Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
12 июля 2022 г. РазвивайсяПрочитаете за 5 мин

Курс на русское: о трендах дизайна и поиске национального культурного кода

Курс на русское: о трендах дизайна и поиске национального культурного кода

«Красные куклы» А. Браулова, А. Коптевой и Марки 52 Factory, фото Саши Гвилия

Ещё 10 лет назад стало модно покупать (но пока не носить) косоворотки с кокошниками, начали появляться музеи, конкурсы и фестивали дизайна с русским акцентом, а «Роскосмос» даже расписал ракету под хохлому. В текущей исторической ситуации тенденция только усиливается. Насколько задержится этот тренд и как выделить русский культурный код среди других, редакция Synergy Times узнала в ходе дискуссии «Национальный код: дизайн и искусство в поисках идентичности» на Российской креативной неделе.

В ходе дискуссии высказались:

  • российский художник «уличной волны», куратор проекта «Граффити-Азбука» Дмитрий Аске;
  • директор «Центра моды и дизайна» Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства Наталья Логинова;
  • арт-директор парка Горького и преподаватель креативных индустрий Института бизнеса и дизайна Алексей Баранов;
  • заместитель заведующего кафедрой индустриального дизайна университета Сиань Цзяотун-Ливерпуль Мария Золотова;
  • продюсер sci-fi фильма «Распутица» Алексей Турунцев.

Надолго ли с нами мода на русское

Сейчас тренд на русское – на пике, но со временем тему национальности не будут эксплуатировать столь нещадно, считает Алексей Баранов.

«Занимаясь образовательными программами, общаясь с новыми ремесленниками, понимаешь, сколько людей вообще сегодня вдохновлены русскостью. Это и предметный дизайн, и одежда, и арт-проекты. <…> Эта тема молодёжь будоражит, и, конечно, пытаются это максимально привнести», – говорит эксперт.

О полном угасании тренда в будущем не заявляет никто – эксперты рассуждают скорее о том, в каком направлении его развивать.

«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность


Читать подробнее

Как искать национальный код в многонациональной стране

В России живёт 190 разных народов, у которых свои традиции, особенности, религии. Жители страны вырастают в культуре многообразия, где нет деления на своё и чужое.

Можно ли в такой ситуации найти или создать нечто уникально русское и при этом не скатиться в карикатуру и пошлость? Эксперты считают – да. Но с оговоркой, что национальная идентичность не означает оторванность от других культур. Скорее речь идёт о переосмыслении своего наследия и чужого, рассуждении на тему русскости, поиске новых сочетаний. Это актуально и для объектов прошлых лет, и для современных.


Знаменитая сталинка, в которой находится Министерство иностранных дел РФ, AdobeStock

«Сталинские высотки из американской архитектуры что-то вобрали. Но фактически это сейчас неотъемлемая часть Москвы, визитная карточка города», – рассуждает Баранов.


Парк «Кудыкина гора», сайт AD Magazine, фото Ильи Иванова

Эксперт также упоминает парк «Кудыкина гора», переосмысленный архитекторами бюро Megabudka в 2017 году. Этот проект – исследование на тему русского зодчества, но с использованием современных нерусских решений. В формах и линиях есть отсылки к терему, ладье, архетипической русской избе, при этом архитектуре присущи лаконичность и простота, характерные для современного дизайна.


Парк «Кудыкина гора», сайт AD Magazine, фото Ильи Иванова

Мария Золотова считает тему национальности спорной: если слишком ей увлечься, есть риск оторваться от реальности, а если она отсутствует вовсе, то теряется национальный код.  При этом она отмечает, что её коллеги-иностранцы видят русскость в авангарде и абстракции, то есть речь о том, что надо вернуться к истории.

«Позитивная особенность русской школы дизайна состоит в том времени, которое уделяется истории русского дизайна и искусства. <…> Спустя время (после обучения – прим. ред.) до меня дошла ценность русского авангарда, русских икон, я стала замечать, что я копирую какие-то приёмы формальные, и мои итальянские и другие коллеги говорят: “У тебя такой русский дизайн”»,  – говорит Золотова.

«Взяли картину Ренуара и разбили на 1125 кусков», – что такое NFT и как на нём разбогатеть


Читать подробнее

Какие подходы к национальному коду существуют

Благодаря тому, что культура – многогранное понятие, творцы могут подходить к вопросу национального кода с разных сторон.

Климат. Продюсер фильма о России XXIII века «Распутица» Алексей Турунцев поясняет, что идеей картины было поразмышлять об эстетике будущей страны, которая впитала в себя лучшие традиции, переосмыслила их и наложила на технологический контекст. Продумывая с командой атмосферу и дух картины, он опирался в числе прочего на особенности русской природы.


Визуализация «Распутицы», фото из презентации Алексея Турунцева

«Распутица – прекрасное русское слово, которое означает состояние природы, когда ни пройти, ни проехать. Бывает дважды в году: весна, когда из-за таяния снегов всё развезло, и осень – из-за дождей. Мы специально выбрали для съёмок позднюю весну, когда снег уже практически сошёл, есть пожухлая жёлтая трава, и небо уже не серое – свинцовое февральское, а с проглядывающей голубизной. И ощущение надежды в воздухе висит», – рассказывает продюсер.

