Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
16 марта 2023 г. Строй карьеруПрочитаете за 5 мин

«Иллюстрация — это предпринимательство»: цифровой художник о тонкостях профессии

«Иллюстрация — это предпринимательство»: цифровой художник о тонкостях профессии

Фото из личного архива Дианы Евстигнеевой

Востребованная профессия, удалённая занятость и творческое самовыражение — настоящее комбо профессии мечты. Все эти бонусы есть у цифрового художника. Иллюстратор Диана Евстигнеева рассказала Synergy Times, сколько зарабатывает digital-художник, как искать заказы на фрилансе и стоит ли человеку творческих специальностей бояться нейросетей.

Путь от журналиста к иллюстратору

Рисовать я любила с детства, но изначально выбрала журналистику. В 2006 году я поступила на журфак в МГУ и закончила университет с красным дипломом. Больше 13 лет я работала в журналистике и PR: сначала трудилась в РИА Новости, затем в пресс-службах Минцифры и «Билайн». Ритм был активный, поэтому мне нужна была разгрузка, погружение во что-то созидательное и возможность творчески себя проявить. Тогда я вновь начала рисовать.

Знания, полученные в журналистике, пригодились в работе иллюстратором. Особенно навык делового общения, составления писем, опыт работы в команде и внутри организации. Я понимаю, чего хочет клиент, какие задачи стоят, чем можно зацепить аудиторию. Ничего бесполезного не существует. Говорят, бывших журналистов не бывает. Может, я выпущу книгу с собственными иллюстрациями, закрою гештальт.

По ночам после работы я изучала книги, проходила курсы, осваивала пастель, академический рисунок и скетчинг и не могла остановиться, потому что рисование — медитативное занятие. Когда я ушла в декрет, рисовать стала больше, хотя это сложно было делать с маленьким ребёнком. Днём я рисовала, пока дочка спала, вечером искала тихий уголок — дома на кухне, иногда в кафе.

Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает

Читать подробнее

Волшебство цифровой иллюстрации

Я стараюсь сохранить баланс и быть не только родителем, но успевать заниматься спортом, учить итальянский, ходить на вокал, проходить курсы. Постоянно доставать и убирать обратно пастель и карандаши, искать свободное пространство с таким графиком сложно, поэтому я обратила внимание на цифровую иллюстрацию. Мне всегда нравилось наблюдать за digital-художниками, которые работают из любой точки мира и имеют огромный выбор инструментов.

Фото из личного архива Дианы Евстигнеевой

Как только появилась возможность, я купила iPad Pro. Сейчас я работаю в основном в программе Procreate. Там создаю растровые иллюстрации, где видна ручная работа автора. Для меня важно, чтобы рисунок был не просто компьютерной графикой, а чем-то живым.

С появлением планшета стало понятно, что рисование для меня — не просто хобби. После декрета я не вернулась в прежнюю сферу, а уделила внимание творческим проектам.

Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Читать подробнее

Кто такой цифровой иллюстратор

Цифровой художник имеет условную разницу с обычным художником. Digital-иллюстратор создаёт изображение с помощью компьютерных программ.

Заказчики стремятся выделиться из общей массы, а картинка заставляет обратить внимание на продукт. Например, фэшн-иллюстрацию используют модные дома не только в рамках рекламных кампаний, но и на показах мод в формате ивент-иллюстраций.

Диана Евстигнеева

Мы видим иллюстрацию в рекламе и соцсетях, на этикетках косметики и обложках книг, в графических романах и меню кафе. Существует иллюстрация на грани различных техник: видеоанимация, фотография, объединённая с иллюстрацией, или кастомизированная одежда. Картинка и её применение имеют огромный простор для фантазии.

Учиться, учиться, учиться

Тренды постоянно меняются, и важно оставаться на волне. Особенно в иллюстрации, где конкуренция с каждым днём всё выше. Постоянное обучение помогает расти как профессионалу, поэтому я считаю себя адептом Lifelong Learning (непрерывное обучение — прим. ред.).

Например, недавно я прошла профессиональную переподготовку в университете «Синергия» по направлению «Графический дизайн», чтобы получить представление о работе со шрифтами, обработке изображений и работе с векторными программами. Я научилась работать с программами Adobe Photoshop, Illustrator и inDesign, готовить изображение к печати и создавать мокапы. В итоге в портфолио у меня качественные макеты, для создания которых знаний Procreate было недостаточно. К организации работы с заказчиком меня тоже подготовили — научили формировать ТЗ и проводить брифинг.

«Мы ходим в музеи по учёбе» — история студентки, которая учится графическому дизайну

Читать подробнее

Конкуренция с машиной

Сейчас я изучаю работу платформ искусственного интеллекта, в том числе Midjorney. Их появление — вызов для иллюстраторов и других креаторов. ИИ нельзя игнорировать, но можно научиться с ним работать. Он может стать инструментом, который упростит работу, поможет искать референсы. У нейросети есть узнаваемый почерк, бывают ошибки (лишние пальцы или кривые глаза). Чтобы работать с ИИ, человек должен понимать, что хочет получить на выходе, формировать правильное ТЗ и уметь адаптировать новые технологии под свои нужды.

Иллюстрация Дианы Евстигнеевой

Я не испытываю страх перед ИИ. Скорее, интерес: а что дальше? Ещё несколько лет назад говорили, что журналисты исчезнут. Однако сейчас я говорю не с компьютером, а с живым человеком. Технологии дают стимул раскрывать себя по-новому. Если бы прогресс стоял на месте, не появилось бы столько новых профессий. Для одних ИИ станет толчком в развитии, для других — шагом к переходу в другую профессию. 

Высшее образование

Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Узнать, как поступить

Талант VS упорство

Упорный человек может создать работу не хуже, чем человек с врождённым талантом. Рисование — это навык, который наработывается упорным трудом. Если не жалеть времени, то можно стать мастером.

Академическое образование даёт базу и зачастую приводит к большей свободе и возможности выбирать инструменты. Это сложно сделать, если владеешь чем-то одним, например, рисуешь только детскую иллюстрацию и не знаешь, как адаптировать её под другие задачи. Но есть художники с классическим образованием, которым тяжело перейти в цифровую иллюстрацию, для них академические знания становятся рамками.

Фото из личного архива Дианы Евстигнеевой

Когда я только начала рисовать, то проводила за этим занятием любую свободную минуту, пробовала всё подряд. Я так втянулась, что брала инструменты даже в отпуск. До сих пор у меня дома хранится салфетка из рижского кафе, где я, сидя у окна, полузасохшими фломастерами сделала зарисовку старинной улицы.

Но только навыков и таланта мало. Очень важно наличие soft skills, которые помогают завоевать любовь заказчиков. Это:

  • коммуникабельность;

  • навыки делового общения;

  • умение преподнести информацию и задать правильные вопросы на этапе брифования;

  • ответственность и желание сделать немного больше, чем от тебя ждут.

Множество талантливых ребят сидят без работы или мало зарабатывают, потому что у них нет этих навыков. У одного и того же заказчика может быть два разных иллюстратора: первый классно рисует, но не умеет общаться; второй рисует чуть хуже, но с ним приятно разговаривать. Если разница в работе минимальна, то велика вероятность, что заказчик выберет второго художника.

Читай советы по карьере и новости об образовании в нашем Telegram-канале

Подписаться

Работа стоит денег

Иллюстрация может стоить одну тысячу рублей, может — 10 тысяч рублей, а может и несколько сотен тысяч рублей. Слишком низкая стоимость вызывает вопрос доверия специалисту.

Я не приветствую бесплатную работу, хотя у меня был опыт проектов на безвозмездной основе. Я понимала, что проект мне интересен и хорошо ложится в моё портфолио. Важно определить для себя ценность такого труда, ответить на вопрос: зачем мне эта работа? Бывает, что проект вызывает внутренний отклик, например, при работе с благотворительными фондами. В моей практике были случаи, когда бесплатные проекты вырастали в долгосрочное коммерческое сотрудничество. Нужно взвешивать все плюсы и минусы.

Справка. По данным сайта zarplan.com, средняя зарплата цифрового иллюстратора в России составляет 74 тысячи рублей. Портал hh.ru предлагает более тысячи вакансий для 2D-художников, цифровых иллюстраторов и digital-художников с зарплатами до 200 тысяч рублей.

Поиск заказов

Подписчиков в соцсетях у меня не так много, но из них приходят заказы. В основном это знакомые из предыдущей сферы деятельности и знакомые знакомых. Сарафанное радио работает.

Кроме соцсетей я использую профессиональные сайты illustrators.ru и behance.net. Ещё я инициирую холодные письма. Не нужно стесняться, что вам не ответили, и воспринимать отказ на свой счёт.

Совет: не пишите на общую почту отдела маркетинга или в пресс-службу. На эти адреса слетается огромное количество писем, вы рискуете затеряться в потоке. Ищите почту конкретного человека. Напомнить о себе можно, главное оставаться адекватным в любой ситуации.

Не скатывайтесь в синдром самозванца

Это большая проблема для творческих людей. Я постоянно спрашиваю себя, достаточно ли классно я сделала работу, но стараюсь не сравнивать свои иллюстрации с работами других художников, а смотреть только на собственный прогресс. Такой подход помогает чаще хвалить себя. Все мы работаем над собой, никто не идеален.

Фото из личного архива Дианы Евстигнеевой

К критике тоже нужно быть готовым. Она может прийти не только со стороны заказчика, но и от посторонних людей. Здоровое отношение к себе и тому, что ты делаешь, очень помогает.

Фриланс и деньги

В отношении своей работы не люблю слово «фриланс». Для меня иллюстрация — это предпринимательство, мой бизнес-проект.

Когда работаешь на себя, ответственность за уровень заработка и дальнейшее развитие карьеры полностью лежит на тебе. Нужно проделать долгий путь. На рынке есть иллюстраторы, работы которых могут стоить до миллиона рублей. Это вопрос продвижения личного бренда, поэтому для таких результатов стоит вложиться в развитие, продумать стратегию. Некоторые иллюстраторы совмещают работу в офисе и фриланс, чтобы не терять стабильность. Это тяжело, придётся работать по вечерам, возможно, без выходных. Но в корпорации тоже можно вырасти до хороших результатов, например, стать арт-директором.

Где искать заказы начинающему графическому дизайнеру

Читать подробнее

Процесс создания: от брифования к котикам

Работа иллюстратора хороша своим разнообразием. У меня есть необычный проект для исторического парка «Россия ― моя история». Задача состояла в создании персонажа для конкурса. В обсуждениях родилась идея сделать серию иллюстраций с весёлым котом в образах российских правителей прошлого. Причём у персонажа есть прототип — кот, живущий в музее. Такие интересные задачи помогают мыслить шире и проявлять свою креативность.

Иллюстрация Дианы Евстигнеевой

Моя любимая часть работы — проработка идеи. Когда заказчик даёт абстрактную мысль, у меня включаются все извилины, я выстраиваю ассоциативный ряд и стараюсь предлагать несколько идей, чтобы заказчик мог выбрать.

Чтобы не было ситуаций, когда заказчику категорически не нравится иллюстрация, важно прорабатывать основные вопросы на этапе брифования. Стоит спросить: в чём ценности бренда, кто целевая аудитория, какие цели у проекта, на чём будет печататься иллюстрация. Чем тщательнее подготовка, тем меньше вероятность правок и доработок. Бриф и эскизы — это обязательно, а ещё лучше живое общение. 

Работать, безусловно, следует по договору. В нём прописываются количество правок и условия использования работы. Когда процесс ставишь грамотно, результат получается достойный.

Уставать — это нормально

Существует иллюзия, что если нашёл творческую профессию, то автоматически становишься счастлив, не выгораешь и находишься в постоянном творческом потоке. Конечно, нет. Если чем-то заниматься ежедневно, то можно устать, это нормально. Мне помогает многозадачность. Я стараюсь не концентрироваться на одном, добавляю варианты творческой реализации. Сейчас, помимо работы с заказчиками, я разрабатываю линейку одежды и аксессуаров со своими принтами. Это большой пласт работы, который не даёт зарыться в рутину. К тому же я не завишу от одного источника дохода.

На специализированных сайтах я загружаю свои картинки, а пользователь выбирает иллюстрацию для оформления маек, свитшотов или мерча. Художник получает процент от заказа. Это удобно — не нужно тратиться на закупку материала, но есть прямая зависимость заработка от количества загруженных картинок и мало влияния на процесс продаж. Я хочу контролировать создание одежды: это свобода и возможность заработать больше, но это трудозатратно и требует вложений.

А ещё я создаю мини-анимации, которые планирую в дальнейшем использовать для превью и обложек музыкальных альбомов.

Выбираем профессию в дизайне: виртуальные миры, городские парки, гаджеты

Читать подробнее

Поймать музу

Вдохновить может что угодно: фильм, книга, музыка. Как-то я слушала песню группы «Мёртвые дельфины» «На моей луне», и в голове родилась картинка с фантазийной девушкой, которая сидит на луне. Вдохновение играет важную роль в собственных проектах, но в работе с заказчиками нельзя проваливаться в рефлексию.

Иллюстрация Дианы Евстигнеевой

Отсутствие вдохновения не значит, что нельзя сделать работу хорошо. Главное — начать, погрузиться в работу. Как только сел за работу, появляются идеи, с ними приходит энергия двигаться дальше, и ты уже готов сворачивать горы.



Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве

Путин подписал указа о Дне российской анимации. Его будут отмечать 8 апреля.

«Смотрю на мультфильмы с позиции создателя, а не зрителя», ― студентка факультета анимации

Высшее образование

Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации

Вы научитесь создавать анимированные рекламные ролики и спецэффекты для фильмов, а также 2D- и 3D-моделированию и моушн-дизайну. Студенты проходят практику на ведущей анимационной киностудии страны «Союзмультфильм». К выпуску имеют собственное портфолио, которое помогает им трудоустроиться. Например, начинающие 3D-аниматоры получают от 160 тысяч рублей, а художники анимации – от 200 тысяч рублей.

#профессии #специальности #иллюстратор #digital-иллюстратор #дизайн #дизайнер #графический дизайн #художники #личный опыт #креативные индустрии

Читайте также: