. И если когда-нибудь я буду заниматься только актёрством и зарабатывать этим на жизнь, то буду только счастлива.
Высшее образование
Получи профессию актёра на факультете кино и медиа
Вы сможете перенимать опыт у действующих специалистов кинематографа и проходить практику на съёмочных площадках. Во время обучения освоите работу в кадре, составите разноплановое портфолио и познакомитесь с кастинг-директорами.
Узнать, как поступить