Восхождение «Нисхождение»
Источник: фотоматериал из личного архива И. Ю. Образцова.
«Нисхождение»: о новом динамичном романе о преодолении монологичности между поколениями через искренний диалог. Настоящее погружение в настоящие проблемы молодых людей.
Новая книга, найденная в дальнем углу длинной полки книжного магазина может стать именно такой литературой. Она высвечивает саму суть жизненных коллизий со всеми их сложностями и многообразием. Это будет не роман о героях и демонах, это роман о нас — живых, дышащих, чувствующих, ошибающихся, страдающих, радующихся, любящих и ненавидящих.
Напускная бравада и фальшивые улыбки остаются за кулисами этой истории. Писатель не стремится заворожить нас красками и образами, не пытается убедить нас в том, что мир идеален или страшен. Он просто показывает его таким, какой он есть, без оценок и суждений, оставляя нас один на один с нашими собственными мыслями, ощущениями и переживаниями.
Литература как зеркало, в котором мы видим не только свои черты лица, но и свою душу, свои страхи и желания, свои мечты и надежды. Это зеркало не обманывает, не искажает, не приукрашивает. Оно просто отражает истину, такую, какая она есть, без масок и без мишуры. И в этой истине — всегда что-то новое, что-то, что заставляет нас задуматься, посмотреть на себя и на мир под другим углом.
Именно такой литературой и станет тот роман на дальней полке. В его страницах мы найдём отражение нашей собственной действительности, без приукрашивания, без иллюзий, но и без ненужного пессимизма и мрачности. И это — настоящая сила настоящей литературы.
Однако такие произведения мало где можно найти. Они встречаются изредка, иногда в крупных городах, в местах, где сосредоточена интеллектуальная элита страны и, как это не приземлённо звучит, основные финансовые потоки. А что же делать тем, кто живет в глубинке, в местах, где доступ к такой литературе ограничен или вообще отсутствует?
И здесь мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: даже если такие произведения и существуют, они практически не издаются, их трудно найти даже в интернете. А ведь именно в регионах часто создаются наиболее яркие и живые произведения, отражающие реальность нашей жизни, вскрывающие проблемы национального культурологического пласта.
Но всё же есть исключения из правил. Одним из таких является малый роман сибирского писателя Ивана Образцова «Нисхождение», к нашему удивлению обнаруженный этим летом в номере 42 литературного журнала Германии «Unzensiert»
, который публикует российскую литературу на русском языке и пользуется в этой стране огромной популярностью. Следом главы романа появились и в российской еженедельной литературно-публицистической газете «Литературная Россия»
. Это произведение, несмотря на своё литературное восхождение и пока малую известность, затрагивает близкие каждому молодому человеку вопросы и делает это на доступном и понятном языке.
Иван Образцов: ««Нисхождение» — это спуск по лестнице вниз, к человеку, попытка диалога над всеми возвышенными диалогами внутри текста»
— Иван Юрьевич, в наш век коммерческой литературы, засилья фэнтези, фантастики, простеньких детективов и «лав стори», как родилась идея романа и в чём его глубинность — основной подтекст?
— Основная идея родилась из моего преподавательского опыта, который показал, что даже убелённые сединами профессора, директора школ, администраторы и священники часто не могут преодолеть привычку говорить с молодым поколением монологами, словно думают не о том, чтобы собеседник их понял, а только о том, чтобы сказать что-то «значительное и умное». Разумеется, много и тех, кто умеет говорить с молодёжью, но их, в общем-то, меньшинство. Вот такое наблюдение и составило основу малого романа «Нисхождение». Если более кратко и ёмко, то главная идея малого романа «Нисхождение», это попытка преодоления «разговора слепого с глухонемым». Именно поэтому основу текста составляют диалоги.
Для примера можно привести главу, где Прокоп Прукин разговаривает с «другом семьи», профессором гуманитарного университета. Мы наблюдаем по сути монолог профессора, который настолько увлечён своим возмущением, что не видит очевидного — Прукин и есть один из тех самых молодых специалистов, чьи недостаточные знания так ругает профессор. В свою очередь Прокоп Прукин не участвует в диалоге, а по сути является для профессора невольным статистом, а потому просто не извлекает из беседы главного — если ты увлечён собой и своими монологами, то слушатель неизбежно начинает думать о чём-то своём и диалог становится невозможен.
Те самые «отцы и дети» в малом романе «Нисхождение» показаны без чьей-либо окончательной правоты, ведь на самом деле именно так и устроен процесс смены поколений. На таком стыке поколенческих картин мира и высекаются обычно искры развития и желания сделать что-то по-своему. В отношении же правоты тех или других малый роман говорит, что никакая правота не может быть окончательной по отношению к вечному миру, а значит истина рождается не просто в споре, но только когда этот спор состоит из полноценных диалогов, а не из «разговоров слепого с глухонемым».
Кстати, название «Нисхождение» происходит как раз из тех соображений, что необходимо уже в заголовке продемонстрировать эту трудность диалога между людьми вообще. Ведь «нисхождение» является формой действия по глаголу «нисходить», что, в свою очередь, отсылает к причастию «нисходящий», а оно — к несовершенной форме «низойти». Проще говоря, вот вам прямая демонстрация того, что вроде бы «умно», а по существу практически исключает понимание широкого читателя, то есть – человека. Все эти разговоры о том, что литература важна только для немногих, они хороши в узком смысле, но вообще-то литература обязана стремиться к каждому. Здесь заглавие малого романа показывает суть текста, а потому совершенно необязательно знать значение слова «нисхождение», главное понимать, что это значение не так просто извлечь.
Суммируя, «Нисхождение» – это спуск по лестнице вниз, к человеку, попытка диалога над всеми возвышенными диалогами внутри текста.
На этом можно было бы поставить точку, ведь автор уже всё сказал. Но всё же, о чём роман? И чтобы осязательно почувствовать не только содержание, а именно ту самую «глубинность», нужно понять для себя и усвоить, что настоящая литература, преодолевая время, рождается из реальности современного языка, постоянно ища новые формы выражения. Но в любом случае в её основе лежат непреходящие вечные ценности. Яркий писатель Иван Образцов в своем малом романе «Нисхождение» оправдывает форму произведения той самой языковой реальностью, сохраняя в прозе ритмическую и семантическую динамику. Преодолеть время возможно, взглянув на отрезок жизни, который хоть и выбирается произвольно, но подчиняется вечным вопросам, требующим постоянного осмысления. Эта идея лежит в основе композиции «Нисхождения».
Принципиальным философским определением идеи малого романа Ивана Образцова является то, что в нём не только создаётся новая романная форма на основе стиля письма (стиль чатовых рассуждений и пространного поста в соцсети, разговорность, переходящая в монологичный текст), но определяется новый герой русской художественной прозы, которому пока нет полного осмысления в современной литературе, а место для этого осмысления зияет громадным белым культурологическим пятном. Герой этот, игнорируемый, неозвученный, существующий в отсутствии общественной рефлексии, — средний человек малого романа, представитель «среднего поколения», взращённого в контексте общественных событий начала XXI века.
Действие романа происходит в современной российской провинции. Это история борьбы с самим собой целого поколения скептиков. Поколения слабого и трудного на добро, в котором переплелись поиск истины и любовь к собственному мнению, смешались правда и ложь.
Неожиданно умирает женщина — профессор университета. Её сын — молодой выпускник гуманитарного вуза Прокоп Прукин получает долгожданную свободу и решает оставить квартиру, где они проживали с матерью. Он уезжает в село, решив начать новую жизнь, где сделает всё по-своему. Он думает, что его главный мотив — сделать обучение сельских школьников креативным, динамичным. Прукин планирует возить свой класс на экскурсии в городской университет, в музеи и театры города.
По ходу своего пути Прокоп встречает разных людей — директора сельской школы, священника с замысловатой судьбой, друга-полицейского, администратора-старовера, старого деревенского батюшку, знакомого рок-н-рольщика-холостяка. Бедность и богатство, война и мир, социальное неустройство и благополучие — всё имеет отношение к пути главного героя, и у каждого персонажа своя правда. Это история современной российской провинциальной интеллигенции и поколения «средних людей». Но через всё повествование Прукин несёт свою убийственную тайну, правда о которой проста и постыдна. К финалу всё открывается самым неприятным образом. Кто-то едет на войну, кто-то прячется дома, а Прокоп Прукин принимает совершенно неочевидное и неоднозначное решение о своей дальнейшей жизни.
Прокоп Прукин — это ещё один персонаж, который наследует привычки и слабости мажора Онегина, мошенника Чичикова, нигилиста Базарова, потому судьба его также трагична и нелепа, а будущее — склочно и неприкаянно. Россия, Родина, Отчизна — для Прукина это лишь слова, отчего и вся его жизнь остаётся только литературным казусом, что вновь и вновь призывает читателя отвергнуть подобный путь слабого и нелепого существования, пустого истеричного скандала и напыщенного, но совершенно инфантильного протеста против мира. Прукин слаб, так как не хочет взрослеть и идти по пути хоть и трудного, но всё же созидания, где личное и общее не противопоставлены, а сущностно едины.
Важное понятие и ключевая смысловая точка в малом романе «Нисхождение» — понятие свободы. Особенно показательна в этом смысле последняя сцена всего произведения, когда на перроне Прукин видит множество людей, похожих на встреченных им ранее. Но из трёх женских образов напрямую отсутствует только образ матери. Освободившись вроде бы от этого довлеющего над его жизнью материнского гнёта (Россия, Родина, Отчизна), Прокоп тут же находит ему замену, подумав вдруг о женитьбе на дочке какого-нибудь профессора. Можно ожидать, что если он женится, то семейная жизнь превратится в очередной неудачный эксперимент, где вольно или нет, но Прукин будет мстить матери в лице своей супруги.
Мы спросили Ивана Юрьевича:
— И всё же, что в конечном итоге ищет главный герой. В чём цели мнимые или реальные?
— Главный герой ищет себя, хотя сам это даже не понимает до конца. Цели его имеют двойственную природу. На взгляд главного героя, цель его благородна и должна быть поддержана без всяких разъяснений (как ему кажется, «и так же всё понятно»). На взгляд со стороны становится очевидно, что цель главного героя совершенно мнима, так как он её придумал, не сообразуясь с реальностью. Более того, «вырвавшись» из зависимости (как ему кажется) Прокоп Прукин так и остаётся в плену своих подростковых «протестов» — он не хочет создавать, он хочет управлять. Финальная реплика «А женюсь-ка я на какой-нибудь милой профессорской дочке...» говорит о том, что такой герой, как Прукин, обречён оставаться в плену одних и тех же подростковых комплексов. А мораль простая — детскими болезнями необходимо переболеть в детстве, но не каждому это удаётся. Сверхмораль ещё более проста — человек находит счастье, только когда умеет слушать и слушать другого, будь то старший, младший или равный ему собеседник.
Малый роман Ивана Образцова «Нисхождение» обещает быть востребован не только у любителей современной русской словесности, но и войдёт в народ литературным событием. Ведь не даром уже сегодня роман заявлен в номинанты на целый ряд авторитетных литературных премий, а по его мотивам Иваном Образцовым создана пьеса в жанре трагикомедии под названием «Безотцовщина», которая опубликована в этом году в литературном журнале «Невский проспект» № 9.
Несомненно, сибирский писатель Иван Образцов — это яркая личность в современной литературе, за творчеством которой хочется наблюдать, каждый раз ожидая приятных сюрпризов.
Сам Иван Юрьевич так говорит о своём литературном пути:
Все мои художественные произведения — это критика идеального материализма, а говорить об этом, на мой взгляд, необходимо в широкой жанровой перспективе.
Эта прямая по характеру речь отсылает к традиции духовного поиска, исповедуемой в творчестве классиков русской литературной традиции, к которым сегодня относится и Фазиль Искандер, а именно новаторскому поиску формы на основе древних типов изложения, глубокому философскому осмыслению остросовременных проблем, изложению материала на актуальном современности русском языке. Особую остроту и связь с творчеством Фазиля Искандера произведению Ивана Образцова придаёт региональный аспект, в контексте которого и происходят основные события современного повествования. Фазиль Искандер известен как мастер рассказа и повести, потому «малый роман» Ивана Образцова «Нисхождение» продолжает эту традицию яркой, полемичной прозы.
И в завершение хотелось бы добавить мысль о том, что несмотря на все трудности, настоящая литература для молодёжи, отражающая реальные проблемы и вопросы, всё же существует. Нам просто нужно учиться её находить и делать более доступной для всех, кто в ней нуждается.
Интересные факты о русском языке: от ударений до космоса
Илья Репин. Загадочная простота неповторимости
Скоро: книжные новинки. Что будут читать этой осенью