Учись учиться: как помочь мозгу усваивать новое без особого труда
Image by lookstudio on Freepik
Чему бы мы ни учились, есть общие приёмы усвоения знаний. Они основаны на принципах работы мозга. Проблема в том, что традиции в образовании закладывались намного раньше, чем учёные смогли заглянуть внутрь черепа. Американская исследовательница, профессор Оклендского университета Барбара Оакли уверена, что многие подходы к обучению в результате оказались неправильными. Редакция Synergy Times разобралась в её теории о том, как научиться учиться. Применяем её советы ― работают.
Из этой статьи вы узнаете
Что происходит с мозгом во время учёбы
Почему полезно учить других
Зачем делать перерывы во время учёбы
Как научиться не откладывать обучение
Почему долго лениться вредно
В чём смысл практики
Почему спорт и сон ― это важно
Как помочь мозгу всё запомнить
Как вести себя на экзамене
Почему не надо завидовать тем, кто быстро учится
Что происходит с мозгом во время учёбы
Мозг состоит из особых клеток ― нейронов. Именно они отвечают за обучение. У каждого нейрона есть «рука», которая называется аксоном, и несколько «ног» ― дендритов. Эти «ноги» волосатые, на них растут дендритные шипы.
Нейрон. Автор: Юкатан, Dhp1080 (original). Этот файл является производной работой
от: Neuron.svg, CC BY-SA 3.0. Источник: «Википедия»
Когда мы учимся, мозг выстраивает связи между нейронами: дендритные шипы растут, и аксон-«рука» их соединяет. Чем больше мы в чём-то практикуемся, тем крепче и толще цепочки, а значит, лучше усвоены знания.
При этом есть два принципа формирования нейронных цепочек. Первый связан с декларативными знаниями (человек может их декларировать, то есть выразить словами). Например, назвать столицу России или запомнить, что вода мокрая.
Второй принцип формирует процедурные знания (практические). Например, умение ездить на велосипеде или завязывать шнурки.
Для эффективного обучения надо использовать оба механизма.
«Взяли картину Ренуара и разбили на 1125 кусков», – что такое NFT и как на нём разбогатеть
Читать подробнееПочему полезно учить других
Просто узнать что-нибудь новое (посмотреть видео или прочитать текст) ― хорошо, но недостаточно, утверждает Оакли. Нейронные связи при этом образуются слабые. Эффект возрастёт, если пересказывать изученное. Это называется «техникой вспоминания».
Например, с текстом надо работать так:
- внимательно прочитать;
- найти и подчеркнуть самое важное (фрагменты должны быть не слишком большими);
- закрыть текст и воспроизвести выделенные тезисы (можно вслух).
Техника вспоминания позволяет не просто вызубрить материал, а тщательно в нём разобраться.
Можно поделиться новыми знаниями с друзьями или коллегами. Полезно вспоминать ключевые моменты в разном окружении и в разное время (в кровати перед сном или на автобусной остановке).
Если повторить информацию сразу после прочтения, через полчаса, через день и через две недели, нейронные связи станут толстыми, как канаты! Бородатый анекдот о том, как профессор объяснял теорему студентам трижды и наконец понял сам, ― не шутка. Это действительно так работает.
Зачем делать перерывы
Учёба происходит в двух режимах: «сфокусированном» (сосредоточенном) и «рассеянном» (неосознанном). Мозг не может долго концентрироваться на задаче и начинает лагать. Это сигнал, что пора переключить режим ― сделать перерыв. Мозг автоматически отправит информацию на обработку, выстроит связи между знаниями из разных областей и поможет уложить новый материал в голове.
Рассеянный режим помогает выйти из ступора, найти неожиданные решения, посмотреть на задачу с новой стороны.
Почему лениться — это полезно: профиты и правила эффективного ничегонеделания
Читать подробнееКак научиться не откладывать обучение
Мозг ― ленивый хитрюша. Он не хочет тратить энергию на отращивание нейронных связей и хватается за привычные действия. При мысли об учёбе мозг активирует центр боли. Но стоит только приняться за задачу, дискомфорт быстро уходит. Если знать об этой невинной хитрости, бороться с прокрастинацией будет проще.
И всё-таки, как заставить себя начать, если лентяй в голове вопит: «Не надо, мне больно»? Нужно убрать все отвлекающие вещи (соцсети, игры, телевизор), поставить таймер на 25 минут и пахать в режиме концентрации.
Зазвенел таймер ― у тебя есть законные 5–10 минут отдыха. Трать их, как тебе вздумается. Залипай в тиктоки, слушай музыку, пей чай, играй в игрушку на смартфоне. В это время мозг переключится в рассеянный режим. На окончание отдыха тоже можно поставить таймер. После трёх-четырёх циклов можно сделать перерыв подольше — на 15–30 минут.
Есть специальные мобильные приложения по борьбе с прокрастинацией, например: «Forest: будь сосредоточенным», Pomodoro Timer, «Таймер продуктивности». Некоторые из них позволяют не только следить за временем, но и вести дневник обучения.
«Выпрями спину, креветка»: как я месяц носила корректор осанки и что из этого вышло
Читать подробнееПочему долго лениться вредно
Барбара Оакли отмечает: если прокрастинировать часто, то мозг привыкнет лениться. Регулярные упражнения, наоборот, помогут сформировать привычку учиться. Как в спорте ― чем чаще нейрон передает электрический сигнал соседу, тем сильнее укрепляется связь между ними. Дендритные шипы крепнут, усиливается синапс ― место контакта между двумя нейронами.
Синапс. Автор: Thomas Splettstoesser. Собственная работа, CC BY-SA 4.0.
Источник: «Википедия»
По аналогии со спортзалом, короткие тренировки, разбитые на несколько дней, лучше, чем одно длинное занятие.
В чём смысл практики
Теория без практики малоэффективна. Длинная лекция подразумевает работу мозга в сфокусированном режиме, а мы уже выяснили, что он так не умеет. После изучения нового материала обязательно надо делать упражнения. Они помогают мозгу записать информацию не только в краткосрочную, но и в долговременную память.
Краткосрочная память ограничена. Она удерживает одновременно примерно четыре задачи (у кого-то больше, у кого-то меньше). Кстати, именно из-за экономии краткосрочной памяти рекомендуется во время учёбы убрать и выключить всё, что отвлекает.
С помощью практики некоторые задачи можно довести до автоматизма и освободить место в своей «оперативке» для решения новых или более сложных. Вспомни, как трудно было впервые поехать на велосипеде: держать равновесие, крутить педали, следить за дорогой. Но спустя несколько тренировок всё стало получаться само собой. Уже можно переходить на новый этап: ездить, не держась за руль.Усложнять задачи надо постоянно. Когда новое знание прочно усвоено, практиковаться в нём легко и приятно. Не позволяй мозгу обхитрить тебя и схалтурить. Возвращаясь к примеру со спортом ― регулярно увеличивай «вес гантелей».
Почему спорт и сон ― это важно
Кстати, о спорте. Физические упражнения помогают нейронам развиваться и соединяться друг с другом. Во время занятий спортом в мозге формируется белок BDNF ― нейротрофический фактор мозга. Смотрите, какой красивый.
Белок BDNF. Автор: Microswitch из английской Википедии, CC BY-SA 3.0.
Источник: «Википедия»
Он отвечает за формирование новых клеток и выживание и рост прежних.
Ещё эффективность учёбы повышает крепкий сон. Дендритные шипы на нейронах развиваются быстрее, когда мы спим. Во сне мозг раскладывает по полочкам всё, что узнал за день. Исследователи фиксировали повторяющиеся электрические импульсы, пробегающие по цепочке нейронов во время сна. В общем, пока мы спим, мозг работает. Выходит, не такой уж он лентяй.
«Недосып грозит болезнью Альцгеймера» — сомнолог о том, как спать, чтобы быть продуктивным
Читать подробнееКак помочь мозгу всё запомнить
Существуют приёмы, позволяющие лучше запомнить и понять новое:
- Метафора. К новому понятию подбери красочную метафору или аналогию. Это позволит напрячь старую мозговую цепочку и поможет осознать информацию через то, что ты уже понимаешь. Чем бредовее ассоциация, тем лучше она запоминается. Например: дендриты нейронов похожи на волосатые ноги.