Народные промыслы. Народное творчество – тоже своего рода стихия, с которой человек соприкасается с момента рождения. К нему часто обращаются в современном предметном дизайне, и работы отмечают на профильных конкурсах. Наталья Логинова поясняет, что представители народных промыслов не видят в таком искусстве продолжения традиций, а зря.


Примеры дизайна с отсылками к народным промыслам, из презентации Н. Логиновой

«Нам нравится, когда не в лоб решается задача соединить, переосмыслить или показать эти наши корни, которые питают художника. К разговору о том, должно ли художнику думать об идентичности и всю свою работу посвящать национальным корням, я думаю, нет. Наверное, такая тема могла бы быть искусственной», – заявляет Логинова.

В качестве удачного примера она приводит набор посуды «Аэрофлота», в котором есть отсылка к деревянному ковшу – скобкарю.


Скобкари – крайние предметы справа, из презентации Н. Логиновой

Другой пример — чугунный столик «Звонец». Предмету из такого материала, казалось бы, не место в интерьере. Но он отсылает к колоколу из фильма Тарковского «Рублёв», и это уже не просто странный стол, а предмет искусства.


Из презентации Н. Логиновой

Историческое наследие. Турунцев рассказывает, что его команда ищет эстетику России будущего в образах, стоящих за ними смыслах и их историческом контексте.

«На 90% культурный код состоит из смыслов. Из них произрастает форма и приёмы выразительности. Нашим основным источником вдохновения стала архитектура, так как она впитывает в себя другие искусства и, как ничто другое, отражает мысли и идеи того контекста, в котором она существует», – делится Турунцев.

Белокаменная архитектура XII века (владимиро-суздальская и псковско-новгородская), русский север с его деревянным зодчеством и неорусский стиль стали главными источниками вдохновения для фильма.

Например, середина XII века в своё время считалась 6660 годом, люди готовились к апокалипсису. Тогда главной идеей строительства храма стало возведение рая на земле, и у культовых сооружений появилась особая символика. В основании храма XII века всегда лежит квадрат или прямоугольник, отсылающий к земле и её границам. Верхний ярус символизирует вечную жизнь — он и тогда, и сейчас имеет форму круга. От таких базовых смыслов и отталкиваются создатели картины.

Язык и алфавит. Дмирий Аске начинал с рисования граффити на улице. Сейчас он куратор «Граффити-Азбуки», которая скоро станет доступной широкому кругу читателей. Над ней трудились 33 художника-граффитиста, в книге собраны 33 буквы и 33 алфавита.

«Мы хотели показать, что язык и кириллический алфавит могут стать отправной точкой для перезапуска или нового взгляда на русскую культуру. <…> Важно говорить не только про визуальный код, а в целом взглянуть на русский менталитет <…> в смысле общего культурного поля. Язык в любом случае очень сильно формирует наше мировоззрение, взаимоотношения, способ работы», – говорит Аске.


Буква «А» и азбука Д. Аске, сайт проекта «Граффити-Азбука»

Эксперт также отмечает ещё одну специфическую русскую фишку, которая может помочь в формировании национального кода.

«Мне очень нравится наш культурный феномен – русская смекалка. Мне кажется, она всем очень в жизни помогает – и дизайнерам, и любым людям творческих профессий. И в целом русский культурный код, который останется после нас, – это не то, как мы прошлое перекопаем, а то уникальное, что мы сделаем сейчас», – считает Аске.

Плюсы и минусы творческих профессий: деньги и слава vs нестабильность и плотный график


Читать подробнее

Где российским дизайнерам показать работы

В ходе дискуссии нашлись минимум три площадки, где дизайнеры могут посмотреть на других и себя показать:

  • Всероссийский конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России».
  • В 2022 году он состоится в третий раз, заявку можно подать до 18 августа на официальном сайте проекта.Конкурс проводят по двум номинациям – студийный и промышленный дизайн, можно прислать работы по категориям мебель, посуда, свет, предметы интерьера, материалы отделки и текстиль.

  • Конкурс промышленного дизайна «Дизайн и ремесло: проСмыслы» в Нижегородской области.
  • В 2022 году заявки на конкурс принимают до 1 августа, участвовать могут любые несовершеннолетние креаторы, кроме тех, кто причастен к организаторам и партнёрам мероприятия. Конкурсные задания, технические требования и прочие детали можно узнать на официальном сайте проекта.

  • «Дизайн-выходные», которые проводятся в виде дизайн-конференций и практикумов в разных регионах страны.
  • Это добровольное образовательное движение, у которого нет чётких планов и графиков. Все мероприятия проходят бесплатно на энтузиазме ведущих профильных экспертов. О том, как стать спикером или участником мероприятия, можно узнать на официальном сайте проекта. 

Высшее образование

Учись на факультете дизайна

Графический и VR-дизайн, дизайн среды и интерьера, архитектурное проектирование. Выбери направление по душе и начни строить карьеру с первого курса.

#дизайн #русский дизайн #русская школа дизайна #тренды дизайна #статьи #креативные индустрии

Читайте также: