Ленинградский пр-т, д. 80, к. Г125190Москва, Россия
8 495 800-10-01stimes@synergy.ruhttps://synergytimes.ru/img/universal/logo-new.svg
31 мая 2022 г. РазвивайсяПрочитаете за 7 мин

«Чей голос громче, тот и выиграет» - нейропсихолог объяснил, как наш мозг принимает решения

«Чей голос громче, тот и выиграет» - нейропсихолог объяснил, как наш мозг принимает решения

Из личного архива Л. Малазония

Человеческий мозг – очень сложный орган, работа которого до сих пор не изучена до конца. Однако он влияет на все, что с нами связано: как мы учимся, как мы себя чувствуем, как мы принимаем решения. Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз в жизни откладывал важные дела «на потом» и после винил себя за это. Но главным виновником в этом случае как раз является наш мозг. Как он принимает решения (иногда за нас), как справиться с прокрастинацией и заставить себя действовать, а также почему важно вовремя притормозить, чтобы что-то сделать, рассказал в интервью Synergy Times нейропсихолог Лев Малазония.

Из этой статьи вы узнаете

О взаимоотношениях между мозгом и вашим я

Как выглядит базовый алгоритм для принятия наилучших на этот момент решений

Как мозг принимает решение

Как превратить желание в действие

Как научиться прогнозировать будущее

Как бороться с препятствиями на пути к реализации решений

Как на наши решения влияет недосып, алкоголь и другие факторы и что с этим делать

Почему правильно принятые решения могут сэкономить вам целую жизнь

– Лев, сейчас стала мемом идея, что мозг принимает решения раньше, чем мы их воплощаем. Кто кем управляет: я мозгом или он мной?

– Человек осознаёт решения с опозданием в доли секунды, это правда. Но в целом постановка вопроса некорректна. За ней следует фундаментальный вопрос: а что такое «я»? То же самое, что: мой мозг или нет?

– Что же такое «я» и в каких отношениях оно находится с мозгом?

– В нашей цивилизации много представлений, что такое «я». Например, кто-то считает, что это вечная нематериальная сущность. Кто-то – что за этим кроется багаж пережитого опыта. А для кого-то созданная им картина или дети – это «я».

Предлагаю ответить так: «я» – система параметров, преемственная по отношению к самой себе, которая позволяет идентифицировать человека среди других. Человек в 30 лет отличается от себя трёхмесячного, но всё же это он, только претерпевший изменения.


Фото из личного архива Л. Малазония

А мозг – один из параметров я-системы, оказывающий на неё определяющее значение, но не являющийся единственным идентификатором. Система и отдельный параметр влияют друг на друга, и только.

Представьте: если кто-то создаст клон человека и воспитает его с тем же набором идей. Этот клон совершит преступление, а в тюрьму попадёт «исходник» – мозг же одинаковый. Так себе идея, правда?

– Почему вы назвали вопрос про «я» фундаментальным в контексте разговора о мышлении и принятии решений?

– Клиентская практика показывает, что все сначала приходят с точечным запросом. Например, как не ссориться с мамой или как научиться решать конфликты. Несколько лет уходит на разные запросы. Потом всё становится хорошо, и человек задумывается: а зачем ему все эти навыки? Возникают экзистенциальные вопросы о сути жизни. А после них – тянущиеся долгие годы поисков, что же такое «я».

Поэтому я предлагаю перевернуть эту схему и сэкономить время. Так у человека появится базовый алгоритм принятия решений, который, во-первых, поможет снять тревогу и напряжение в условиях неопределённости и перераспределить «излишек» сил на полезные дела. Во-вторых, он поможет решить ряд проблем, например, справиться с прокрастинацией или вредными привычками.

«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность

Читать подробнее

– Что вы имеете в виду под условиями неопределённости?

– Иногда родители говорят детям: «Учись, не то станешь дворником!». Целый институт синоптиков не может достоверно предсказать погоду на завтра. А тут – прогноз на целую жизнь.

А она – как игра, в которой правила неизвестны. Нет достоверной картины мира и 100% инструкций, какое действие к чему приведёт. Способность каждого из нас интерпретировать входящие сообщения извне или изнутри не абсолютна. Прогноз, который мы делаем на основе входящей информации, очень примерный, и любые решения тоже.

Например, мы почувствовали дискомфорт в животе. Что это – голод или потенциальный приступ панкреатита? Идти к холодильнику или к врачу? Неверная интерпретация может быть критичной. Поэтому важно как можно лучше изучить язык, которым написана книга жизни. Это поможет лучше понимать «входящие сообщения».

Но лучше – не значит идеально. Нет идеальных решений, людей и понимания мира. Поэтому я предлагаю исследовательский подход: определить для себя, как вы понимаете мироустройство и самого себя, и утвердиться в том, что всё это – допущение, а не константа.

Это поможет снять тревогу и напряжение, спокойнее и даже с любопытством относиться к тому, что что-то пошло не по сценарию, и внести в него коррективы. Но для начала надо, чтобы этот сценарий был, и в этом помогает алгоритм.