- Мнемонические правила. Если представить долговременную память как бесконечную картотеку, то мнемоническое правило ― это путь к нужной полке и ящику. Можно пользоваться уже существующими правилами или придумывать свои. Подойдут не только фразы типа: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», но и картинки. Например, чтобы запомнить число Пи, можно представить Змея Горыныча с тремя головами, одним туловищем, четырьмя хвостами и т. д.
- «Дворец памяти». Древнеримский метод, основанный на мысленно-пространственных ассоциациях. Допустим, тебе надо запомнить номер телефона: 2-84-10. Представь локацию, которую хорошо знаешь, например, свой дом. Расставь все цифры по комнатам, и пофантазируй в красках, на что они похожи. Вот по прихожей ползёт змея-двойка. Она ищет на кухне свои очки-восьмёрку. Находит на стуле-четвёрке. Переползает в ванную и обвивается вокруг швабры-единицы. Ты, конечно, в шоке. Поэтому твой рот напоминает ноль. Больше абсурда! Он помогает запоминать.
- Сочинение песенок. Многие учили в школе английский алфавит, распевая его на несложный мотив. В результате он запомнился намертво. Такой творческий подход работает и с более сложными понятиями.
- Конспект от руки. Писать рукой медленнее, чем печатать. Во время конспектирования мы автоматически отмечаем главное в тексте, и дендритные шипы растут. Перед сном можно просмотреть свои записи и дать таким образом нейронам задание на ночь.
«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность
Читать подробнееКак вести себя на экзамене
Краткая шпаргалка, как помочь мозгу справиться с экзаменом (контрольной, зачётом, тестом):
- Перед сном просмотреть конспекты и повспоминать тезисы.
- Выспаться.
- Начать с трудных задач. Пробеги глазами задания, отметь самые сложные. Решай их первыми. Подумай над ними две минуты. Если мозг впал в ступор ― переключись на более лёгкие задачи. Реши их и вернись к трудным. Сработает принцип рассеянного внимания, как в случае с обычным перерывом на отдых. Во время решения простых задач мозг в фоновом режиме будет работать над трудной.
- Настроить себя на успех. Не думай: «Я боюсь экзамена». Посмотри с другой стороны: «Я проверю и продемонстрирую свои знания на экзамене».
- Дышать правильно. Во время стресса мы дышим поверхностно, только верхней частью грудной клетки. Мозгу не хватает кислорода, и это усиливает страх. Сознательно дыши глубоко. Можешь положить руку на живот и следить, чтобы он поднимался.
Почему не надо завидовать тем, кто быстро учится
Мы уже упоминали, что объём краткосрочной памяти у разных людей отличается. Те, у кого много ячеек в оперативке, учатся очень быстро. Барбара Оакли называет их «гонщиками» (race car learners). Людей, у которых краткосрочная память меньшей ёмкости, она сравнивает с путешественниками (hiker learners). Они учатся медленнее и вдумчивее. Чтобы усвоить сложные вещи, им приходится создавать вспомогательные мозговые цепочки. Это позволяет им обнаружить ошибки, которые упустили «гонщики», придумать изящные и нетривиальные решения задач. Ещё они обладают богатым воображением и умеют объяснить трудный пример простыми способами.
Разумеется, всё намного сложнее. В одних областях знаний мы учимся, как «гонщики», в других ― как «путешественники». Если чувствуешь, что всё идёт как по маслу, будь внимательнее, не спеши с выводами, следи за ошибками. И наоборот, не переживай, когда что-то даётся с трудом. В таком обучении больше творчества. Большинство нобелевских лауреатов ― «путешественники».
Онлайн-обучение
Прокачай способности мозга
Программы для детей и взрослых по совершенствованию логики, эмоционального интеллекта, креативного мышления, скорочтения и пр.
Узнать подробности