Плюсы и минусы творческих профессий: деньги и слава vs нестабильность и плотный график

AdobeStock
Творческие профессии обычно выбирают люди, которые просто не могут поступить иначе. Искусство требует самоотдачи настолько, что выдерживают только те, для кого самовыражение — страсть и смысл жизни. Зато это тот самый хрестоматийный случай, когда можно выбрать работу по душе, чтобы не работать ни одного дня в своей жизни. Редакция Synergy Times разбиралась, на кого учиться в музыке, танцах, театре и кино, изобразительном искусстве, журналистике и чего ждать от этих профессий.
Музыка
Хореография
Театр и кино
Изобразительное искусство
Журналистика
Музыка
Кем быть: певцом, музыкантом-исполнителем, дирижёром, аранжировщиком, диджеем, звукорежиссёром, звукооператором, продюсером и пр.
Чему учиться: общая подготовка представителя музыкальной профессии включает изучение истории и теории музыки, сольфеджио и гармонии, основ актёрского мастерства и сценического движения, психологии, основ продюсирования, предпринимательства в музыкальной индустрии. Но большую часть времени (причём не только учебного, но и личного) придётся посвятить оттачиванию практических навыков — игры на музыкальном инструменте, вокала, дирижирования и т. д.
Обычно в программу подготовки включают педагогические дисциплины (методики, изучение возрастной психологии и др.), чтобы в перспективе специалист мог преподавать.
Независимо от специализации представителям профессии надо развивать эмпатию, понимание психологии других людей, поскольку музыка призвана вызывать у слушателей эмоции, сопереживание. Большинство музыкантов всегда на виду, поэтому им надо работать над своим образом, ораторскими и коммуникативными навыками.
Где работать: в театрах, концертных организациях, на музыкальных лейблах, в образовательных учреждениях, также можно работать на себя, открыть бизнес, давать частные уроки.
Преимущества:
- возможность прославиться и стать любимцем публики;
- шанс дорасти до больших гонораров (например, портал «Муз.тв» писал, что за 2021 год дирижёр Владимир Спиваков заработал 158,3 миллиона рублей);
- возможность совмещать разные виды творчества (например, писать и исполнять песни и быть при этом продюсером самому себе);
- многогранная работа (репетиции, записи в студии, концерты, гастроли);
- возможность работать на себя и создать свою творческую организацию/коллектив;
- возможность заявить о себе ещё во время учёбы на фестивалях, конкурсах, пробах и пр.;
- возможность путешествовать по родной стране и миру с гастролями.
Недостатки:
- у артистов из-за плотного гастрольного и репетиционного графика могут возникнуть проблемы со здоровьем и личной жизнью;
- заработки сильно зависят от популярности и места работы, могут быть нестабильными;
- в музыке, как в спорте, — нужна ежедневная и многочасовая практика, иначе вы рискуете потерять форму, а следом – хлеб;
- восприятие вашей работы всегда будет субъективным, нужно быть готовым к хейту и тому, что не удастся догнать и перегнать по популярности звёзд.
Высшее образование
Учись на факультете эстрады
Узнать, как поступитьХореография
Кем быть: танцовщиком, артистом балета, хореографом, балетмейстером, постановщиком и пр.
Чему учиться: будущих хореографов ждёт много практики по выбранному танцевальному направлению и занятия по общефизической подготовке, так как инструмент любого танцовщика – тело. Важно владеть актёрским и сценическим мастерством, чтобы без слов, за счёт движения, передавать эмоции и доносить смыслы.
Независимо от выбранного направления нужно знать историю и теорию разных видов искусств, основные произведения и авторов. Ещё танцовщикам важно понимать анатомию и физиологию человека, чтобы избегать травм.
Где работать: в театрах, ледовых и концертных шоу, в детских и взрослых частных труппах, в образовательных учреждениях. Танцовщиков часто задействуют в рекламе (Цискаридзе рекламировал шоколад «Вдохновение», а Дмитрий Пухляш Красилов – Adidas). Ещё можно открыть свою школу или создать творческий коллектив.
Преимущества:
- увлекательная работа (например, перед исполнением партии в балете нужно изучить историко-культурный контекст, понять героя, продумать образ, создать роль, согласовать костюмы, отрепетировать);
- творческое окружение;
- возможность создать свой коллектив или открыть бизнес;
- возможность освоить смежную профессию перед выходом на пенсию (например, стать танцевальным терапевтом);
- возможность продолжить карьеру в более спокойном режиме – в качестве педагога, члена жюри, приглашённого эксперта и пр.)
- возможность стать селебрити и получать высокие гонорары за участие в телешоу, рекламе и пр.
Недостатки:
- требуется выдержка и трудолюбие, так как вся карьера танцовщика сопровождается бесконечными репетициями и тренировками, иначе он быстро теряет форму;
- есть риск получить травму;
- репетиции, конкурсы, гастроли отнимают львиную долю жизни, поэтому будет мало времени на себя и близких;
- карьера недолговечна, танцовщики старше 35 лет – скорее исключение, чем правило, либо они выступают уже не в той форме, в которой достигли успеха;
- заработок сильно зависит от статуса, популярности, места работы (руководитель ансамбля «Зорька» в Калуге будет получать в разы меньше, чем Алла Духова в «Тодесе»).
Высшее образование
Учись в киношколе
Узнать, как поступитьТеатр и кино
Кем быть: актёром театра и/или кино, режиссёром, сценаристом, продюсером, каскадёром, оператором, монтажёром, художником по костюмам и пр.
Чему учиться: будущие специалисты изучают зарубежную и отечественную историю театра и кино, зарубежную и отечественную литературу, музыку, изобразительное искусство. Всё это – составляющие кино- и театрального языка.
Нужно освоить тонкости актёрского мастерства, производство постановки или фильма, разобраться, как в конечном продукте работает свет, звук, композиция кадра/сцены и пр.
Любому деятелю театра и кино надо развивать художественный вкус, насмотренность, креативное мышление. Исполнителям важно ораторское искусство, владение телом, мимикой, знание психологии. Продюсерам и режиссёрам придётся освоить финансовый менеджмент, управление персоналом, фандрайзинг, маркетинг, ведь они отвечают за коммерческий успех проекта.
Ещё следует знать азы авторского права, чтобы не получить штраф за нелицензионное использование чужого продукта.
Где работать: театр, кино, реклама, телевизионные и концертные шоу, YouTube-проекты, продюсерские центры; также можно делать частные проекты или работать на фрилансе.
Преимущества:
- возможность завоевать славу и народную любовь;
- шанс дорасти до высоких гонораров;
- возможность мигрировать в смежные сферы или совмещать их, например, снимать рекламу, клипы или ролики на YouTube;
- возможность прожить несколько жизней, погружаясь в разные исторические эпохи, социальные контексты и, возможно, даже меняя в кадре пол (например, как в фильме «Девушка из Дании»);
- возможность творчески реализоваться;
- возможность заявить о себе на конкурсах и фестивалях, получить гранты и премии.
Недостатки:
- субъективное восприятие вашей работы: народная любовь может так и не прийти;
- потребность в дисциплинированности и трудолюбии, ведь реальный график тех, кто работает в театре и кино, отличается от того, который видят зрители (например, в ситкомах съёмочный день может длиться 18 часов, и таких дней может быть 30 подряд);
- зарплата и гонорары могут быть нестабильными и зачастую зависеть от популярности, востребованности, места и региона работы и пр.
Высшее образование
Учись в Новой театральной школе
Узнать, как поступитьИзобразительное искусство
Кем быть: художником, скульптором, искусствоведом, архитектором, иллюстратором, 3D-моделлером, реставратором, мультипликатором, фотохудожником, арт-менеджером, педагогом и пр.
Чему учиться: отечественной и зарубежной истории искусств, теории искусства, основам композиции, перспективы, колористики и т. п.
Другие умения варьируются в зависимости от специализации. Так, архитектору нужно знать инженерное дело, а фотохудожнику — разбираться в фототехнике, принципах выставления света и других технических нюансах.
Творцу важны «насмотренность» в разных видах искусства (особенно в своём), понятие о семиотике – науке о знаках и знаковых системах. Даже если хотите быть новатором и совершить креативный прорыв, надо знать, от какого традиционного фундамента отталкиваться.
Еще творческим людям пригодится знание психологии и маркетинга, а также умение подхватывать (и создавать) тренды.
Где работать: быть самозанятым на фрилансе или открыть свой бизнес, работать в галереях, театрах, архитектурных или дизайнерских бюро, в креативных агентствах, в музеях, в реставрационных мастерских, в образовательных учреждениях и пр.
Преимущества:
- возможность превратить хобби в профессию, реализовывать собственные идеи и желания;
- рост заработков ничем не ограничен;
- при работе на фрилансе можно строить рабочий график так, как хочется;
- можно совмещать несколько видов искусства или перейти в более прикладную профессию (например, из обычного скульптора стать скульптором-кондитером);
- можно прославиться (как архитектор Заха Хадид или художник Маурицио Кателлан);
- часто можно работать в одиночку, в тишине и уединении.

Недостатки:
- субъективное восприятие искусства: надо быть готовым к невостребованности и хейту;
- нестабильные или низкие заработки (например, штатный театральный художник в провинции может зарабатывать 25 тысяч рублей ежемесячно, а свободный гений – 25 миллионов рублей, но раз в десять лет);
- иногда придётся наступать на горло собственной песне ради заработков.
Высшее образование
Учись на арт-факультете
Узнать, как поступитьЖурналистика
Кем работать: автором, редактором, репортёром, ведущим/диктором, аналитиком, фотографом, оператором, пресс-секретарём, медиапланером и пр.
Чему учиться: работать с информацией — её нужно уметь находить, обрабатывать и грамотно преподносить в разных жанрах. При этом важен навык фактчекинга – журналист не имеет права давать непроверенные сведения.
Специалист должен в совершенстве владеть устной и письменной речью. Бонусом будет знание психологии, в том числе психологии влияния, чтобы текстовое, видео- или аудиосообщение должным образом привлекало аудиторию, а в разговоре с информантом можно было получить максимум полезных и интересных сведений.
Журналисту надо знать законы, связанные со СМИ (например, какие организации нельзя пропагандировать в России, каков порядок общения с несовершеннолетними, каким образом цитировать чужие сообщения).
Важно знать отечественную и зарубежную историю, знать современные журналистские тренды, разбираться в области, которую освещаете, будь то политика, IT или сельская жизнь.
Если вы хотите построить международную карьеру, стоит изучать иностранные языки. Журналистам, которые находятся в кадре, требуется следить за внешним видом и уметь работать на камеру.
Важно развивать креативное мышление, чтобы ваши месседжи выделялись из общей массы и были интересными читателям.
Где работать: в СМИ – печатных, телевизионных, радио и пр., в пресс-службах государственных ведомств и частных организаций, в отделах внутренних коммуникаций частных компаний, вести собственный блог или медиа.
Преимущества:
- живая интересная работа, так как журналист зачастую находится в гуще актуальных событий и общается с множеством разных людей;
- нетворкинг: среди знакомых журналиста легко могут быть и дворник, и мэр города, и поэт-эмигрант;
- постоянное улучшение эрудиции, так как журналист обрабатывает много разнообразных сведений и в процессе их запоминает;
- бесплатное посещение форумов, конференций, заседаний и других интересных событий (на некоторых ещё и кормят);
- возможность прославиться и получать высокие гонорары;
- возможность, набравшись опыта и собрав команду, создать своё медиа;
- по совместительству можно вести блог, писать книги и пр.;
- возможность путешествовать по стране и миру;
- у профессии нет срока годности, можно и в 90 лет прекрасно работать;
- можно уйти в смежные профессии: PR, внутренние коммуникации, копирайтинг, преподавание.
Недостатки:
- зачастую ненормированный рабочий день, так как журналисты конкурируют за то, чтобы первыми выпустить информацию;
- высокий уровень стресса, так как журналист в основном работает с людьми, а они полны сюрпризов;
- подчинение политике владельца и редакции СМИ;
- ненависть людей, которую легко подхватить от экспертов, героев и читателей, каждый из которых в разных ситуациях может оказаться недоволен чем угодно;
- риск для жизни, если вы репортёр, оператор или фотограф, который работает в горячей точке;
- высокая конкуренция между разными медиа за внимание аудитории.
«Выпрями спину, креветка»: как я месяц носила корректор осанки и что из этого вышло
Читать подробнее