– В чём заключается базовый алгоритм для принятия решений?

– Первое – надо определить, в каком контексте вы живёте. Ответьте себе на три вопроса: мир – реален/ирреален? Предопределён/не предопределён? Иерархичен или каждый может быть любым?

Достоверный ответ на эти вопросы нам не известен, поэтому просто выберите то, что вам комфортнее и ближе. Например, в иерархичном предопределённом мире родительские советы не помогут вам стать  кем-то, кроме дворника, так что и волноваться не о чем.  

Второе – надо сделать калибровку цепей-установок, которые были родительскими и общественными, а стали вашими. Так вы честно ответите себе на вопрос, кто вы. Допустим, можете признать, что любите врать и считаете это нормальным, что карьера для вас важнее друзей, что вы веган-энтузиаст и т. д. Тут важна честность с самим собой.

После вы сможете ответить себе, что в вашей картине мира хорошо, а что плохо. Поставить себе цель, к которой будете двигаться. Например, если вы хотите сделать карьеру, то забивать на важные задачи и отчёты – плохая идея. А написать график задач и оптимизировать их решение – хорошая. И так – в любой момент жизни.

«Недосып грозит болезнью Альцгеймера» — сомнолог о том, как спать, чтобы быть продуктивным

Читать подробнее

– Разве решение рождается так? Почему тогда мы не перестаём есть сладкое, курить или лениться вместо занятий спортом, если всё так просто?

–  Не так просто. Сначала вам поступает некий сигнал, а потом организм начинает его обрабатывать. В процессе участвует множество подсистем — настоящая мешанина или парламент с кучей перебивающих друг друга участников.

Например, вы на диете, но понимаете, что захотели съесть печенье. Это в крови понизился уровень глюкозы, и мозг получил об этом сигнал. Дальше может заурчать в желудке, вы осознаете голод. При этом в памяти есть вкус печенья, а за ним тянутся ассоциации с удовольствием и т. д. Вероятно, желание съесть печенье начнёт конкурировать с желанием сохранить фигуру и быть здоровым.

Кто из «голосующих» будет кричать громче, тот и выиграет. Например, если у человека в мозге много «рецепторов для получения удовольствия», то ему будет сложнее отказаться от сладостей, курения и т. д. 

Ещё у нас с инстинктом самосохранения конкурирует инстинкт вымирания, он почти такой же сильный. Бывает, что кто-то не бросает курить, быстро ездить или лежать на диване с пивом, потому что на самом деле хочет умереть (именно действия показывают наши истинные желания, а не те, которые мы заявляем громко вслух).

Такое желание может возникнуть из-за несоответствия ожиданий и реальной картины мира, поэтому исследовательский подход к жизни с возможностью органично вписать изменения в определённую для себя «схему» снимают эту проблему.

Учись учиться: как помочь мозгу усваивать новое без особого труда

Читать подробнее

– Вы говорите, действия показывают реальные желания. Как научиться превращать потенциальные желания  в реальные, то есть в действия? 

– Сначала делаем прогноз – образ, как получить желаемое. Чтобы он был наиболее достоверным, нужно прокачать пространственное мышление – на нём строится причинно-следственная связь. Это поможет усилить систему прогнозирования и сделать её «голос» более громким.

Это очень важная штука – уметь смотреть на отсроченный результат. Бедные умеют тратить, богатые – инвестировать.

Удовольствие «здесь и сейчас» в большинстве случаев не приносит той пользы, что работа на перспективу. Поэтому тренировка системы прогнозирования помогает справиться с прокрастинацией, внешними и внутренними препятствиями и выбирать в каждый момент жизни то, что приближает вас к цели.

Ещё важно, чтобы перспективный результат был заземлённым. Например, если надо подготовиться к экзамену, то определите вводные: его дату, что именно будут спрашивать, скорость вашего чтения и запоминания, которую нужно выяснить опытным путём и т. д. Без осязаемой конкретики ничего не получится.

– Как тренировать пространственное мышление? И почему именно оно помогает в прогнозировании?

– У меня есть гипотеза, что более сложное мышление строится на пространственном мышлении. В процессе развития человек осознаёт своё тело, потом учится взаимодействовать с внешним миром. Потом осваивает квазипространства – время и числовой ряд, дальше – пространство социальных иерархий.

Иногда в нём обнаруживаются проблемы. Например, как маленькие дети не понимают, что кубик не пройдёт в круглое отверстие, так взрослые люди могут не осознавать, что лежать на диване – это к низкой зарплате или её отсутствию. Умозрительное понимание – не равно знание. Знание – это навык, и он нарабатывается.

Чтобы улучшить конечную точку этой цепочки, начинать надо с фундамента. Первое, что надо сделать,  – натренировать навык чувственного восприятия. Попробовать прожить день (или для начала час) с закрытыми глазами, рассортировать наощупь  монетки по номиналу.

Можно взять любой учебник с упражнениями для малышей – на развитие мелкой моторики, воображения и пр., посмотреть, какой навык у вас не развит, и начать его тренировать. Например, сначала вы научитесь реагировать на летящий в вас мяч, и после этого у вас выработается автоматический навык, что делать, если на вас летит годовой отчёт, профессиональный конкурс или сессия.

Прожить 9 жизней и не стать нудным старикашкой: в чём смысл концепции lifelong learning

Читать подробнее

– А что вы имели в виду, когда говорили, что всегда будут препятствия, которые мешают нам воплощать наши решения в жизнь?

– Например, на носу сессия, а вы не готовитесь. За этой ленью может крыться банальный страх позора – из-за неправильного ответа вы предстанете в невыгодном свете. Это и есть ваш противник, и вам надо снизить влияние баллов на самооценку.

А ещё могут возникнуть соблазны, например, друзья позовут на вечеринку. Тогда поможет натренированная система удержания фокуса внимания, саморегуляции.

Может быть и такое, что желание ложное. Вы не учите английский, потому что не хотите. Не надо себя насиловать саморегуляцией, лучше честно поговорить с собой и расставить точки над i.

– Как всё же заставить себя что-то делать, прокачать систему саморегуляции?

– С помощью любых игр, в которых есть правила. Можно делать пальчиковую гимнастику, инструкцию легко найти в интернете, или при ходьбе отслеживать, чтобы одновременно двигались то одноимённая рука и нога, то разноимённые.

Можно каждые 10 шагов напрягать и расслаблять по очереди пальцы рук – этого никто не заметит и это легко делать по пути на учёбу или работу. Суть упражнений – в том, чтобы удерживать на чём-то фокус внимания или переключаться с одного набора правил на другой.

В моменте навык саморегуляции – это когда вы оттормаживаете себя прежде, чем что-то сделать, осознанно подходите к решению. Останавливаетесь перед совершением действия, проговариваете последствия и только после этого принимаете решение.

В менее эмоциональных ситуациях отличный инструмент – дневник для идей, планов и пр., он как второй мозг, с помощью которого можно подумать.

– Влияет ли на принятие решений недосып, алкоголь, время дня или года? Если да, то что может усилить продуктивность и корректность выбора? 

– Всё индивидуально. Универсальным может быть лишь совет заняться общим психофизическим укреплением: закаливание, скоростное чтение книг, игра на музыкальных инструментах – всё подойдёт. При этом когда вы осваиваете новый навык, хорошо вести дневник.

Допустим, вы хотите больше читать и запоминать прочитанное. Запишите входные параметры: сколько времени уходит на чтение, сколько из прочитанного запоминаете. Делайте пометки ситуаций, где вы «сломались» или «завелись».

Например, вы активнее читаете на сытый желудок, а не на голодный, лучше запоминаете во время вечернего чтения, а не утреннего. А читать при шуме в метро вам вообще противопоказано. Так вы будете знать своих «помощников» и использовать их себе на благо.

Туризм для студентов и молодёжи: как ездить по России, жить в общаге и почти не платить

Читать подробнее

– А если это невозможно? Например, я акушерка скорой помощи, и мне надо ночью в состоянии недосыпа принимать роды. Как тут подстроишься?

– Надо смотреть шире – может, вообще работу сменить? Если совсем нет вариантов, то надо в игровой форме оттачивать именно этот навык. В нашем примере подойдёт не выспаться, взять ракетку и теннисный мяч – и отбивать его от стены. Так постепенно натренируется навык максимальной концентрации и чёткости действий при недосыпе.

– Ранее вы сказали, что навык принятия решений по вашему алгоритму может в буквальном смысле сохранить жизнь. Что вы имели в виду?

– По статистике в течение года в мире происходит 800 тысяч случаев суицида. Значительная часть самоубийц – подростки, у которых не было реальных причин для смерти вроде тяжёлой болезни. Кто-то из них, потеряв в 16 лет любовь, решил, что больше их никто не полюбит и т. п. Если бы они немного оттормозились, подумали, взвесили все варианты развития событий, такого бы не случилась.

Жизнь очень разнообразна. Предложенный алгоритм даёт возможность принимать любые её нововведения с исследовательским интересом, не бояться ошибок, не переживать из-за того, что что-то пошло не по плану, и направить своё время и силы на полезные и приятные занятия.

 

Высшее образование

Разбирайся в психологии профессионально

XXI век – очень стрессовый, его связывают с постоянной спешкой, сверхстремительным техническим прогрессом, погоней за профессиональным успехом, постоянной конкуренцией. Это рождает огромную потребность в психологах и психотерапевтах. Кроме того, знание психологии полезно в любом деле. 86% студентов факультета психологии к выпуску имеют опыт работы по специальности в крупных компаниях.

Узнать, как поступить

#психология #когнитивные науки #саморазвитие #прокрастинация #решения #мозг

Читайте также: