Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
16 апреля 2023 г. РазвивайсяПрочитаете за 5 мин

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Image by katemangostar on Freepik

По данным исследований OptimistMinds, около 30% молодых людей страдают от чрезмерного стремления быть лучшими во всём. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. В их жизни нет места спонтанности, а каждый шаг в учёбе и на работе продуман до мелочей. Однако понятия «прожить жизнь лучше всех» не существует. Клинический психолог, детский и семейный психотерапевт Екатерина Петухова рассказала Synergy Times, чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться.

«Отличник» или перфекционист

В детстве отличников приводят в пример, а их родителям завидуют. Мамы и папы поощряют желание ребенка учиться на пятёрки, побеждать на олимпиадах. На первый взгляд здесь нет повода для переживаний. Но мало кто задумывается о возможной обратной стороне успеха — синдроме отличника. Это чрезмерная зависимость от чужой оценки, стремление получить похвалу окружающих и быть успешным во всём без исключения.

Человек не допускает возможности сделать что-то не так, он зациклен только на признании своего результата другими и не может наслаждаться процессом на пути к цели. Люди с синдромом отличника воспринимают жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем,

Екатерина Петухова

Обычно это убеждение начинает формироваться ещё в детстве при взаимодействии с родителями, воспитателями, сверстниками. Постепенно оно переходит во взрослую жизнь.

Взрослых с синдромом отличника часто называют перфекционистами, но это не совсем правильно. Разница заключается в том, что «отличники» зациклены на оценке окружающих, а перфекционисты — на идеальном исполнении задачи.

«Вы слишком хороши для нас»: что такое оверквалифайд и как такому соискателю найти работу

Читать подробнее

Чем опасен синдром отличника

Люди, стремящиеся к абсолютному идеалу во всём, создают для себя много проблем, от которых сами же страдают.

Последствия синдрома отличника:

  • Нестабильная или заниженная самооценка, на которую влияют личные успехи и неудачи, мнение окружающих. Человек не воспринимает критику, ждёт только похвалу. 
  • Отсутствие времени на отдых и развлечения, узкий круг общения.
  • Постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворённости собой и своей жизнью. Критика и совершённые ошибки могут спровоцировать истерику, развитие депрессии.
  • Постоянная тревога и боязнь всего нового из-за страха поражения, сильные переживания по поводу любой ошибки, плохих оценок.
  • Гиперответственность. Человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает.
  • Нарушение психики и другие проблемы со здоровьем: тики, непроизвольные движения, навязчивые действия, частые простуды, головная боль.

Научились работать — учимся отдыхать

Читать подробнее

Быть «отличником» не так уж важно

Сегодня при устройстве на работу никто не спрашивает об оценках во время учёбы, даже цвет диплома часто не играет никакой роли. Зато все работодатели смотрят на опыт и уровень эмоционального интеллекта — EQ. По данным исследования компании CareerBuilder, 59% работодателей не хотят брать на работу сотрудника с высоким IQ, но низким EQ, а скорее наоборот, делают выбор в пользу кандидата с развитым эмоциональным интеллектом.

Считается, что человека легче научить нужным hard skills, чем развивать эмоциональный интеллект и другие soft skills. Поэтому зачастую успеха в жизни добивается не самый умный, а тот, кто умеет правильно и красиво говорить, грамотно презентовать себя, быстро адаптироваться к переменам и контролировать свои эмоции. 

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале

Подписаться

Истории успешных двоечников

Хорошие отметки не гарантируют успеха в будущем, а многие гении приносили из школы двойки. В доказательство предлагаем вспомнить известных людей, которым плохие оценки не помешали построить блестящую карьеру и даже попасть в список Forbes.

Билл Гейтс. В детстве Билл отличался плохим поведением. Школьные предметы, особенно гуманитарные, были ему неинтересны. Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию. Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes.

Стив Джобс. Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу. Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий. На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar.

Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей. Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи. Кстати, при всей нелюбви к учёбе, многие из его первых стихотворений отражают тёплые воспоминания о лицейском периоде.

Меняет сознание и лечит депрессию: как музыка влияет на мозг человека

Читать подробнее

Как бороться с синдромом отличника

По словам Екатерины Петуховой, во взрослом возрасте от этого убеждения сложно избавиться. Но несмотря на глубокие корни проблемы, можно выделить несколько способов, помогающих уменьшить проявления синдрома отличника. Эти техники позволяют также избавиться от волнения в стрессовой ситуации, например, при сдаче важного экзамена:

  • Осознание проблемы. Главное — признать, что чрезмерное стремление к идеалу несёт вред.
  • Концентрация не на результате, а на процессе. Можно составить список любимых дел, доставляющих удовольствие, за которые никто вам не ставит оценки (послушать любимую песню, порисовать, почитать, посмотреть фильм). Чтобы не концентрироваться только на результате, попробуйте делить процесс работы или подготовки к экзамену на несколько небольших этапов, между каждым из которых делать что-то приятное для себя. Этот способ поможет получать удовольствие в процессе и прийти к хорошему результату.
  • Отдых и умение отпустить контроль. Следует разрешать себе отдыхать. Понимаем, что это сложно сделать, если хотите, чтобы всё было идеально. Делегируйте то, что можно делегировать. Проведите простой эксперимент: возьмите несложную задачу, на которую у вас уходит много времени. Если обычно вы тратите на её выполнение шесть часов, попробуйте сделать за три-четыре. Посмотрите, что получится. Вероятнее всего, результат вас приятно удивит.
  • Подавление тревожности. Попытайтесь не зацикливаться на мыслях о том, что будет в случае неудачи, и не накручивать себя. Чтобы успокоиться и убрать тревогу, можно делать дыхательные практики.
Для снятия тревоги можно использовать практику «Дерево» —  расслабление через тело. Она включает 8―10 циклов медленного дыхания с техникой 4―7―8: на четыре счёта медленный вдох, на семь счётов задержка дыхания, на восемь счётов выдох. Затем, стоя на ногах, представьте себя деревом с корнями, уходящими глубоко в землю. Тело — это гибкий ствол. Делайте плавные наклоны, словно покачиваясь на ветру. Это простое упражнение хорошо помогает уменьшить напряжение и успокоиться.

Важно понимать разницу между случаем, когда человек в принципе не способен и не желает ничему учиться, и ситуацией, когда он интересуется узким списком предметов, поэтому не получает высоких оценок (при этом он может учиться хорошо и быть гениальным в своём направлении).

Не стоит оправдывать лень и собственное нежелание трудиться наличием синдрома отличника. А с троечников можно брать пример, но не в успеваемости, а в отношении к проблемам: не принимать неудачи близко к сердцу и получать удовольствие от того, что вы делаете в настоящий момент.


Психолог о синдроме самозванца: «Путь к успеху необязательно лежит через тернии»

«Любое развитие сопровождают кризисы», - психолог о том, почему мозг не любит стрессы

Смеяться разрешается: как смех влияет на работу и учёбу

#психология #синдром отличника #перфекционизм

Читайте также: