Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает
unsplash.com
Анимационная индустрия в России чувствует себя хорошо — пандемия и геополитическая обстановка несильно ей навредили. С 2018 года объём рынка отечественной анимации вырос в 3,5 раза до 20 миллиардов рублей. За последние 10 лет в стране открыли около 50 анимационных студий, создали 70 полнометражных фильмов и 200 анимационных сериалов. Чем больше таких продуктов производят, тем острее нехватка специалистов в этой сфере. Редакция Synergy Times вместе с экспертом студии «Союзмультфильм» Натальей Муродходжаевой разбиралась, чем занимается аниматор, сколько зарабатывает и как им стать.
Из этой статьи вы узнаете
Кто такой художник-аниматор
Чем отличается анимация от мультипликации
Где нужен художник-аниматор
Что он должен уметь
Сколько зарабатывают аниматоры
Как стать аниматором
Как сделать первые шаги в карьере художника-аниматора
Интересные факты об анимации
Кто такой художник-аниматор
Художник-аниматор — не актёр, который в костюме супермена ведёт детский праздник. Это специалист, который с помощью разных приёмов и технологий оживляет персонажей видеороликов, мультфильмов и других проектов. Он заставляет героя двигаться, разговаривать, злиться или радоваться, то есть делает его одушевлённым существом. Отсюда и название профессии — аниматор. Оно происходит от латинского anima, что означает «душа», а термин «анимировать» — от animare — «делать живым, наполнять дыханием». Чем выше профессионализм художника, тем реалистичнее результат.
Путин подписал указа о Дне российской анимации. Его будут отмечать 8 апреля.
Читать подробнееЧем отличается анимация от мультипликации
Иногда слова «анимация» и «мультипликация» используют как синонимы. И всё же это разные понятия с точки зрения периодов развития визуального искусства и техники создания мультфильмов.
Термин «мультипликация» (от лат. multiplicatio — умножение) чаще употребляли в советское время. Вспомните детское увлечение, когда мы в блокноте на каждом листе рисовали фигурки с минимальными различиями, и при быстром пролистывании они начинали двигаться. Примерно так же вручную мультипликаторы создавали мультики «Ну, погоди!» и «Винни-Пух»: рисовали каждый кадр, фотографировали их, затем проецировали на экран со скоростью 24 кадра в секунду. Такие специалисты по-прежнему существуют и пользуются спросом. Но это сложный и длительный процесс, поэтому сейчас большинство профессионалов предпочитают прибегать к помощи компьютера. И теперь их называют художниками-аниматорами.
На создание анимации уходит меньше времени. Во-первых, потому что рисунки не требуют тщательной проработки, иллюстрации можно выполнить в векторе. Во-вторых, рутинные процессы берут на себя компьютерные программы — Cinema 4D, Maya, Blender, 3D Max и др. Здесь героев двигают не с помощью «размножения», как в мультипликации, а добавляя контрольные точки. Рисовать каждую сцену с нуля больше не нужно. Работать в профессиональных программах учат на специализированных факультетах в колледжах и вузах, например, на факультете анимации в университете «Синергия».
Несмотря на различия профессий, мультипликатора и аниматора объединяют одинаковые этапы:
-
разработка концепции;
-
написание сюжета и сценария;
-
разбивка на сцены и эпизоды;
-
раскадровка.
Художник-постановщик мультфильма в России получил право считаться его автором
Читать подробнееГде нужен художник-аниматор
Художник-аниматор — специалист широкого профиля. Он создаёт не только мультфильмы, но и спецэффекты, 2D- и 3D-изображения, графические части телепрограмм (например, прогноза погоды), рекламные ролики, моушн-проекты, где видео-, аудио- и текст объединяются в общий анимационный сюжет, рисует виртуальный мир видеоигр (предметы, персонажей, локации). Такой профессионал нужен везде, где используются элементы анимации:
-
на мультипликационных студиях;
-
на телевидении;
-
в кино;
-
в рекламе;
-
в web-дизайне.
Сегодня художники-аниматоры очень востребованы. Исследователи характеризуют современные поколения как визуалов. Зрительный контент нужен везде. Кроме того, планы по созданию фильмов и мультфильмов расписаны на годы вперёд.
Бесплатный вебинар
Узнайте, какое направление анимации подойдёт вам
Записаться на вебинарЧто должен уметь художник-аниматор
Художник-аниматор должен уметь рисовать, создавать образы по примеру или из воображения, работать в специальных компьютерных программах, знать законы и жанры кинематографа и анимационного кино, анатомию человека и животных, принципы движения и динамики, настройки света и тени, цветокоррекцию, композицию.
Профессия художника-аниматора связана с визуализацией и одушевлением порой самых нереальных сюжетов, поэтому для него обязательны:
-
креативность;
-
богатое воображение;
-
чувство стиля;
-
эстетический вкус;
-
наблюдательность и профессиональная насмотренность;
-
актёрские навыки (иногда аниматор срисовывает с себя эмоции и жесты);
-
знание возрастной психологии (чтобы правильно передать характеры персонажей).
Чтобы работа была выполнена качественно, от специалиста требуются терпение, ответственность, работоспособность, самоорганизация, умение работать в команде.
Обязанности художника-аниматора зависят от его компетенций и дополнительных знаний. В одних проектах он может заниматься только графикой, в других – руководить всем процессом визуализации. Если вы планируете сотрудничать с зарубежными компаниями, изучайте иностранные языки.
«Союзмультфильм» создаст компьютерные игры с использованием NFT-технологий
Читать подробнееСколько зарабатывают художники-аниматоры
У художников-аниматоров используется деление на уровни, традиционное для IT: Junior (новичок), Middle (средний) и Senior (старший).
Junior-аниматорами обычно считаются самоучки, выпускники курсов или старшекурсники профильных вузов. Они имеют опыт работы около полутора лет. Такие специалисты понимают базовые принципы анимации и выполняют стандартные задачи, но пока не могут критически оценивать проект. Джуниоры получают 60–80 тысяч рублей в месяц.
Middle-аниматоры имеют опыт работы от одного до трёх лет. Они самостоятельно и быстро выполняют задачи, в том числе нестандартные, разбираются в трендах, имеют базу готовых решений, уверенно работают в самых известных программах и редакторах, понимают анимацию и дизайн на более глубоком уровне, чем джуниоры. Миддлы получают 80–140 тысяч рублей в месяц, в зависимости от сложности и количества проектов.
Senior-аниматоры хорошо знают свою предметную область. В своей профессии они как минимум четыре года. Они умеют оценивать анимацию, анализировать детали, предлагают нестандартные альтернативные решения. Чаще всего сеньоры имеют профессиональные награды, пишут статьи или проводят митапы для коллег. Их зарплата начинается от 150 тысяч рублей.
Что такое креативные индустрии и почему о них сейчас так много говорят
Читать подробнееКак стать художником-аниматором
Художники-аниматоры могут работать без специального образования, но самоучек редко берут в масштабные проекты с большим бюджетом. Иногда даже курсов бывает недостаточно, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Вы можете хорошо рисовать, но в приоритете у работодателей всегда будут профессионалы с высшим образованием.
Сегодня в России есть несколько вузов, где художник-аниматор может получить высшее образование. Выбирая университет, обращайте внимание на педагогов и практику. Например, в «Синергии» факультет анимации создан совместно с «Союзмультфильмом». Здесь преподают действующие специалисты легендарной киностудии. Студенты с первого курса проходят на ней практику, учатся работать на современном оборудовании и софте, идентичных технике и программам «Союзмультфильма». К выпуску начинающие аниматоры имеют портфолио и собственный мультфильм в качестве дипломной работы. Лучшие выпускники получают предложения о стажировке на «Союзмультфильме».
Чтобы оставаться востребованным специалистом, не пренебрегайте дополнительными курсами после вуза, следите за трендами и прислушивайтесь к запросам заказчиков. А если станете работать на себя, создавайте максимально креативные и неординарные ролики. Такие проекты привлекут как крупные, так и частные студии, что гарантирует достойную оплату труда.
IT+дизайн: как построить карьеру в 3D-моделировании
Читать подробнееКак сделать первые шаги в карьере художника-аниматора
Анастасия Болотова, карьерный консультант Центра карьеры Университета «Синергия» , рассказала редакции Synergy Times, с чего лучше начать молодым художникам-аниматорам:
- Выберите направление, в котором вы хотите работать и от этого выстраивайте карьерную стратегию.
- Делайте проекты (это подтянет ваши навыки) и размещайте их в портфолио во время обучения и после.
- Откликайтесь на вакансии и отсылайте свое резюме с портфолио и мотивационным письмом напрямую на почту в компанию, не бойтесь выполнять тестовые задания и проходить собеседования.
- Подготовьте свою самопрезентацию.
- Держите под рукой список вопросов работодателю на собеседовании, чтобы наиболее точно понимать все условия работы до трудоустройства.
Желательно, делать такие проекты, которые будете выполнять на предполагаемом месте работы, чтобы сразу показать больше навыков, по которым работодатель ищет себе сотрудника.
Это все — ваш бесценный индивидуальный опыт. Тестовыми вы можете дополнять ваше портфолио, а собеседования вас тренируют на будущее чувствовать себя более уверенно и сконцентрировано.
Расскажите о своем пути, мотивации сделать выбор в данном направлении и то как вы идеально подходите на предлагаемую должность, за счет описания своих релевантных вакансии навыков и компетенций.
Интересные факты об анимации
-
Мультипликация появилась раньше кино. В 1832 году бельгиец Жозеф Плато создал оптическую игрушку стробоскоп: по краю диска он нанёс рисунки лошади в разных стадиях бега. Круг вращался, и возникала иллюзия движения. Но первым мультфильмом в мире принято считать «Цирк лилипутов» Джона Стюарта Блэктона и Альберта Смита, созданный в 1898 году.
-
С ростом популярности кино мультипликацию стали забывать. Но интерес к ней вернули работы Уолта Диснея. Кстати, мультипликаторам его знаменитого мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (1937 год) потребовалась медицинская помощь после окончания работы над картиной. У них было переутомление.
-
На советский мультик «Пластилиновая ворона» (1981 год) потратили 800 килограмм пластилина. После выхода картины пластилин скупили во всех магазинах страны.
-
Чтобы крысёнок Реми из мультика «Рататуй» (2007 год) получился реалистичным, у него прорисовали 1,15 миллиона волосков, а на людях сэкономили — аниматоры оставили их без пальцев ног. Все 270 блюд из этого мультфильма сначала приготовили, затем сфотографировали и срисовали.
-
Советские мультфильмы нередко вдохновляли зарубежных мультипликаторов. Например, «Снежная королева» убедила режиссёра Хаяо Миядзаки в правильности выбора профессии. А обаятельный Чебурашка покорил всю Японию — там даже решили создать о нём собственные мультфильмы.
-
Ватикан выкупал права на анимационные продукты «Союзмультфильма», считая советские мультики высокоморальными и полезными для детей.
-
Художники-аниматоры не любят, когда их называют мультипликаторами.
Высшее образование
Факультет анимации
Факультет создан совместно с крупнейшей российской студией по производству мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Мы даём актуальные знания по анимационному искусству, моушн-дизайну, визуальным спецэффектам. Лучшие специалисты киностудии обучают студентов профессиональному мастерству на реальных кейсах.
Узнать подробнее